• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



29.12.2022

Песнопения Рождества

Вокальный ансамбль «Arielle» представил в московском католическом Храме святого Людовика программу хоровой музыки Рождества

Так исторически получилось, то в России – два рождества: по новому и по старому стилю. Причем понимание первого как католического или даже просто «западного» не вполне верно: ведь многие православные церкви мира давно перешли с юлианского на григорианский календарь и празднуют Рождество 25 декабря. У нас все осталось по-старому, поэтому период с 25 декабря по 7 января получился как бы целиком рождественским. В это время и вокруг него традиционно случается много культурных событий, так или иначе приуроченных к одному из главнейших христианских праздников – концертов, выставок, спектаклей и пр. Характер и настрой их очень разный, нередко рождественская привязка – весьма формальная, календарная, а по существу рождественского совсем немного в этих мероприятиях, если вообще оно наблюдается.

Но концерт в Храме святого Людовика 27 декабря сего года оказался совсем иным. Наверно, в этом помещении иначе и не могло быть – ведь ампирное творение знаменитого Жилярди на Малой Лубянке уже долгие десятилетия (с 1933 г.) является главным собором российских католиков и иностранцев-католиков, находящихся в России. Концерт был действительно рождественским по духу и букве, и получил соответствующее название: «O Magnum Mysterium» –  «О, великая тайна».

Чуть больше часа звучала под сводами храма разнообразная  по стилистике, но всегда одинаково качественная музыка в исполнении вокального ансамбля «Arielle» под управлением Эльмиры Дадашевой. Он появился не так давно, в 2014 году, объединив талантливых и увлеченных молодых людей, выпускников Московской консерватории, Гнесинки, Академии хорового искусства. Их цель – внимательно и сосредоточенно изучать практику хорового исполнительства, добиваясь органичного синтеза европейской легкости и графичности голосоведения с исконно русской насыщенностью тембров. За прошедшие восемь лет коллектив неоднократно выступал во многих концертных залах столицы, сотрудничает с ведущими отечественными оркестрами и хорами, интересными дирижерами и солистами.

В репертуаре коллектива – музыка эпохи Возрождения и барокко, духовные сочинения, русская и европейская классика, современные опусы, народные песни. Он постоянно растет, пополняясь сочинениями самых разных жанров и стилей, доходя в своих творческих исканиях до роковых композиций. Участвовал вокальный ансамбль и в исполнении сочинений крупной формы, причем не только кантатно-ораториальных, но и оперных – например, оперы великого классика бельканто Винченцо Беллини «Капулетти и Монтекки» и оперы нашего современника Эльмира Низамова «Аллюки».

Отбор достойного репертуара – проявление профессионального уровня руководителя коллектива Эльмиры Дадашевой, выпускницы Московской консерватории. На концерте в Храме св. Людовика звучали сочинения и великих композиторов – Шютца, Баха, Форе, Пуленка – и современные сочинения, и традиционные католические песнопения разных культур. Но эту подборку отличало то, что, во-первых, все это весьма качественная и интересная музыка, хотя и очень разная по своим масштабам, глубине и средствам выразительности, во-вторых, то, что почти все сочинения дают возможности проявить лучшие качества коллектива – интонационную чистоту, стройность звучания, сбалансированность партий, индивидуальную красоту тембров и гармонию тембрового слияния. Словом, это выигрышные сочинения: пожалуй, за весь концерт сомнение возникло лишь однажды – «Libera me» из Реквиема Габриэля Форе оставила ощущение недостаточной звуковой массы, слишком камерного прочтения. Конечно, заупокойная месса французского романтика не чета, например, аналогичному творению Верди, оно само по себе, своему настрою более интимное и камерное, и, тем не менее, это сочинение крупного формата, как минимум, в кульминационных фрагментах просто необходим объем и мощь большого хорового организма.

Программа концерта была выстроена почти хронологически – от истоков к нашим дням. Первое же сочинение – «O Magnum Mysterium» испанца Томаса Луиса де Виктории – подкупало красотой голосоведения, филигранной интонацией и обволакивающим хоровым звучанием, мягким и прозрачным. Мистериальный вектор концертной программы с перекличками ансамбля солистов и всего коллектива, которые находились в разных частях храма (хор – в алтарной, солисты – на хорах у органа), особенно ярко был явлен в знаменитом «Мизерере» Грегорио Аллегри, некогда по слуху записанным в Риме юным Моцартом. Особый отклик в душах слушателей не мог не оставить образчик без преувеличения гениальной музыки – мотет для двойного хора великого Баха «Ich lasse dich nicht», волнующие и одновременно надмирные созвучия которого были проникновенно донесены коллективом.

Более земные, живые настроения проявились в иной музыке – игривом «Кантате Домине» современного литовского композитора Витаутаса Мишкиниса, по иберо-американски зажигательной танцевальными ритмами «Колыбельной» Хосе Рамона Гомиса (здесь совершенно очаровала солистка – сопрано Елена Логинова): стихия ярких фольклорных мотивов привнесла краску витальности и даже отчасти театральной экспрессии.

Коллектив идеально справляется с сочинениями а капелла, порой (как в той же «Колыбельной» Гомиса) создавая по насыщенности фактуру практически оркестрового звучания-аккомпанемента. Не менее убедительны и сочинения, прозвучавшие в сопровождении органа, – между хором и самым сакральным среди музыкальных инструментов всякий раз складывался хороший, сбалансированный ансамбль. Мастерство дирижера Дадашевой проявлялось в умении выстроить этот баланс, а от хорового коллектива добиться внушительного динамического разнообразия, идеальной ритмической точности, скругленной фразировки, продуманных смысловых акцентов. Итог этих усилий – торжество гармонии: рождественский дух, без преувеличения, царил в этот вечер рождественских песнопений в католическом сердце Москвы.

Александр Матусевич
фото Наталья Гарцева

29.12.2022



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей