Новости |
03.12.2018
Наш фестиваль – реверанс публике
Фото Вероники Жуковой
Завершился второй Фестиваль променадных концертов «Петербургские вечера». Он проходил в течение трёх ноябрьских дней на одной и лучших концертных площадок Северной столицы – во дворце Белосельских-Белозерских, что на углу Невского проспекта и реки Фонтанки.
Первый фестиваль состоялся в последних числах декабря прошлого года и, по словам одного петербургского журналиста, заведомо запрограммированный на успех, превзошёл все ожидания организаторов: несколько сотен поклонников классической музыки не смогли попасть в переполненный Центральный выставочный зал «Манеж».
Елена Анисимова, директор Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра:
- Честно говоря, мы боялись другого: наши потенциальные слушатели и зрители будут заняты предновогодней суетой, им не до музыкальных променадов. Ситуация осложнилась ещё тем, что оркестру неожиданно пришлось уехать в Китай. Первый фестивальный день мы провели в перелётах, возвращаясь в Петербург. В семь вечера, уже на борту самолета, читаю электронное письмо: более 500 человек не могут попасть в «Манеж»! С одной стороны, это сообщение не могло не радовать, а с другой… Я всегда очень переживаю, когда наши слушатели испытывают хоть какой-то дискомфорт.
Чтобы избежать сложностей на сей раз, мы ввели обязательную предварительную регистрацию, предусматривающую бронирование мест в партере, а чтобы сделать фестиваль ещё более доступным, организовали прямую трансляцию мероприятий в нашей группе «ВКонтакте» и на сайте камерного оркестра «Симфониетта Санкт-Петербурга». Там же можно посмотреть записи всех концертных программ.
Возможно, экспозиционное пространство «Манежа» более подходит для променада, но устроенный там партер вмещал 200-250 кресел. А Зеркальный зал дворца Белосельских-Белозерских рассчитан на 400 мест. К тому же, здесь прекрасная акустика.
Безусловно, интерес петербургской публики к культурным событиям велик. Но наш фестиваль уже имеет свою верную аудиторию. В последний фестивальный день ко мне подходили слушатели – интересовались следующим фестивалем, его программой, местом проведения. У нас есть определенные замыслы, достаточно смелые во всех отношениях, но пусть они пока останутся тайной.
Открыл второй фестиваль Санкт-Петербургский Государственный академический симфонический оркестр под управлением заслуженного деятеля искусств России Александра Титова. В программе прозвучали «Три танца для оркестра» Георгия Свиридова и знаменитая пьеса «Время, вперёд!» из музыки к одноимённому кинофильму, сюита из балета Дмитрия Шостаковича «Болт», Симфония №8 («Неоконченная») Франца Шуберта. Солировал прославленный петербургский скрипач, народный артист России Михаил Гантварг.
Солистка Мариинского театра Анастасия Калагина и пианист Александр Рубинов исполнили вокальный цикл «Шесть романсов» Сергея Рахманинова и «Сатиры» Дмитрия Шостаковича на стихи Саши Чёрного. Камерный оркестр «Симфониетта Санкт-Петербурга» – музыку ленинградских композиторов. А основатель и художественный руководитель этого коллектива - скрипач-виртуоз Чингиз Османов (он же основатель и художественный руководитель фестиваля) в дуэте с великолепной пианисткой Зариной Шиманской – сочинения Игоря Стравинского и Вольфганга Амадея Моцарта.
Музыку Моцарта, а также Барбера и Бартока, исполнял и Михаил Гантварг и созданный им камерный ансамбль «Солисты Санкт-Петербурга». Московская мультижанровая певица Алиса Тэн вместе с петербургским барочным музыкантом Рустом Позюмским представили авторский проект – сочинения для голоса и виолы да гамба. Бандонеонист Александр Митенев вместе с полным составом «Симфониетты» порадовал слушателей музыкой композитора Исаака Шварца, много и успешно работавшего в кино. Ансамбль ударных инструментов «Маримба-Mix» исполнил попурри из музыкальных произведений Андрея Петрова, Александра Зацепина, Геннадия Гладкова к популярным кинофильмам «Человек-Амфибия», «Кавказская пленница», «Бриллиантовая рука», «Джентльмены удачи» и др. Фестивальная программа была столь разнообразна и велика, что, конечно же, не представляется возможным полностью привести её даже «списком». Скажем только, что она – тематическая и посвящена культуре Ленинграда 60-х — 80-х годов.
Особо хочется отметить открытый мастер-класс (если хотите, реалити-шоу) «Репетиция оркестра», вошедший в программу также проходившего в эти дни VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Он проходил в виде «двух сессий» в один и тот же день. Таким образом фестиваль вышел за рамки «вечеров» – первая репетиция оркестра началась в полдень.
На первой сессии были представлены сочинения молодых современных композиторов Кузьмы Бодрова – «Заклинание пастуха» и Светланы Нестеровой – «Рождение Венеры». На второй – мэтров: Александра Чайковского – «Grande Serenade» и Сергея Слонимского – «Восхождение и триумф». Авторы присутствовали в зале. За дирижёрским пультом на первой сессии был Алим Шахмаметьев, на второй – Александр Титов. Слушатели получили редкую возможность не только поделиться своими впечатлениями от музыкальных произведений, но и задать вопросы как дирижёрам, так и композиторам.
Александр Титов. Фото Андрея Юрьева.
Публику интересовало, как складывается работа между автором сочинения и дирижёром.
- Часто ли случаются ошибки, непонимание каких-то моментов в партитуре? – спрашивали Александра Титова.
- Ошибок лучше не допускать, – ответил Александр Вениаминович, – но если они случаются, хорошо, когда автор рядом и вовремя поправит.
Тут же последовал каверзный вопрос:
- А есть такие композиторы, которых лучше не пускать на репетиции?
- Конечно, есть. Но это ни в коей мере не относится ни к Александру Владимировичу, ни к Сергею Михайловичу.
Кстати, об ошибках. В какой-то момент во время репетиции «что-то пошло не так». Титов поинтересовался у Чайковского, всё ли он правильно понял. На что Чайковский отреагировал неожиданным образом:
- Я не понимаю, что здесь такое, – и предложил «отменить пару инструментов». Затем, заглянув в партитуру, объяснил: переписчик нот допустил ошибку!..
В просторных дворцовых фойе были развернуты две выставки. На чёрно-белых (исторических!) снимках известного фотографа, четырёхкратного обладателя премии World Press Photo, фотокорреспондента газеты «Известия» Виктора Ахломова запечатлены выдающиеся музыканты: Георгий Свиридов, Родион Щедрин и Майя Плисецкая, Альфред Шнитке, Арво Пярт, Гидон Кремер, София Губайдулина, и, конечно, любимый герой фотографа – Дмитрий Шостакович. Фотография композитора с репетиции Тринадцатой симфонии стала одной из лучших работ Ахломова, и, пожалуй, самым узнаваемым портретом Шостаковича. Как отмечает искусствовед Сергей Уваров, у Ахломова великие «предстают не в формально-парадном облике, но во всем обаянии искренности. Неуверенные, переживающие, уставшие и опустошённые после выступления или, наоборот, радостно-возбуждённые, пребывающие во власти вдохновения…».
Вторая выставка – художника Александры Азовцевой: «История Китая в лицах» – некий, опять же исторический, мостик. На сей раз в Харбин, связь которого с Россией общеизвестна. Примечательно, что в настоящее время в новообразованной консерватории Харбина трудятся несколько десятков преподавателей из Петербурга, а профессор Санкт-Петербургской консерватории, скрипач Михаил Гантварг в мае текущего года избран её почётным ректором.
Маленькие слушатели (многие вместе с родителями) приняли участие в ставшей традиционной программе «Раскрась концерт». В центральном фойе за расставленными полукругом столами под музыку здесь же расположившегося камерного оркестра «Симфониетта Санкт-Петербурга» дети «свободно выражали свои эмоции» при помощи карандашей, фломастеров и красок.
Как уже упомянуто выше, в дни проведения фестиваля «Петербургские вечера» в Северной столице проходил Культурный форум, несколько менее масштабных фестивалей, да и спектакли и концерты в театрах и концертных залах никто не отменял. И тем не менее, зал во дворце Белосельских-Белозерских был полон.
Чингиз Османов, художественный руководитель фестиваля:
- Тематика наших фестивалей не хронологическая, как это может показаться. Каждый раз мы обращаемся и будем обращаться к каким-то важным, особо значимым для Петербурга вехам музыкальной, и не только музыкальной, культуры.
Лейтмотив программы этого года – концертная жизнь Ленинграда 60-х – 80-х годов. Нет смысла перечислять имена выдающихся композиторов, творивших в то время; произведения некоторых из них – в фестивальной программе. Это было время, когда сочинения академических классиков соседствовали с авангардными.
Чингиз Османов. Фото Владимира Желтова.
Наш фестиваль – это, прежде всего, реверанс аудитории, которая сделала возможным развитие всех жанров. Конечно, небывалая тяга к культуре стала возможна благодаря победе в Великой Отечественной войне и так называемой оттепели. В 60-е, в 70-е, да и в 80-е годы Ленинград (мы говорим о Ленинграде) захлестнул настоящий культурный бум. В один выходной день ленинградцы спешили в Большой драматический театр, в другой – в Филармонию на концерт классической музыки либо в какой-нибудь Дворец культуры послушать Ленинградский диксиленд. В день спектакля или концерта в кассе купить билет было невозможно – только «с рук», только, если повезёт.
Мне кажется, культуру, которую мы имеем сейчас, дали начитанность, эрудиция людей, их умение слушать и слышать, смотреть и видеть, дискутировать на сложные темы. Тот факт, что Петербург называют культурной столицей России, был предопределён эпохой 60-80-х. Именно это время стало базой для всплеска культуры уже в новой России. Так что наш фестиваль – реверанс ещё и нынешней, молодой, аудитории.
Фестиваль «Петербургские вечера» будет развиваться, у нас уже есть неординарные темы, мы их прорабатываем. В городе очень много талантливых музыкантов, которые играют разножанровую музыку, готовых участвовать в фестивале, а, благодаря Комитету по культуре и лично его председателю Константину Эдуардовичу Сухенко, фестиваль по-прежнему остается общедоступным.
Владимир ЖЕЛТОВ
03.12.2018
Анонсы |
-20.09.24-
-21.09.24-
-26.09.24-
-04.02.25-