• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



19.12.2023

Оживший гений и его время

В Петровском путевом дворце «Москонцерт» показал спектакль-променад «Две жизни Рахманинова»

Проект был реализован с использованием гранта «Российского фонда культуры», что позволило осуществить его с размахом, характерным для художественных событий Серебряного века, с которым так или иначе связана судьба его героя. Например, для театрализованного действа был использован Петровский путевой дворец – неоготическое творение Матвея Казакова на Ленинградском проспекте: сегодня комплекс находится в ведении Правительства Москвы, используется как официальный дом приемов городских властей, попасть туда «простому смертному» не так-то просто и не всегда возможно, а тут – как раз шанс внимательно посмотреть на дворец и снаружи, и изнутри, побродить по его залам и галереям, да еще и не просто так, а в атмосфере удивительного действа.

Иммерсивный театр ворвался в нашу театральную практику в прошлом десятилетии нынешнего века, одно время был невероятно моден и заявлял о себе очень громко, это была своего рода сенсация. Хотя сам по себе тип такого театра вовсе не так уж и нов – еще Всеволод Мейерхольд использовал его элементы, но официально как полноценный вид искусства он сложился в Англии в начале XXI века и потом идею подхватили и развивали во многих странах мира и театральных традициях. Сегодня иммерсивный театр в России – уже не сенсация, однако он сохраняет очевидный элемент новизны, интересен и постановщикам, и артистам, и публике, позволяет многое – степень погружения в атмосферу происходящего в нем традиционна высока, в некотором роде гораздо выше, чем у традиционного спектакля с пресловутой «четвёртой стеной». В области музыкального театра были уже неоднократные опыты иммерсивных опер (не так много, в основном все в Москве), но чаще к иммерсивности прибегают все же в драматическом театре или в театре синтетическом, где драма и музыка существуют на равных, но все же как отдельные виды искусства и их синтез – не взаимопроникновение жанров, но их интеграция.

Темой данного спектакля-променада была выбрана судьба Рахманинова – великого русского гения, юбиляра этого года, которому в России в 2023-м было посвящено колоссальное количество событий. Правда, постановок его опер на ведущих сценах отечественных музыкальных театров мы так и не дождались: ни в Москве, ни в Петербурге. Но было много чего другого – множество проектов, фестивалей, концертов (в том числе концертных исполнений опер), словом, нельзя сказать, что Сергея Васильевича обидели. Под конец юбилейного года «Москонцерт» предложил и вовсе удивительное и занимательное, в известной степени инновационное мероприятие.

«Две жизни Рахманинова» - это спектакль-бродилка, разыгрываемый в девяти разных местах Петровского дворца, состоящий из одиннадцати сцен, не хронологически, а эмоционально-психологически реконструирующих судьбу композитора от его самых ранних гимназических лет, до невеселого финала в эмиграции. «Жанровой особенностью постановки является формат музыкального спектакля-променада. Объединённые в несколько групп зрители совершат путешествие во времени по одной из трех сюжетных троп и смогут взглянуть на личность композитора с разных сторон: глазами отца, матери и самого Рахманинова. Начало и финал спектакля для всех окажется одним, а наполнение тропы будет зависеть от сюжетной линии и от того, как история зала будет развиваться при взаимодействии артистов со зрителями», - гласит пресс-релиз спектакля. Насколько задуманное получилось у их создателей? Постараемся ответить на этот вопрос, но прежде дадим слово авторам променада, режиссерам Марии Тихоновой, Полине Шаховой и Вадиму Летунову.

 

«Спектакль — синтез драмы и музыки. Мы постарались собрать произведения разных жанров… Есть сцены, где больше мы отдаём дань фортепианной музыке, где-то — романсам и операм Рахманинова», - обещает Тихонова. «На каждой тропе зрителя ждут сцены из жизни Рахманинова, наполненные музыкой и театрализованным, иногда даже мистическим содержанием. Для нас важно помочь зрителю не только узнать что-то новое из биографии композитора, но и эмоционально подключиться к музыке, прочувствовать её», - утверждает Шахова. «Рассказывая не только о творчестве композитора, но и о его частной жизни, мы глубже сможем прочувствовать произведения Рахманинова... Ожидания от спектакля варьируются в зависимости от конкретных интересов и целей аудитории. Для некоторых это станет погружением в биографию и творчество композитора, а для других — ознакомление с историческим контекстом и социокультурными влияниями на становление идей в музыкальной культуре», - заключает Летунов.

Мне досталась тропа Василия Рахманинова, папеньки Сережи – человека веселого, хотя и военного, детьми занимавшегося мало, но искренне ими любимого, как раз за легкий нрав. Начиналось все в домашней библиотеке – гимназист Сережа в черном кепи за партой аккуратно что-то пишет в тетради, а потом музицирует – звучит «Лунная соната». А Сережин дедушка между тем рассказывает о возможных истоках Сережиной одаренности – дедушка тоже хотел быть музыкантом и имел способности, да не сложилось…

Следующая остановка – сразу у цыган в ресторане «Яр», с шумным Шаляпиным и обходительным Мамонтовым: творческая интеллигенция празднует премьеру «Алеко», а бас Владимир Байков (в роли великого Федора Ивановича) по-театральному ярко и размашисто исполняет хит этой оперы – знаменитую каватину главного героя, а потом – конечно же (как без них у цыган!) незабвенные «Очи черные». Зрителям тут даже наливают шампанского и предлагают легкие закуски – настоящий постпремьерный фуршет!

Следующая картина – затянутый в красный бархат (явная отсылка в пурпуру Большого театра) класс-салон, где требовательный Рахманинов – главный дирижер Императорской московской оперы добивается искренности в пении от первой исполнительницы партии Франчески Надежды Салиной (ее убедительно играет Марина Агафонова): урок неоднократно прерывается приходами оркестрантов, недовольными рахманиновскими нововведениями (в частности, запретом на курение во время спектаклей), но Рахманинов остается непреклонен в своем решении и предлагает музыкантам написать заявление об увольнении…

Новая локация – затемненная гримерка Шаляпина, где Дмитрий Романько в образе великого певца исполняет романсы Рахманинова, а потом запоет и сам композитор – его озвучивает тенор Дмитрий Бобров. «Перемена декораций» (точнее, локации) и мы уже в храме – Сергей Васильевич венчается с Натальей Александровной Сатиной: все всамделишное – священник, шаферы, иконы в человеческий рост, венчальное платье невесты, Рахманинов во фраке… В финале сцены в исполнении Екатерины Смолиной (она – в роли невесты) проникновенно звучит знаменитый Вокализ.

Спускаемся по парадной лестнице, богато декорированной лепниной – внизу нас ждет следующая «сценка»: неудачный роман композитора с Верой Скалон (ее играет Ирина Дубкова) – точнее, первая любовь, глубокая, но бесперспективная с точки зрения общественных устоев: горестное объяснение, утраченные иллюзии, разрыв. Полечить душевные раны после провала Первой симфонии отправляемся вместе с нервическим Рахманиновым к доктору Далю (Илья Ушуллу) – сеанс гипноза и кокетство дочери доктора Ланы Даль (Анастасия Кубарь) вызовут прилив творческих сил, видения вернут композитору форму: рождаются гениальные звуки знаменитого Второго концерта.

Финал – в подкуполном пространстве ротонды: здесь престарелый композитор (его играет тот же актер, что и дедушку в первой сценке – Руслан Суров) подводит итоги своей жизни, задается вопросами, по большей части не имеющими ответов, звучит хор – символ ангельского пения лучшего из миров. Уходя в вечность, Рахманинов остался с нами навсегда – его великая музыка с нами, здесь и сейчас, волнует и восхищает, тревожит и вдохновляет. Публика при этом видит «всех Рахманиновых» - все артисты, воплощавшие композитора в разных эпизодах (Антон Беляев, Ян Осин, Ариэль Ласкер, Сергей Борзов, Иван щеглов, Максим Аверьянов), предстают перед нею одновременно.

Что же – получилось? Безусловно, да – погружение в атмосферу, в ауру далекой эпохи, в тонкость чувств и противоречивость переживаний не только великого композитора, но и людей, окружавших его на разных этапах его жизни: аромат времени можно было словно воочию ощутить. Целостность впечатления в такого рода действе в немалой степени зависит от гладкости, слаженности организации маршрута, бесшовного сцепления разных сцен, моментального переключения эмоциональных состояний как артистов, так и публики: этого создателям проекта добиться удалось – бродилка оказалась не затянутой, но увлекательной. Помимо режиссерских идей и их реализации артистами немалую роль в успехе предприятия сыграли те, кто отвечал за визуальное решение проекта – выразительные и аутентичные эпохе костюмы Ольги Сид, общее декорационное решение каждой сцены сценографом Ириной Сид, световое решение Антона Гордиенко, хореографические вкрапления от Валерии Мигалиной и Ивана Межевикина.

Резюме: надо непременно вернуться сюда еще раз, чтобы пройти сквозь рахманиновский мир двумя другими, еще неизведанными тропами…

Александр МАТУСЕВИЧ
Фотографии предоставлены
пресс-службой театра
Фотограф Люся Сафонова

19.12.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей