• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



06.05.2025

Первому городу-герою

В Театре музыки и поэзии Елены Камбуровой отдают дань великому Городу на Неве

Новый спектакль уникального коллектива посвящен 80-летию Победы: логично, что его героем стал Город на Неве, чье мужество и страшная судьба, стойкость и непокорная красота – пожалуй, стали самым ярким и самым трагическим мотивом давно отгремевшей войны. В мае 1945-го именно Ленинград был назван первым в качестве героического города нашей страны, преодолевшего немыслимые испытания. Название спектакля – «Петербург – Петроград – Ленинград – » – соединяет все три имени Северной столицы и словно оставляет многоточие, некую открытую дверь, за которой – неведомое будущее этого удивительного места, которое, кто знает, быть может, еще не раз переименуют, но величие и значение невероятного города от этого никуда не денутся.

Как и все спектакли камбуровского театра «Петербург – Петроград – Ленинград – » режиссера Ивана Поповски пронизан музыкой, но здесь ее присутствие максимально: актеры (Елена Веремеенко, Галина Войниченко, Анна Комова, Витория Тихомирова, Алена Парфенова, Лейла Эгамова) только поют или играют пластическую партитуру. Небольшой инструментальный ансамбль (Юлия Рощина и Дарья Барскова – скрипки, Николай Лянной – альт, Елена Слободчикова – виолончель, Петр Тишков и Анастасия Абрамова – флейты, Илья Каштан – фагот, Денис Любаков – перкуссия, Олег Синкин – фортепиано) исполняет много музыки Дмитрия Шостаковича (из его симфоний, камерных сочинений, балетов, музыки к кинофильмам) и совсем чуть-чуть других авторов – прежде всего Владимира Дашкевича (в частности, звучит его знаменитая песня «Ленинград» на стихи Осипа Мандельштама в исполнении хозяйки театра – она дана в записи). Входящую в зал публику встречает «Гимн великому городу» Рейнгольда Глиэра, а в переломный момент спектакля всей мощью грянет «Интернационал».

Последний тут абсолютно уместен: в спектакле, соединяющем музыку, поэзию, пластику, драматический и отчасти кукольный театры, рассказана история второй столицы России – перед зрителем проносятся дореволюционное время, эпоха Октябрьской революции, Великая Отечественная война и послевоенные годы. Два уровня сценического пространства разделены фасадом домов-трафаретов – типичной невской набережной. Над ним – балкончики и устремленные ввысь знаменитые дворы-колодцы. Под ним – стремительно несется вода: это и реальная Нева, и река времени, по которой сплавляются макет Медного всадника и очки Дмитрия Дмитриевича, веселые детские игрушки и скорбные блокадные гробики… Вода живая, настоящая, она все время течет: но в лютую блокадную зиму замерзает, и тогда по инею-снегу тащится маленький зеленый грузовичок – та самая Дорога жизни, страшная и спасительная…

В кромешной тьме маленького зала одно за другим зажигаются окошки в домах-трафаретах – город рождается, просыпается, оживает. Степенная Нева несет артефакты старой жизни – первых столетий Петербурга. После Октября фасады города украсятся красным кумачом, пролетарскими лозунгами, ленинскими цитатами и портретами революционных мыслителей, а девушки в красных косынках будут петь бодрую «Песню о встречном». Потом – страшные дни войны: артистки в форме медсестер, запеленатые белыми бинтами окна, метание световых лучей противовоздушной обороны и страшная поступь фашистского марша из Ленинградской симфонии. Наконец, мирный Ленинград и сладостная мелодия романса из «Овода» - израненный город вздохнул свободно и зажил новой жизнью…

Тонкий, хрупкий, трогательный мир спектаклей Театра Камбуровой и в новой работе доказывает свою силу и состоятельность – пронзительная интонация, удивительная атмосфера, которую удается создать режиссеру, артистам и музыкантам, а также художникам по костюмам Марии Даниловой и Денису Шевченко, световику Антону Литвинову, сценографу Константину Лебедеву, художникам-бутафорам Татьяне Волковой, Александру Мамедову, Андрею Нистратову, Виктории Смирновой, Марине Суховой и Герману Шангину захватывают зрителя сразу и всецело – на протяжении полутора часов в маленьком зале никто не шелохнется, не чихнет, не уронит номерок, все в буквальном смысле сидят словно завороженные, в каком-то приподнятом оцепенении, готовые бесконечно внимать этому невероятному плетению кружев эмоций и смыслов, настроений и чувств. Спектакль-энциклопедия питерской жизни, питерского локуса, аномального чуда русской действительности – самый щемящий подарок к юбилею Победы, какой только можно себе представить, где легкими, ненарочитыми мазками, но очень точно и искренне рассказано о великом и простом, прекрасном и страшном, загадочном, мистическом и одновременно знакомом каждому – о городе-мифе, бесконечно притягательном и божественно красивом, торжественном и угрюмом, роскошном и строгом, о блистательной столице Санкт-Петербурге, бунтующем, бурлящем Петрограде, непокоренном городе-герое Ленинграде…

Александр МАТУСЕВИЧ
Фотографии М. Машкова, Г. Чеботкова

06.05.2025



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей