• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



03.10.2023

В Санкт-Петербурге состоялось открытие фестиваля «Петербургские дожди»

2 октября состоялось грандиозное открытие первого фестиваля современной музыки «Петербургские дожди», который был учреждён Союзом композиторов Санкт-Петербурга во главе с Антоном Таноновым. Событию посчастливилось стартовать в Большом зале Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга, прекрасная акустика которого позволяет в равной степени удачно звучать и произведениям классиков, и экспериментам авторов нашего века.

Михаил Голиков

Программу концерта-открытия составили четыре крупных симфонических сочинения петербургских авторов, среди которых — две мировые премьеры: Концерт для виолончели с оркестром Александра Изосимова и Концерт для фортепиано с оркестром №4 Николая Мажары. Наряду с ними прозвучали: искромётная концертная фантазия «Заклятие солнца» Леонида Резетдинова, давшая название вечеру, а также остроумная «Чеховъ-симфония» Александра Радвиловича.

Музыку петербуржцев исполнили артисты Международного симфонического оркестра «Таврический» под управлением Михаила Голикова — народного артиста Кабардино-Балкарской Республики. Художественный руководитель фестиваля Антон Танонов подчёркивает, что проекту важно привлекать к исполнению новых партитур именно молодых музыкантов. Оркестр «Таврический» в этом отношении оказался очень точным выбором. В его рядах можно заметить и недавних выпускников, и студентов музыкальных ВУЗов, неизменно зажигающих публику своей кипучей энергией.

Солистами концерта стали яркие музыканты. Виолончелист Дмитрий Хрычёв в своё время выступал под управлением Пендерецкого, кларнетист Лев Журавский в этом году стал лауреатом конкурса Чайковского. Фортепианный концерт Николая Мажары был представлен в исполнении самого композитора.

Лев Журавский

Событие вызвало заметный ажиотаж у слушателей. Благодарные овации зала после первого же номера продолжались несколько минут. Такой реакции удостоилась первая премьера вечера – виолончельный концерт Александра Изосимова. Трёхчастная партитура по образам и языку напомнила симфонии Дмитрия Шостаковича, с оглядкой на нашу эпоху. Торжественно-эпичное, несколько «голливудское» оркестровое вступление прерывается угловатой, изломанной темой виолончели. Так начинается борьба, господствующая на протяжении первой части и находящая разрешение в финале концерта мощнейшим крещендо тутти. «Победа», — произнёс кто-то в зале. Как отвлечение от напряжения крайних частей, доходящего будто до тремора, простирается неожиданно возвышенная вторая часть с мягким хоралом струнных. Возможно, именно это успокоение помогло сконцентрировать силы для столь стремительного победного рывка.

Не менее тепло был принят и исполненный впервые Концерт для фортепиано с оркестром Николая Мажары. Созданный в плоскости тональной музыки, концерт получил необычное композиционное решение. После токкатной первой части, романтически-элегичной второй с почти шопеновскими интонациями, скерцозной рондообразной третьей, которая вполне могла бы оказаться финалом, зазвучал финал подлинный. В нём композитор синтезировал все темы сочинения, однако драматичность, наступательность, стремительность этой части оставила интригующую загадку.

С сочинениями Леонида Резетдинова и Александра Радвиловича петербургская публика уже знакома. «Заклятие солнца» — двухчастная игра с тематикой древнего ритуала, в которой мистические символистские эпизоды перемежаются с пляской под электронный бит синтезатора и слэп бас-гитары. Исполнению «Чеховъ-симфонии» предшествовало предисловие автора, прочитанное ведущей концерта Анной Вишняковой. Это приблизило слушателей к пониманию композиторского замысла в масштабном пятичастном сочинении. Антон Павлович Чехов умирает, герои его произведений собираются почтить память создателя. «Музыка играет так весело, так радостно, и, кажется, ещё немного — и мы узнаем, зачем живём, зачем страдаем». Но спустя годы мы задаём себе всё те же вопросы, что терзали великого писателя, не находя ответов.

Концерт-открытие «Заклятие солнца» соединил произведения одного жанрового направления, но очень разные по языку. В этом нашёл воплощение один из важнейших принципов фестиваля «Петербургские дожди» — широта стилевого диапазона, представление петербургской музыкальной жизни как единого процесса.

Диана АКСИНЕНКО
Фотографии предоставлены пресс-службой
фестиваля «Петербургские дожди»
Фотограф: Вера Безрукова

03.10.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей