• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



03.11.2021

Подслушанная красота

Рашид Калимуллин

15 октября 2021 года Санкт-Петербургская капелла принимала авторский концерт российского композитора Рашида Калимуллина, народного артиста России и Республики Татарстан, председателя правления Союза композиторов России, председателя Союза композиторов Республики Татарстан.

Творческий путь Рашида Калимуллина богат разнообразием жанров: это и опера, и симфония, и одночастная симфоническая композиция, камерная инструментальная музыка, песни… Благодаря программе творческого вечера слушатели прикоснулись к многоцветью жанровой палитры композитора.

Концерт открылся музыкой для оркестра «Звуки леса», написанной композитором под впечатлением от поездки на Гавайи. Беседуя с Аидой Алмазовой[1] о своей партитуре, Калимуллин высказывает пожелание: «Я хотел бы, чтобы люди видели красоту, которая их окружает, тонко воспринимали жизнь природы, её тепло, энергию». Самира Латып, ведущая концерта, поделилась с гостями зала Капеллы ещё одной мыслью композитора: «Надо уловить то, что звучит в данную минуту, и успеть записать». В двух высказываниях, не противоречащих друг другу, заключён творческий метод Калимуллина —погружение в дыхание мира, созерцание красоты и воплощение ее в звуках.

«Звуки леса» — музыка таинственных шорохов, насторожённых шумов, которым нет названия, но их всегда чутко слышишь в лесу. Осторожное постукивание неопределённо-высотных ударных, чуть мистическое звучание вибрафона, ветерки у струнных, зовущие мотивы деревянных духовых — так Рашид Калимуллин воплотил в звуках говорящую лесную тишину. Утробное урчание самой земли, её животворящая сила ощущались в тембре диджериду, партию которого исполнял автор.

Рашид Калимуллин

С развитием музыкальной ткани лес начал танцевать, будто этническое (гавайское?..) священнодействие развёртывалось в его пределах. Длящееся медитативное движение в синкопированном ритме и пряном ладовом решении погружало в транс. Подобные медитативные формулы отлично живут, кстати, и в непрограммной музыке Калимуллина.

Вторым сочинением для оркестра, «Симфоническими фресками», концерт завершился. Другие произведения Калимуллина, такими образом, оказались в эффектном симфоническом обрамлении.

«Симфонические фрески» нравятся публике. Эта музыка удобна для мысленной визуализации, неслучайно и название столь живописно. В контрастных частях цикла можно детально «рассмотреть» и ожесточённость битвы (оркестровое тутти с выделяющимися медными тембрами), и трогающие душу пейзажи родины (соло фагота и других духовых, протянутые мелодии скрипок) — степень прописанности зависит от слушательской фантазии. «Фрески» неспроста театральны — в их основе материал оперы Калимуллина «Крик кукушки», написанной в 1989 году.

Внутри симфонической «рамки» творческого вечера Рашида Калимуллина прозвучал его Скрипичный концерт, созданный с почтением к традиции, опробованной временем и опытом множества музыкантов. Схема концерта классична: три части, первая — скорая, с явным присутствием сонатности, вторая — неторопливая песенная кантилена, третья — энергичный взрывчатый финал. Солировал Станислав Малышев. Любопытно, что в первых тактах Калимуллин использовал цитату из «Шехеразады» Римского-Корсакова, сигнальную тему среднего раздела «Рассказа царевича Календера», вторая часть оказалась духовно близка основной теме того же «Рассказа», а в финале возникали ассоциации с буйством праздника в Багдаде из четвёртой части корсаковской симфонической сюиты. Знакомые черты «русского музыкального Востока» органично соседствовали с минимальной музыкой в духе современных саундтреков, моментально запоминаемыми интонационными паттернами. В концерте, кстати сказать, отчётливо прослушивалась центральная интонация порывистого, напряжённого тритона.

«Лирическим интермеццо» концертной программы стали песни Рашида Калимуллина. Некоторые песни Калимуллина октябрьским вечером в Капелле публика услышала впервые. «Лирическое интермеццо» составили пять песен: «Восточная песня», «Вернись в мою жизнь», «Яблонька», «Ты позабудь» и «Когда же встретимся мы», они исполнялись известными татарскими певцами: Алиной Шарипжановой (сопрано) и Айдаром Сулеймановым (тенор).

В вечере принимал участие  Оркестр Центра современной музыки Софии Губайдулиной (Рашид Калимуллин стоял у истоков Центра в Казани и принял немалое участие в создании оркестрового коллектива).

С момента создания коллективом руководит Анна Гулишамбарова.

Рашид Калимуллин

В небольшом симфоническом коллективе важен вопрос баланса.  Оркестр Центра Губайдулиной устроен так, что струнной группе трудновато уравновешивать состав духовиков и ударников — смычковым элементарно не хватает плотности. Несмотря на количественную несбалансированность групп, оркестр в основном держится молодцом.

Концерт оставил общее тёплое и светлое впечатление. «Музыка должна трогать до глубины души. Вот к чему композиторам надо стремиться!» — говорил в одном из интервью Рашид Калимуллин. главный герой творческого вечера в Капелле достигает этой цели и дарит слушателям истинную радость соприкосновения с красотой.

Елена Наливаева

 

[1] Алмазова, А. А. Рашид Калимуллин и его роль в развитии многонациональной культуры России. — Музыкальная академия, 2017 (1). — Электронный ресурс. URL^ https://mus.academy/articles/rashid-kalimullin-i-ego-rol-v-razvitii-mnogonatsionalnoy-kultury-rossii (дата обращения: 20.10.2021).

03.11.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей