Новости


Подписаться на новости



19.07.2022

Петербургское приношение

В Петербурге в музее-квартире Бенуа на Васильевском острове состоялся творческий вечер музыковеда Людмилы Осиповой.

Участники концерта

Петербургские музыканты чествовали юбилей гостьи из Москвы – заслуженного работника культуры РФ, кандидата искусствоведения, со-основателя и вице-президента Общенациональной ассоциации фортепианных дуэтов Людмилы Александровны Осиповой. Горячий энтузиаст развития жанра фортепианного дуэта в нашей стране, инициатор концертов и фестивалей, автор множества публикаций, Людмила Осипова откликнулась на предложение произнести вступительное слово. Она увлекательно осветила основные моменты современного бытования ансамбля пианистов, причем, с весьма любопытными подробностями. Участники концерта приготовили музыкальные поздравления, главным образом, в жанре фортепианного дуэта.

Идея организации такого мероприятия была инициирована ансамблистами, которых связывают с Людмилой Осиповой дружеские и творческие, подчас многолетние отношения. В адрес героини вечера прозвучало много добрых слов, и в этом тоже было неожиданное преломление, ведь обычно все происходит наоборот – именно Людмила Осипова рассказывает о музыкантах в газетных и журнальных публикациях и в своей авторской программе «Серьёзная музыка» в эфире «Радио России».

В концерте приняло участие четыре дуэта. Фортепианный дуэт Олеси Морозовой и Ники Мельниковой за три года существования достиг высокого профессионального уровня, подтверждение тому – звание лауреатов на Международном конкурсе ARD. Людмила Осипова любит вспоминать свою первую встречу с юной Олесей, которая выступала с Марией Деревягиной в гала-концерте фортепианных дуэтов 17 мая 2000 года в Москве. Концерт, состоявшийся в Центральном доме архитектора, украсил 252-ю страницу энциклопедического издания «Россия. Рекорды и достижения» (первый в мире марафон фортепианных дуэтов с участием 17 ансамблей). «Счастливые жертвы дуэтной бациллы» – такую меткую характеристику получили тогда девочки от журналистов одной из столичных газет. В годы учения Олеся, постигая петербургскую школу фортепианного ансамбля, играла со своей мамой, Аллой Морозовой – воспитанницей выдающейся пианистки и педагога Любови Александровны Брук (дуэт Брук и Тайманова в Ленинграде был одним из первых профессиональных стабильных составов, получивших мировую известность). И вот, спустя много лет, преподаватели Петербургской консерватории и ССМШ Олеся Морозова и Ника Мельникова демонстрируют безукоризненное ансамблевое мастерство в стилистически точном прочтении Andante из Сонаты соль мажор Моцарта и сюиты «Моя матушка гусыня» Равеля.

С композитором Геннадием Беловым

Значительная часть программы была подготовлена представителями Российского государственного педагогического университета имени Герцена, который отмечает в нынешнем сезоне 225 лет со дня основания.

Яна Бровкина и Александр Дьячков-Лесковский интерпретировали два последних номера четырёхчастной сюиты «Новые сельские песни». Комментирует Дьячков-Лесковский: «Этот неизвестный у нас и забытый на родине опус, представляет собой попурри из кинохитов первых китайских пятилеток, он был создан в 1964 году с подачи Мао Цзэдуна. Важно отметить, что именно с этой композиции началась история двухфортепианного ансамбля в Китае. Примечательно и то, что свою исполненную ликования и счастья авторы сюиты композиторы-пианисты Инь Чэнцзун (лауреат Конкурса имени Чайковского) и Чу Ванхуа создавали вечерами после трудовых будней в сельхозкоммуне под Пекином».

Бровкина и Дьячков-Лесковский исполнили также пейзажную миниатюру «На берегах Балтийского моря» (это была премьера) и созерцательно-лиричную «Весеннюю» петербургского композитора Елены Туркиной.

Дуэт Надежды Медведевой и Олега Кошелева – интересный опыт сотрудничества ученицы со своим учителем спустя 20 лет самостоятельной концертно-педагогической деятельности. Пианисты привнесли в праздничный характер концерта нотку светлой романтической грусти. Три мелодичных и пронзительных фрагмента из музыки Исаака Шварца к кинофильму «Мелодии белой ночи» (в переложении Дины Сморгонской) перекликались с атмосферой петербургского сезона.

Серафима Верхолат и Олег Кошелев

Специальный гость программы – известная петербургская саксофонистка Серафима Верхолат – представила контрастные номера. В ансамбле с Надеждой Медведевой прозвучала премьера пьес Дебюсси «Шаги на снегу» и «Кукольный кэк-уок» в переложении для саксофона-альта и фортепиано Геннадия Григорьевича Белова. Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, обладатель Гран-При Международного композиторского конкурса в жанре фортепианных дуэтов в Токио Геннадий Белов – мэтр петербургской композиторской школы, воспитанник Шостаковича, присутствовал на концерте лично. Интересно, что он создал целую библиотеку музыки для фортепианных ансамблей разных составов от четырех до восьми рук. Largo из его Сонаты для саксофона-альта и фортепиано предшествовало прочтение стихотворения Александра Блока «Есть минуты, когда не тревожит роковая нас в жизни гроза…», и это настроение органично подхватила музыкальная тема.

Гостиная Бенуа

В дуэте с заслуженным работником культуры РФ Олегом Кошелевым Серафима Верхолат представила один из хитов мирового саксофонового репертуара «Кафе 1930-х» из «Истории танго» Астора Пьяццоллы. Культура звука и тончайшие нюансы, единое дыхание в ансамбле – профессионализм артистов не позволил публике догадаться, что это было их первое совместное выступление. Верхолат мастерски выявила характеристики двух представленных в концерте саксофонов (альта и сопрано), удачно подчеркнув их аккомпанементом двух разных пианистов.

Концерт завершило выступление фортепианного «ПетРо Дуэта» в составе Анастасии Рогалёвой и Дмитрия Петрова. Дуэт давно обрел популярность в России и за ее пределами. Победители международных конкурсов (обладатели Гран-При исполнительского конкурса в Токио), почетные члены Филармонического общества Санкт-Петербурга, доценты СПбГК имени Римского-Корсакова, Рогалева и Петров на этот раз артистично «танцевали» за одним и двумя роялями. На смену академичному, но эмоционально свободному «Славянскому танцу» А. Дворжака пришло яркое и откровенное танго «Primavera» Пьяццоллы. В завершении концерта прозвучал главный сюрприз – «Люда-Полька» Игоря Рехина для фортепиано в четыре руки (посвящена Людмиле Осиповой).

Анастасия Рогалёва и Дмитрий Петров

Анастасию Рогалёву и Дмитрия Петрова связывают с Людмилой Осиповой многие совместные проекты: записи CD-альбома «Неизвестная Россия», расшифровка и премьера Большого Концерта для фортепиано в четыре руки и оркестра Иоганна Кристиана Людвига Абейля, работа в жюри Всероссийского открытого конкурса фортепианных дуэтов «За роялем вдвоём» им. Бахчиева, абонемент «Лавка музыкальных редкостей» в Красноярской филармонии, концерты в Москве, мировые радиопремьеры.

После зажигательной и азартной игры «ПетРо Дуэта» главная героиня праздничного действа Людмила Александровна Осипова была, по её собственному признанию, абсолютно счастлива!

Впечатления этого вечера дополнила уникальная атмосфера уютной гостиной в центре города, в котором и ныне обитают потомки семьи Леонтия Николаевича Бенуа, бережно сохраняя традиции петербургского музыкального салона, столь характерные для камерного жанра фортепианного дуэта.

Надежда ЛУКЬЯНОВА
Автор фото: Надежда Медведева

19.07.2022



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей