• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



Пение в хоре воспитывает хорошего человека

Автор фото - Шершицкая Жаннет (Сергей Екимов и Игорь Матюхов)

V детско-юношеский хоровой Чемпионат мира собрал в Санкт-Петербурге около тридцати коллективов, возраст участников которых –от семи до двадцати пяти лет. Прекрасная праздничная атмосфера царила в дни чемпионата в лучших залах города, где проходило прослушивание, - Актовом зале СПБГУ, Белом зале Санкт-Петербургского Политехнического университета, Государственной академической капелле, Кафедральном собор святых Петра и Павла, Шведской лютеранской церкви. Членами жюри были такие выдающиеся мастера хорового искусства, как Яков Дубравин, Сергей Екимов, Валерий Успенский, Роландас Даугела и многие другие. Художественный директор чемпионата Игорь Матюхов и Председатель жюри Сергей Екимов ответили на вопросы корреспондента «Музыкального Клондайка».

Автор фото - Лилиана Виноградова

- Является ли чемпионат ежегодным?

Игорь Матюхов: Да. Уже на протяжении пяти лет каждый год мы привлекаем молодые хоровые коллективы в Санкт-Петербург.

- Могут ли в нем участвовать любительские коллективы?

И. М.: Мы не ограничиваем никого в этом вопросе. В нашем чемпионате могут принять участие все, кто хочет, - пожалуйста, ждём!

- Проходят ли участники предварительный отбор?

И. М.: Нет, участвовать могут все, другой вопрос, что само название мероприятия «Детско-юношеский чемпионат мира», уже обязывает педагогов, хормейстеров подумать о том, какого уровня у них коллективы, чтобы не попасть в неудобную ситуацию, выйдя на сцену.

Автор фото - Надежда Буаллаг

- Удивляют ли участники выбором программы или сложностью репертуара?

И. М.: Да, конечно. Особенно в этом году хор девушек «KaMu» из Финляндии показал необычную программу, латвийский хор «Лиелварде», несомненно, хор «Алатау» из Казахстана. Все учебные коллективы, на мой взгляд, были немного академичны, но при этом уровень исполнения был очень высокий, а в выборе современных произведений участники просто удивляют. Например, хор «Аврора» из Москвы исполнил «Реквием или Детские игры» А. П. Маноцкова - алеаторическое произведение на латинский текст. Это было совершенно невероятно.

Автор фото - Надежда Буаллаг

- Есть ли среди хоров те, кто был у вас неоднократно?

И. М.: Да, в этом вся прелесть. У нас дважды был один и тот же коллектив из Крыма. А однажды, произошла такая история, когда коллектив, приехав к нам на чемпионат, стал бронзовым призером, специально готовился год, приехал на следующий чемпионат и взял гран-при. В этом году снова приехал коллектив, который был два года назад, это детский хор из Москвы «Аврора» и он стабильно показывает высокий уровень. В прошлый раз получил золотую медаль, и в этом году тоже. Был близок к гран-при, совсем чуть-чуть не хватило мастерства..

- Как вы можете сформулировать миссию чемпионата?

Сергей Екимов: Наверное, миссия чемпионата - это, прежде всего, пропаганда хорового искусства, именно в направлении детско-юношеского хорового пения, потому, что в этом конкурсе нет профессиональных коллективов, нет взрослых коллективов, нет ветеранов, и нет откровенно любительских. Чемпионат настроен на детско-юношеское хоровое творчество, то есть, - это и малыши, и любые детские коллективы, и максимум, студенческие (училищные или консерваторские). Сейчас идет определенная волна интереса к хоровому пению, и это очень важно. Мои слова можно подтвердить тем, что на каждом нашем чемпионате присутствует от 30 до 40 коллективов.

Игорь Матюхов: Вице-президент Чемпионата - Яков Исакович Дубравин, народный артист России, - сказал замечательные слова: «Пение в хоре воспитывает хорошего человека». Хор и хороший человек - однокоренные слова. И в этом отношении мы можем не только согласиться с ним, но и полностью подписаться под его словами. В этом, наверное, и есть основная миссия - дети растут и вырастают в хороших людей, благодаря музыке.

- Сколько коллективов было представлено на чемпионате в этом году?

С. Е.: В этом году около тридцати, в прошлом примерно сорок. Интерес к чемпионату есть у коллективов со всего мира: из Китая, Финляндии, Латвии, Белоруссии, Казахстана, каждый год география участников расширяется. И, главное, что в России хоровое искусство тоже активно развивается. Приезжают огромные коллективы даже из небольших поселков.

Автор фото - Ольга Пиценко

- По какому принципу составляется программа конкурсных прослушиваний?

С. Е.: Каждый коллектив сам выбирает, что он будет петь. Он просто должен распределить, что он поёт в 1/8 финала, в 1/4 финала, в полуфинале и в финале. Три произведения в начале, потом два, одно и одно. Но, единственное условие - нельзя повторяться, то есть всё время надо петь разную музыку, только в номинации на гран-при можно что-нибудь спеть из ранее взятого. Каждый руководитель выбирает то, что ему по душе, нет никаких ограничений. Можно петь и духовную музыку, и светскую, и обработки народных песен, и спиричуэлы, хоры из опер и так далее. Весь огромный пласт хоровой музыки, на вкус дирижёра, потому что в каждом туре необходимо удивлять членов жюри.

Автор фото - Ольга Пиценко

- Какими критериями вы руководствуетесь при выставлении оценок?

С. Е.: У нас они выписаны организаторами, мы ничего сами не выдумываем. Рейтинговая система, в данном случае десятибалльная, каждый коллектив может набрать восемьдесят баллов по восьми позициям. У нас были такие коллективы, которым я, например, ставил максимальную оценку. И тут учитывается совершенно всё: сложность произведения, точность интонации, ритма, совпадение с партитурой, стилистика, эмоциональность, визуальный ряд. Поскольку я действующий хормейстер, я всегда говорю хору, что вас начинают оценивать с того момента, когда вы выходите на сцену, а заканчивают, когда вы с нее уходите. Важно всё, даже причёски, как открывают папки, как смотрят в ноты, с каким выражением лица - это всё имеет большое значение.

- Вы знаете что-нибудь о дальнейшей судьбе конкурсантов, об их профессиональном становлении?

С.Е.: Волей своей работы, я много работаю в жюри разных конкурсов и в нашей стране, и по всему миру. Могу сказать, что со многими коллективами я встречаюсь либо до чемпионата и приглашаю их к нам, либо после чемпионата, когда мы видимся неожиданно на каком-либо фестивале. Кстати, с хором, который был на чемпионате из города Кирова, я встречался несколько лет назад в Вологде на другом конкурсе. И сейчас я могу сказать, что они поют намного профессиональнее и мне показалось, что те замечания, которые я им тогда сделал, помогли им в работе над ошибками, то есть такие встречи - это невероятно важно.

Беседовал Антон Иванов


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей