Новости |
Планета по имени «музыка» осиротела…
«…Пишу и плачу, думая о том подарке, который был мне послан Богом в твоем лице»
Вера Горностаева, из письма Мстиславу Ростроповичу
Кажется, совсем недавно мы отмечали ее юбилей. Она, в почтенные 85, казалась ровесницей своим ученикам. Такой внимательный интерес к происходящему вокруг всегда светился в ее глазах, такая энергия излучалась, что забывалось о ее возрасте. Вера Васильевна Горностаева, невероятного обаяния, харизмы, внутренней силы духа человек, потрясающий талантливейший педагог и музыкант…22 января 2015 года мы с ней прощались.
Горы цветов, терпкий запах зимних роз... В фойе Большого зала – море людей. Ее любимые близкие, ученики, друзья, коллеги, просто знакомые. Оказалось, что профессора кафедры специального фортепиано пришли проводить в последний путь самые разные люди. В почетном карауле у гроба стояли и Александр Соколов, и Ольга Ростропович, и Андрей Щербак, и Михаил Хохлов, и Владимир Овчинников, и ее ученики…
Опять в руках у ректора московской консерватории, Александра Сергеевича Соколова, целая пачка телеграмм. Только в этот раз не поздравляющих с юбилеем, а соболезнующих.
Она работала до последнего, вела уроки. Была, как сама шутливо говорила, «без пяти минут Софроницкий», который в последние годы жизни принимал учеников у себя дома…Наполненные ежедневными открытиями будни педагога в любимой альма матер, пестование и только вступивших в ее класс юных пианистов, и уже ставших знаменитыми питомцев…Бесконечная, но радостная для нее забота о них. Она не могла не работать и в свои 85 – это была ее символическая эстафета, как и фестиваль «Эстафета Веры», который она придумала и вела с искренней радостью и гордостью.
«Это название подчеркивало вклад Веры Васильевны Горностаевой в жизнь Московской консерватории, и в музыкальную жизнь в целом, - сказал Александр Сергеевич Соколов. – Это действительно эстафета, непрекращающийся ряд учеников, последователей, которые с гордостью причисляют себя к школе Веры Васильевны Горностаевой, воспитанницы Генриха Густавовича Нейгауза».
Она обожала Большой зал и консерваторию… С такой любовью и нежностью говорила о них в день своего юбилея, 1 октября, вспоминая о династии, основательница которой, ее мама, почти сто лет назад впервые вступила в эти стены. И прощание состоялось здесь же. «Мы с ней прощаемся сегодня в Большом зале, где началась ее высокая исполнительская карьера, - отметил Александр Соколов. – Ее творческий путь был озарен большими победами. Он был очень интенсивным – Вера Васильевна в некоторые годы играла до 90 концертов в год, и все это шло в непосредственной связи с ее педагогической деятельностью. Она была действительно – педагог от Бога, удивительным образом сочетавшая в себе умение работать и с маленькими детьми. Далеко не случайно, что первые годы тогда еще не знаменитого конкурса «Щелкунчик» были годами ее председательства. И в дальнейшем, уже за пределами России, педагогическая деятельность Веры Васильевны всегда была связана и с детской аудиторией. В Японии, где она работала долгие годы, очень много ее воспитанников…Вера Васильевна была невероятно открытым, душевным человеком. Это знали все, кто с ней общался. В ней сочеталась требовательность, причем не только профессионального плана, а требовательность человеческого плана – она терпеть не могла никакой полуправды. И это обязывало тех, кто с ней общался. Это было очень важно, когда она возглавила кафедру. Эстафета, конечно, будет продолжена. Она, безусловно, обязывает тех, кто сегодня скорбит, завтра своей деятельностью, жизненной позицией стараться быть достойными великого учителя».
Выступающих практически не было. Да и как выразить словами боль, смятение и горечь этой невозможной утраты? Это подвластно только музыке, которую она так любила. Мы провожали Веру Васильевну под музыку ее любимого Шопена, в ее исполнении. Шопен – пожизненное притяжение, нежность, любовь… «Шопен – вечный магнит – тянет меня к себе, меняется со временем, становясь все более близким», - писала Вера Васильевна в своей книге. Удивительно, как она его творила, не играла, а именно творила…Есть много замечательных, талантливейших интерпретаторов творчества польского гения, но мазурки в исполнении Веры Горностаевой – это что-то невероятное, запредельное человеческому разуму. В этих звуках, легко и естественно паривших в фойе во время прощания с Верой Васильевной, воплотилась вся ее нежность, теплота, любовь. «Я благодарю Бога, что он дал мне ее и миру, - обратилась к собравшимся Ксения Кнорре, ее дочь. – При этом уникальном масштабе личности, духовном, творческом, она была способна на такую нежную материнскую любовь, которую невозможно словами описать. Спасибо, мама, что ты у меня была и будешь всегда…».
Вера Васильевна была очень близка и с детства дружила с Мстиславом Ростроповичем. Для нее он был просто любимым «Славкой»…. В своем прощальном письме Ростроповичу она написала: «Сегодня, когда приближается твой день рождения, мне хочется тебе сказать самое главное: в моей жизни не было столь значительного явления, как ты». И точно так же мы можем обратиться к ней. Она сама стала для многих тем самым явлением, которое меняет все вокруг – и восприятие, и смыслы, и наполненность. Она, как магнит, притягивала к себе любого, кто хоть раз с ней пообщался или имел счастье услышать ее игру…
Присоединяюсь к словам Екатерины Ганелиной, великолепного пианиста, ученицы Веры Васильевны: «Мы любим Вас, дорогая Вера Васильевна, и благодарны Вам за счастье общения с Вами, за всё, чем Вы так щедро делились со своими «щенками»...Вы всегда с нами, в наших сердцах! Вечная светлая память!»
Ирина Шымчак
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-