• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



15.07.2023

Вечер вокальной многогранности. О концерте «Посвящение Елене Образцовой»

Концерт состоялся по инициативе Культурного центра Елены Образцовой: в 1996 году он был учреждён самой артисткой. Мероприятие прошло в рамках 31-го музыкального фестиваля «Звёзды белых ночей» — главного летнего фестиваля Мариинского театра, с которым певица поддерживала творческие связи на протяжении всей её карьеры.

Основная идея вечера была предложена Ириной Черновой — пианисткой, исполнительным директором Культурного центра Елены Образцовой и автором культурно-просветительского проекта. В программу вошли фрагменты трёх опер: «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Кармен» Бизе и «Сельская честь» Масканьи. Все они связаны с любимыми ролями Елены Образцовой, навсегда вошедшими в историю: самоотверженная Любаша, роковая и страстная Кармен, мучимая ревностью покинутая Сантуцца. Солистки Мариинского театра — исполнительницы этих ролей в оперных спектаклях — представили на концерте свой взгляд на персонажей, словно беседуя с певицей.

Посвящение Елене Образцовой. Фото Наташи Разиной
© Мариинский театр

Если в фильме-опере Владимира Гориккера «Царская невеста» героиня Образцовой скромная, кроткая и по-настоящему любящая, то Любашей Зинаиды Царенко движет обида на охладевшего к ней опричника Грязного. «Надоела я тебе», — поёт исполнительница густым драматическим голосом, и в её интонациях слышится не столько сожаление, сколько упрёк. А устрашающий хмурый взгляд, кажется, готов пустить искры. Лишь ненадолго девушка вспоминает о том светлом чувстве, которое живо где-то глубоко в её сердце: «ведь я одна тебя люблю…» — признание звучит настолько неожиданно мягко, что герой Алексея Маркова, суровый и сдержанный, не смотрящий в её сторону прежде, наконец оборачивается. Но совсем жуткими предстают заклинательные слова Любаши в завершении арии — «отворожу, отворожу её» — будто всё сознание героини занимает жажда отмщения сопернице.

Непростое дело досталось Екатерине Сергеевой — представить партию Кармен на мероприятии в честь певицы, признанной в 1975 году лучшей исполнительницей этой роли. Однако солистка с изяществом решила эту задачу — Хабанера, без сомнения, стала кульминацией концерта. Героиня очаровывает и даже гипнотизирует слушателей невероятно нежным голосом. Кармен в решении Сергеевой — обворожительная дама, в которой, на первый взгляд, не заметно ни следа коварной преступницы, чего нельзя сказать о трактовке этой роли Образцовой. Её Кармен в постановке Большого театра — гордая, чинная и даже твёрдая; от такой особы с самого начала можно ожидать чрезвычайно дерзких поступков. Помимо блистательно найденного образа и чуткого исполнения, на гала-концерте слушателей впечатлил своеобразный перформанс: Кармен заигрывает с музыкантами, осыпает зрителей лепестками розы и как бы невзначай подталкивает спиной дирижёра. Лукавая маска спадает в заключительной сцене. Хозе в исполнении Евгения Акимова рядом с ней будто оказывается в западне. В его жестах улавливается робость перед холодной девушкой. Он жалобно умоляет Кармен не покидать его, но цыганка непреклонна. Кармен бесстрашно и жёстко отвечает Хозе на нерешительные излияния, приходя наконец в настоящую ярость: перед гибелью героини от руки обезумевшего влюблённого, голос певицы срывается на жёсткий рычащий звук.

Наиболее близкой Образцовой по образу оказалась Сантуцца, партию которой исполнила Татьяна Сержан. В фильме Франко Дзеффирелли страдания Сантуццы — это боль сильной (даже мятежной) героини, которая, кажется, способна вынести все испытания судьбы. На концерте зрители увидели другую Сантуццу — до крайней степени чувствительную и ранимую. Отчаяние молодой крестьянки, мольбы любви к солдату Туридду (Сергей Семишкур), дуэт-противостояние с грубоватым возчиком Альфио (Ариунбаатар Ганбаатар), унижения от насмешек высокомерной Лолы (Дарья Рябоконь), — всё это заставляет проникнуться сопереживанием к героине Сержан.

Посвящение Елене Образцовой. Фото Наташи Разиной
© Мариинский театр

Помимо вокальных сцен из трёх опер, в программу вошли и инструментальные фрагменты в исполнении симфонического оркестра Мариинского театра (дирижёр — Гурген Петросян). Публику порадовала знаменитая бодрая увертюра к опере «Кармен» с непривычно аккуратными ударами тарелок в рефрене. В середине концерта прозвучало пасторальное и спокойное интермеццо из оперы «Сельская честь», разделив вечер, как и в опере первая часть отделена этим номером от страшных событий в развязке. Стремительной и грозной предстала открывшая концерт увертюра к опере «Царская невеста».

Ирина Чернова поделилась впечатлениями от концерта: «То, что мы увидели в Мариинском театре — это высший эшелон, который может быть для нашего проекта. Когда Елене Васильевне что-то приходилось по душе, она любила произносить фразу: “Здесь я нашла своё отдохновение”. Я думаю, что именно в этот вечер Елена Васильевна нашла бы своё отдохновение, потому что она была бы довольна выступлением своих молодых коллег».

Культурно-просветительский проект «Посвящение Елене Образцовой» существует с 2017 года: ежегодно профессиональные музыканты в своих выступлениях вспоминают творчество Елены Образцовой. Впервые мероприятие прошло в Челябинске, были концерты в Улан-Удэ и Казахстане. С момента своего основания Культурный Центр Елены Образцовой осуществляет многочисленные мероприятия для вокалистов: мастер-классы, концерты, фестивали и конкурсы. Крупнейший из них — Международный конкурс молодых оперных певцов Елены Образцовой — сейчас проходит в Академической капелле Санкт-Петербурга. Культурный центр Елены Образцовой, по словам Ирины Черновой, сосредоточен на образовательной деятельности: «Поддержка юных дарований, а также молодых музыкантов состоит не только в том, чтобы организовывать для них концерты, но и проводить различные форумы, которые давали бы им возможность понять своё место на оперной сцене». В год наставничества Центр подготовил проект «Школа музыкального наставничества» имени Елены Образцовой: 10 ярких пар в лице педагога и ученика пройдут программу, нацеленную на решение трудностей, которые возникают в музыкальном образовании, а также поддержку талантливых педагогов. Верится, что Центр, уделяющий столь тёплое благодарное внимание знаковой фигуре русского музыкального искусства, сможет воспитать целую плеяду выдающихся преемников.

Диана АКСИНЕНКО

15.07.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

 

 
Рассылка новостей