• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



10.11.2019

ЯКУТСКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ
КОМЕДИЯ В МУЗЫКЕ – ПЕРВЫЙ ОПЫТ

Государственный театр оперы и балета Республики Саха (Якутия) имени Д. К. Сивцева – Суоруна Омоллоона привез на фестиваль «Видеть музыку» спектакль «Тиэтэйбит» («Поспешивший»). Для якутской культуры это произведение означает очень и очень многое. Классик якутской литературы Николай Неустроев – первый якутский  комедиограф, точнее, он даже считается основателем жанра национальной комедии. Пьеса «Тиэтэйбит» практически сразу после написания стала очень популярной, и популярность сопутствует ей по сей день. Спектакль идет в драматическом театре, трейлер нового фильма пользуется успехом в Интернете. Сюжет этот хорошо знаком всем в республике - история о незадачливом Омуннаах Уйбаане - Взбалмошном Иване (конечно, слово «взбалмошный» гораздо более подходит к персонажу, нежели предложенное  в программке гастрольного спектакля «удалой», впрочем, к вопросу перевода мы еще вернемся).  Плутоватый и недалекий, хвастливый и любящий выпить – подобные типажи встречаются в народных комедиях и балаганных представлениях у разных народов. Сюжет очень прост -  находясь в «загуле» в городе, Иван услышал краем уха новость о том, что его супруга скончалась. И будучи в гостях у всеми уважаемого, почтенного Куос Буотура (гостеприимного, щедрого Петра), сватается к его овдовевшей невестке, красавице Агафье. Однако, вернувшись домой в радостном ожидании скорого приезда новых «родственников» обнаруживает свою жену вполне живой, хоть и, как всегда, нездоровой. Поспешил, ничего не скажешь.

В репертуаре Якутского театра немало национальных спектаклей, с ними не раз знакомилась Москва, в афише и классика, и ее тоже привозили в столицу. И на протяжении десятилетий немало солистов театра продолжали иметь всероссийскую известность. Поэтому спектакля из Республики Саха ждали с интересом. Некоторое удивление вызвал тот факт, что спектакль предполагался к показу на небольшой сцене Центра Оперного Пения Галины Вишневской на Остоженке. Но практически сразу стало понятно, что предстоит увидеть спектакль камерный, все действие которого будет сосредоточено в небольшом пространстве избы, в первом акте  это дом Щедрого Петра, во  втором – уже самого Ивана. Правда, над избой до самых колосников – живописный зимний пейзаж (художник спектакля Марьяна Оконешникова).

Знаменитая комедия (а точнее, все же трагикомедия) положена на музыку композитором Владимиром Ксенофонтовым. Именно положена – текст комедии практически не претерпел изменений, соответственно мелодекламация становится едва ли основной краской, и это даже  немного удивляет после полноценной «оперной» увертюры, развивавшей ярко национальные музыкальные  темы (дирижер Алексей Унаров). И если в начале спектакля музыка все же доминировала, то по его ходу все более и более уступала место драматическому тексту. И в итоге, наверное, спектакль по жанру из комической оперы через музыкальную комедию пришел к комедии с музыкой. И если увертюра давала надежду на продолжение развития ярких, национально окрашенных музыкальных тем, то они, увы, не вполне оправдались.

В оформлении спектакля подчеркнуты этно-бытовые детали, воссозданные с любовью до самых мелочей. Мы словно присутствуем в реальном пространстве якутского так называемого «балагана» - зимнего жилища, как будто на фестивале «Этномира». Все персонажи спектакля органично существуют в нем с редкой для музыкального театра степенью достоверности (режиссер-постановщик Прокопий Неустроев),  и это не может не подкупать. (Владимир Павлов – Щедрый Петр, Прасковья Герасимова - Агафья, Борис Алексеев – попутчик Федор, Григорий Петров – Семен Гундосый, Анна Дьячковская – прислуга, Мотрена Семенова – Марья, Николай Ефимов – мальчик).  Характер материала  обусловил и манеру пения – оно приближено к традиционному, особенно у Александра Донского в партии главного персонажа. А вот у Зинаиды Колодезниковой (супруга Ивана Авдотья) вокал бесспорно академический, его «оперность» несомненна, в звучании наполненного меццо-сопрано слышен настоящий драматизм, и прежде всего именно благодаря именно ее исполнению заявленный жанр комедии в итоге является трагикомедией. Жаль, что у Айталины Афанасьевой-Адамовой, которую так хорошо знает и любит Москва, партия совсем небольшая (Марина, жена Петра), в которой ей сложно полностью показать свои возможности, но как виртуозно, продуманно до мелочей проработан образ.

Вместе с тем мне представляется, что подобный спектакль нуждался в особом представлении публике, обстоятельном вступительном слове, содержательном буклете, качественном литературном переводе текста. Это способствовало бы более полному погружению аудитории в действие и позволило бы сразу судить эту постановку по законам народного, ярмарочного театра (вспомним и Петрушку, и комедию масок), которому сообщена важная музыкальная составляющая.

Что ж, «Тиэтэйбит» в программе IY фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку», который проводят Ассоциация музыкальных театров и Министерство культуры России при поддержке Фонда президентских грантов, стал интересной краской и показал иные грани хорошо известного в столице творческого коллектива.

 

Надежда КУЗЯКОВА

Фото Елены Лапиной
предоставлены пресс-службой фестиваля "Видеть музыку"

10.11.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей