Новости


Подписаться на новости



01.07.2022

«Любовь к трем цукербринам»:
этот спектакль чувствуешь кожей

Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Наталии Сац умеет удивлять своего зрителя. Именно такая мысль держалась в голове 27 июня после премьеры первой части футуристической трилогии «Я, робот» и AR-оперы «Любовь к трем цукербринам» по роману Виктора Пелевина. Постановка осуществлена с использованием гранта, предоставленного ООГО «Российский фонд культуры».

Но обо всем по порядку. Перед премьерой ожидание было очень «нагрето». Впервые на сцене оперный спектакль с элементами дополнительной виртуальной реальности, автор либретто предпочел остаться «безымянным» и, конечно, впервые оперный театр обратился к прозе Виктора Пелевина, как к литературному первоисточнику музыкальной постановки. Да и нужно сказать, что «Любовь к трем цукербринам» это начало трилогии, которая продолжится следующим спектаклем уже этой осенью. Автор идеи и режиссер – Георгий Исаакян – и это уже говорит о качестве данной постановки.

Перед спектаклем, по уже сложившейся традиции театра,  Георгий Георгиевич обратился к зрителям со словами: «Вместе трилогия составит некие наши размышления о том, что есть столкновение человека и цифровой цивилизации, человека и виртуальной реальности». Художественный руководитель театра подчеркнул, что постановка задумывалась «в другое время, в другую эпоху», но раз мысль была озвучена, то было принято решение представить спектакль зрителю.

Еще один немаловажный факт, что AR-опера «Любовь к трем цукербринам» стала дебютом на оперной сцене молодого уральского композитора нового поколения Константина Комольцева. «Мне кажется удивительно, что писатель старшего поколения и композитор молодого поколения так сошлись в этом спектакле» – говорит Георгий Исаакян.

По личным ощущениям, спектакль удался. Важный факт – это история не о спешке, в происходящее на сцене следует погрузиться. В синтез музыки, декораций, костюмов и гаджетов. Повествование истории складывается из нескольких точек в одну простую линию, которую возглавляет вопрос «как не потерять себя и свою идентичность».

Ограничение 16+ стоит не просто так. Спектакль острый, хоть и аллюзиями, но бьет прямо в цель своей прямотой. Иногда он может показаться несколько зловещим, с пугающими образами – элементами хоррора. Он действительно держит в напряжении, каждая сцена заставляет ждать своего развития и смены сюжета. Постановка не простая: за мнимой безмятежностью и действиями героев не следует «хэппи-энда». Будем честны, он здесь и не подразумевался.

Что самое интересное – иногда специально не разобрать дословно, что поют артисты. Но смысл понятен. Заглавные слова, которые до зрителя должны «дойти» интонационно выделены, а все остальное просто «шум». Главные герои искусно показывают нам различие в состояниях «виртуальный мир – реальность», как «эйфория – тревога». Сразу появляются вопросы: а можно ли, имея свой нереальный, но «прекрасный» мир, вернуться и быть счастливым в порой трудной, но реальности? И насколько человек теряет себя в созданных образах?

Музыкальная часть постановки – смесь тревоги, медитации, узнаваемых нам перезвонов джинглов. Конечно, хоть речь и о будущем, но параллели с современными тенденциями проглядываются не только через образы и сцены, но и через музыку. Этот спектакль чувствуешь кожей: каждый перепад, каждое действие имеет свою музыкальную окраску.

Была проделана огромная работа постановочной группы и особо хочу отметить труд художника по костюмам Анны Костриковой – то, как подобраны образы, то, как они стилизованы и насколько уместны.

Отдельно скажу и про задействованные AR-технологии. Это только начало для академических оперных постановок и тот факт, что театр Сац взял на себя ответственность быть первым, заслуживает уважения. Да, для некоторых задействованные элементы могут показаться слегка простыми, но театр стоит только в начале данного пути. В спектакль введены виртуальные персонажи, актеры на сцене взаимодействуют с AR-объектами. Единственное, советую зрителям внимательно ознакомиться с инструкцией и, как только вы получите свой гаджет, потренироваться в его работе.

На мой взгляд, использование элементов дополненной реальности это огромный шаг не только для театра Сац, но и для всего сообщества оперных театров. Как обычно и бывает, введение неких элементов, в начале фрагментарно, может привести к тому, что в будущем, постановки будут неразрывно связаны с взаимодействием актеров с виртуальным миром. Как это может быть реализовано нам частично показали на примере данного спектакля.

Александра САЙДОВА
Фото предоставлены пресс-службо
q
Театра имени Наталии Сац
фотограф Елена Лапина

01.07.2022



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей