Новости |
19.07.2023
«Приди ко мне, мой Мадиэль»
На исторической сцене Мариинского театра возобновили постановку мистерии «Огненный ангел» Сергея Прокофьева
Огненный ангел. Фото Валентина Барановского © Мариинский театр
Мариинский театр по праву именуется оперным домом Сергея Прокофьева. Здесь представлено практически все оперно-балетное наследие композитора. Один из нашумевших некогда спектаклей, совместная копродукция с лондонским Ковент-Гарден мрачной мистической оперы Прокофьева «Огненный ангел», до сих пор вызывает пристальное внимание, дискуссии и неподдельный интерес многочисленных зрителей. Британский режиссер Дэвид Фриман в тандеме с художником Дэвидом Роджером предложили собственную условную постановку спектакля. Сюжет, основанный Прокофьевым по одноименному роману Валерия Брюсова, решен композитором в конструктивистски жесткой, экспрессивной манере. События оперы разворачиваются в Германии XVI века. Главную героиню Ренату с раннего детства посещают светлые видения ангела Мадиэля, но после 16 лет, когда Мадиэль покинул ее, превратившись в Огненного ангела, Рената стала испытывать к нему неудержимое сексуальное влечение. Свои чувства к Мадиэлю она обращает к графу Генриху, который отвергает ее. Рената пытается замолить грехи в монастыре, но и там ее не оставляют в покое демоны. Фриман воплотил на сцене состояния мистического транса героини, сцены любви, ужасы инквизиции, магию чернокнижников и выходки демонов (блестящая работа артистов миманса и акробатической труппы под руководством Махамадали Таджиева). Английскому режиссеру удалось самое сложное — вписать зрелищные красоты в строгую режиссерскую концепцию. Однако самым эпатажным моментом данной постановки стало то, что в финале оперы одержимые демонами монахини превратились в обнаженных фурий. В партии Ренаты блестяще выступила мариинское сопрано Мария Баянкина.
Огненный ангел. Фото Валентина Барановского © Мариинский театр
Среди заметных актерских удач в спектакле следует назвать Вадима Кравеца (в партии бесстрашного рыцаря Рупрехта), Андрея Попова (магистр Агриппа Неттесгеймский), Елену Витман (дебют в роли мистической Гадалки), особо следует отметить яркие актерские работы Евгения Акимова и Дмитрия Григорьева в партиях Мефистофеля и Фауста и Юрия Воробьева, экспрессивно сыгравшего мятущегося Инквизитора. С особенной будоражащей и стихийной мощью звучал оркестр Мариинского театра, ведомый импульсивным маэстро Валерием Гергиевым. Знаменитый дирижер неоднократно представлял этот спектакль по всему миру.
Валерий Гергиев: «Мы все уже часть истории этой постановки. Огромной моей мечтой было когда-то в далекие 1990-е провести фестиваль Прокофьева, представить исполнения «Огненного ангела», «Игрока», «Любви к трем апельсинам», «Войны и мира» и «Повести о настоящем человеке» здесь в Мариинском театре. Но над всем возвышалась тогда сенсационная новость о том, что «Огненный ангел» будет поставлен впервые в России по-прокофьевски, без купюр, без сокращений. Спектакль был поставлен очень успешно. Он немедленно обошел все сцены мира — Лондон, Нью-Йорк, Токио, города Франции и Германии. Но самое главное — постановка жива и актуальна и по сей день. И сегодняшнее участие в этом спектакле уже совершенно другого поколения певцов, режиссерские идеи Фримана не перестают быть актуальными. Это своего рода визуальный шок, особенно последняя сцена. При этом максимум простоты в остальных сценах, и минимализм, лаконичный режиссерский язык придают успех этому спектаклю».
Виктор АЛЕКСАНДРОВ, Санкт-Петербург
19.07.2023
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-