Новости


Подписаться на новости



13.01.2022

Поющая кукуруза

Афиша Театриума на Серпуховке – Театра Терезы Дуровой – приросла знойной мексиканской новинкой: к новогодне-рождественским каникулам детворе сделали настоящий подарок, переплетающий этно-фольклорную экзотику и нестрашные ужастики в поучительную сказку о торжестве добра.

Далекая Мексика – много ли мы знаем о ней? Удивительный сплав древних индейских культур, цивилизаций, отличавшихся своеобразием и достигших немалого в своем развитии (календарь, математический ноль, ваниль и какао – это всё про них, про майя и ацтеков), и европейского влияния в его самом южном, испанском варианте, подарил нам необыкновенный мир – пестрый, яркий, динамичный, певучий, причудливый.

Приходящих в Театриум на спектакль «Однажды в Мексике: кукурузный человечек» его создатели окунают в этот экзотический и необыкновенно притягательный мир далекой латиноамериканской страны стремительно: с первых звуков. Живой оркестр дополнен такими невиданными инструментами индейского происхождения как гуиро, уэуэтл, конга, чичтли и окарина, а еще там меланхолично перебирают струны гитары и плачет скрипка – ну и, конечно же, совсем никуда без зажигательных ударных – это же Мексика, и ритм тут определяет почти всё! Чуть погас свет в зале и на авансцене безупречно ансамблирующий дуэт – Анна Прокопьева и Егор Комаров, одетые в национальные мексиканские костюмы: они сладко выводят чарующие латиноамериканские напевы, мелодически гибкие и сразу настраивающие на солнце, негу, южные ароматы. А их костюмы – цветастая юбка и эффектное сомбреро – словно говорят без обиняков: будет ярко, зажигательно, словом, по-мексикански.

Первый слой нового спектакля – визуальный: он захватывает сразу. На сцене – в человеческий рост колосится «настоящее» кукурузное поле, от невероятных костюмов от Виктории Севрюковой, Ольги Резниченко и Любови Скорнецкой просто глаз не оторвать, настолько они ярки и изящны, этнографически достоверны и современно фантазийны. Легкие, многофункциональные декорации-планшеты Марии Рыбасовой позволяют модифицировать сценическое пространство в миг под любые задачи – отсюда невероятная динамика спектакля, где повествование просто летит, развивается свободно и непринужденно. Украшение спектакля – разнообразный свет Андрея Тарасова.

Это праздничная Мексика – страна ясного неба, жаркого солнца, пряных ароматов. А есть еще другая Мексика – страшная, колдовская, демоническая, полная саспенса, напоенная мрачными легендами древних индейских культов: кукурузные монстры выныривают из поля и пытаются пугать зрителей, в кульминации «доставая из кармана» совсем уж беспроигрышный аргумент – демонстрируя во все зеркало сцены огромный скелет. Однако публике – и детям, и взрослым – не страшно, а скорее жутко интересно: чем же дело кончится?

Второй слой – занимательная история авторства Артема Абрамова (пьеса) и Андрея Усачева (стихи). В деревушке Маисета, затерянной среди бескрайних кукурузных полей, шумит праздник кинсеаньера – пятнадцатилетняя Эсперанса (Надежда Мисякова) вступает во взрослую жизнь. Ей дарят туфельки на каблучках и диковинную куклу, сделанную из кукурузных початков, которую она должна выбросить сразу по окончании праздника – как свидетельство своего взросления, расставания с детством. Но праздник главной героини омрачён: ее младший брат Матео (Арсений Черешнев) стараниями злого колдуна Эухенио (Рафаэль Наджаф-Заде) угодил в историю, да такую, что без магии и древних заклинаний майя его никак не спасти. Но и это еще не все: беднякам мешают алчные богатеи – капризная сверстница Эсперансы Пилар (Анастасия Фадеева) из зажиточной семьи вместе со своей мамашей изрядно портят жизнь трудолюбивым и добродушным крестьянам Маисеты.

Сказка в мексиканском стиле оказывается доброй – словно мексиканский сериал, который всегда обязательно с хорошим концом: чары разрушены, Матео спасен, а осуществить маленький подвиг по вызволению брата Эсперансе помогает перевоспитавшаяся Пилар – девочка оказалась с добрым нутром, а ее капризность и избалованность были лишь маской. Да и Матео урок усвоил – разбогатеть можно не обманом и колдовством, а только упорным трудом. Да и само богатство – не в материальных благах, а в дружбе и взаимопонимании, в любящей семье и сплоченном коллективе. Воспитательный посыл пьесы на современный лад говорит о вечных гуманистических ценностях, которые у нас часто подзабывают (особенно с окончанием советского времени они как-то не в чести) – впрочем, как и в Мексике, которая, при всей разности, чем-то очень похожа на Россию: ну, хотя бы почти одинаковым количеством населения в обеих странах.

Третий слой – музыка в стиле латинос композитора Сергея Кондратьева: по-театральному зажигательная, и драйвовая, и томно пряная, а иногда даже немножко пугающая. Колорит далекой заманчивой страны она передает с избытком – после спектакля хочется срочно купить билет до Мехико, тем более, что виза в Мексику россиянам не нужна. Ряд номеров звучат на испанском, испанские словечки вплетены и в русскоязычную речь актеров – это добавляет атмосферности, за фонетическую достоверность которой отвечал Оскар Рамирес-Эрнандес. Впрочем, в программке предусмотрительно дан небольшой русско-испанский словарик – публика может перед началом или в антракте потренировать свои лингвистические навыки.

Все слои воедино сплетает режиссер Тереза Дурова: получается увлекательное действо, от которого веет добротой, и которое смотришь с интересом, на одном дыхании. На афише значится – «уникальный спектакль для всей семьи» и спорить с этим невозможно: и стар, и млад найдут в этой незатейливой, но поставленной с выдумкой истории с экзотическим налетом что-то привлекательное – каждый для себя.

Александр МАТУСЕВИЧ

Фото Владимира Майорова

13.01.2022



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей