Новости


Подписаться на новости



Возрождая наследие Голованова

"Искра божья, талант и вдохновение запоминаются на всю жизнь, тогда как посредственность, всеядность, равнодушие проходят как бледные тени и вскоре забываются. Лучше сгореть ярко и пламенно, чем тлеть бес­сильно".

Н.С.Голованов

15 февраля в МИА «Россия сегодня» прошла пресс-конференция, подводящая итоги второго этапа мультимедийного проекта «Возрождаем наследие русских композиторов».  В сезоне 2015/2016 он был посвящен Николаю Голованову – выдающемуся российскому дирижеру и композитору, 125-летие которого отмечалось в январе 2016 года.

В пресс-конференции приняли участие Генеральный директор Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры им.М.И.Глинки Михаил Брызгалов, Генеральный директор ОАО «Э.ОН Россия» Максим Широков, Генеральный директор РГМЦ и радио «Орфей» Ирина Герасимова, начальник отдела перспективного планирования и специальных проектов ГАБТ России Ирина Черномурова, солист Большого театра России Максим Пастер, заместитель гендиректора РГМЦ Надежда Кузякова.

Как известно, уникальный проект «Возрождаем наследие русских композиторов», организованный РГМЦ и радио «Орфей» при поддержке компании «Э.ОН Россия», стартовал в 2014 году. «Мы обозначили для себя приоритеты: возрождать наследие тех композиторов, произведения которых не исполняются, или утеряны, или никогда не были исполнены и записаны», - так изначально объяснила Ирина Герасимова цель проекта.

Первый сезон был посвящен творчеству блестящего русского композитора Антона Аренского и завершился весьма успешно: была восстановлена оригинальная авторская версия оперы Антона Аренского «Рафаэль» , силами коллективов РГМЦ - Симфонического оркестра радио «Орфей» и Академического большого хора «Мастера хорового пения», а также солистов московских оперных театров  был записан компакт-диск, а кульминацией первого этапа стало концертное исполнение оперы «Рафаэль» в Александровском зале в Москве 20 февраля 2015 года.

Ирина Герасимова

Следующим шагом проекта «Возрождаем наследие русских композиторов» стали восстановление и запись музыки Николая Семеновича Голованова, не только выдающегося дирижера, «Дирижера №1 Советского Союза», как его называли, но и самобытного талантливейшего композитора.

«Этот проект возник, чтобы восстановить историческую справедливость. Начало XX века рождало гигантов в области музыки, но события этого времени не давали возможности раскрыться полностью их талантам, и многое из того, что они делали, не доходило до слушателей, - объяснила Ирина Герасимова. – Фигура Николая Семеновича Голованова тоже, к сожалению, не до конца была представлена. Помимо того, что он был блистательным дирижером Большого театра, профессором Московской консерватории и первым человеком, который имел отношение к радио, это был первый дирижер, осуществивший трансляцию из оперного театра на всю страну. Он дал возможность жителям во многих городах и деревнях России, в любом месте услышать замечательные оперы, такие, как «Князь Игорь», «Борис Годунов». К тому же Голованов был основателем и дирижером оркестра Радиокомитета, поэтому эта фигура вызвала наш интерес. Мы можем с помощью наших партнеров найти его сочинения, мы можем их записать, и главное – мы можем их транслировать в эфире. Это миссия проекта этого года».

Михаил  Брызгалов

Проект поддержали Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры им.М.И.Глинки, предоставившее автографы сочинений Голованова, Государственный академический Большой театр, Московская консерватория. Также в рамках проекта был снят фильм о Голованове, выпущен диск с записями его произведений, состоялись два концерта: первый – в «родном доме» Голованова – Большом театре, в день рождения композитора 21 января, второй – 16 февраля в Большом зале Московской консерватории. Оба концерты – абсолютно уникальны по эмоциональному наполнению и духовному содержанию, стали и для участников, и для публики настоящим откровением. 21 января в Бетховенском зале Большого театра солисты Большого, Мариинского театров и Московского театра «Новая опера» исполнили романсы и дуэт из оперы «Принцесса Юрата», а 16 февраля второй этап проекта завершился грандиозным концертом в Большом зале Московской консерватории. В этот вечер прозвучали духовные сочинения Николая Семеновича - хоровые, инструментальные и симфонические произведения в исполнении творческих коллективов Российского государственного музыкального телерадиоцентра:  Академического хора Русской песни (главный хормейстер и дирижер Андрей Азовский), Академического Большого хора «Мастера хорового пения» (художественный руководитель и главный дирижер Лев Конторович) и Симфонического оркестра «Радио «Орфей» (художественный руководитель и главный дирижер Сергей Кондрашев). 

О том, как проходил проект и о своем отношении к нему журналистам рассказали Ирина Герасимова, Михаил Брызгалов, Ирина Черномурова.

Михаил Брызгалов

«Прежде всего хотел бы выразить слова большой благодарности тем, кто стал заниматься возрождением творчества Николая Семеновича Голованова, - заявил Михаил Брызгалов, Генеральный директор ВМОМК им.М.И.Глинки. – Этот удивительный музыкант, человек по меньшей мере неординарный, внес неизгладимый след в развитие музыкальной культуры. Многое из того, что сегодня мы видим и слышим на сценах театров (а мы даже не задумываемся об этом) было сделано Головановым. Это главный дирижер двух главных оркестров нашей страны. Раньше его называли и «главным дирижером Советского союза». Мы знаем, что Голованов был дирижером, но меньше говорим о том, что это – один из ярчайших композиторов, который осуществил свои творческие труды в области духовной музыки. Произведения, написанные рукой Голованова, звучат и сегодня, но мы не знаем, что эта музыка была создана композитором Головановым».

Михаил Аркадьевич также рассказал о том, что в архивах Музейного объединения хранятся более восьми тысяч предметов, относящихся к творчеству Голованова: «В состав Музейного объединения входит музей-квартира Н.С.Голованова, та самая квартира, где он жил и творил. У него есть удивительная грань – он великий собиратель. Какая живопись находится в его квартире! И те уникальные материалы, которые дирижер Голованов собирал, не уезжая из Москвы в тяжелое военное время, продолжая работать. У нас хранятся удивительные дневники, где описан не только его день, но каждый день Москвы, какие концерты давались в эти дни в военной Москве, и чем жил город. Можно сказать, он вел музыкальные дневники военной Москвы».

Ирина Черномурова

Об огромном значении личности Николая Голованова в жизни главного театра нашей страны рассказала Ирина Черномурова: «Театр сразу откликнулся на этот проект, и абсолютно все службы театра активно принимали в этом участие. Имя Голованова в Большом театре – это легенда. Это человек из того времени, которое называется «Золотой эпохой Большого театра». Его три последние спектакля были удостоены премии и долго жили на сцене. Я помню ту оригинальную «Хованщину», а «Борис Годунов» до сих пор идет на сцене...К сожалению, я уже не увидела спектакль «Садко». Это то, на чем вырастало оперное поколение театра. Он собой олицетворял потрясающее время. Ему самому много досталось - известен термин «головановщина». Наверно, он был в высоком смысле консерватором, он был из другого времени, из времени русского ренессанса – с Рахманиновым, Ипполитовым-Ивановым, которых знал лично. Он учился у Рахманинова, был счастлив рядом с ним работать. Изумительный. Он это все пронес стойко до самого конца и как большой человек, и как большой музыкант, и создал тот Большой театр и те спектакли, которые нам остались в наследие.

Настало время более внимательно вглядываться в прошлое, в ушедший век, восстанавливать все связи, имена тех людей, которые сформировали огромную большую русскую культуру, и мы должны этим гордиться. Я вообще считаю, что нам очень не хватает этого уважения к своей истории и своему наследию абсолютно во всех отраслях. А имя Голованова относится именно к тем именам, которые мы должны помнить. Он был продолжателем, и соединил две эпохи в себе – и новое время, бурное, новых титанов, при этом он остался верен и тому великому ренессансу, который проявил себя в начале XX века. Это было такое эмоциональное мощное время. И окружение обязывало его быть в высочайшей степени профессионалом. Спасибо за этот проект. Большой театр заново открывал для себя имя Голованова на этом вокальном вечере».

Туган Сохиев

Также на пресс-конференции представили фрагменты видеофильма, подготовленного РГМЦ и посвященного Голованову, с воспоминаниями и размышлениями Геннадия Рождественского, Тугана Сохиева, митрополита Волоколамского Илариона, Александра Соколова.

Туган Сохиев:

«В 2016 году Большой театр и вся музыкальная общественность будут отмечать 125-летие со дня рождения Николая Голованова, великого музыканта и дирижера, человека, который очень много сделал и для Большого театра, и для музыкальной жизни России…Он воспитал плеяду не только дирижеров, таких, как Геннадий Николаевич Рождественский, Борис Эммануилович Хайкин, но и великих певцов. Спектакль, который до сих пор находится в золотом фонде нашего театра - «Борис Годунов».

Геннадий Рождественский

Геннадий Рождественский:

«Он был очень суров. Очень. Он имел такую манеру: красил брови углем, вот так – углом. Углем и углом. Когда он двигал ими, производил страшнейшее впечатление. Это был один из штрихов к его имиджу…Он не переносил середины. Безразличной середины. И в нюансировке, и во фразировке, и в отношении к делу. Поэтому репетиция начиналась в девять часов, а в половину девятого он кричал: Почему вы опаздываете?»

Фильм, подготовленный радио «Орфей», безусловно, будет интересен широкой аудитории – он представляет фигуру Голованова живо, выпукло, ярко. Очень надеемся его увидеть в полном формате. Сейчас ведутся переговоры с несколькими телевизионными каналами, о результатах нам обещали сообщить на сайте muzcentrum.ru.

Подводя итоги второго, «головановского» этапа проекта, Ирина Герасимова добавила, что записи этих концертов будут звучать в эфире радио «Орфей» и зарубежных радиостанций – членов Европейского вещательного союза: «Радио «Орфей» является членом Европейского вещательного союза. Мы активно с ними сотрудничаем, и спрос на наши проекты, в том числе и на русскую музыку в целом – фантастически огромный. В прошлом году мы предоставили 30 часов самых лучших концертов, и это было разобрано моментально, один концерт берет 56 радиостанций. Представляете, сколько часов русской музыки звучит сейчас в Европе? Так что для нас этот проект ценен тем, что концерты, которые мы сделали, услышат не только жители России, но и всего мира. И это будет вклад русской культуры в общую сокровищницу».

В следующем году нас ждут новые открытия – проект продолжится. «Мы выбрали замечательного художника с тяжелой судьбой, который был репрессирован. Это Александр Мосолов, - сообщила Ирина Герасимова. – Совершенно фантастический композитор советского периода. Почему мы выбрали именно его? Нам нужна история, за которую можно зацепиться и привлечь внимание к его жизни. Мосолов – удивительный человек и, как нам показалось, он явился своеобразным музыкальным репортёром своего времени. Его сочинения – фактически музыкальная живопись того времени. Так что будем делать Мосолова».

Ирина Шымчак

Фото автора

Фото Н.С.Голованова - из архива ВМОМК им.М.И.Глинки

 


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Октябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
    1234 
 567891011 
 12131415161718 
 19202122232425 
 262728293031  

Подписка RSS    Лента RSS






афиша

 

 
Рассылка новостей