Новости |
28.10.2024
«Прости, Москва!»
На сцене московской «Новой оперы» с большими гастролями выступил Театр музыкальной комедии из Северной столицы. Гости из Города на Неве привезли три названия – мюзиклы «Пётр I» и «Белый. Петербург», а также концертную программу музыки Исаака Дунаевского «Широка страна моя родная».
Особое место в этих гастролях занимал новый мюзикл об основателе родного для театра-гастролера города. Во-первых, это уже не первая работа знаменитого американского композитора Фрэнка Уайлдхорна, которую у себя представляет питерский театр, но первый мюзикл, сочиненный им специально для Музкомедии. Премьера прошла в декабре 2022 года, когда уже во всю мощь развернулось острое противостояние с Западом, тем не менее, работа американского композитора для российской сцены состоялась. Во-вторых, спектакль готовился как приношение 350-летнему юбилею Петра Великого (отмечался в 2022-м), своего рода оммаж и даже визитная карточка петровской темы: было интересно, как идею о своем патроне воплощают артисты и театр из города – «Петра творенья». Кроме того, за прошедшие почти два года спектакль собрал внушительное количество всевозможных наград, был высоко оценен государством и профессиональным сообществом.
Либретто двухактного мюзикла сочинил известный драматург Константин Рубинский. Он в емкую театральную форму сумел вписать значительную часть жизненного пути титульного героя – получился внушительный байопик, начинающийся с момента провозглашения Петра царем (а случилось это, как известно, когда царевич был еще десятилетним ребенком), и заканчивающийся уже последними годами жизни царя. В постсоветской России сложился своеобразный культ Петра, пришедший на смену советским героям, в Петербурге он особенно силен и всеобъемлющ, однако Рубинскому удалось показать царя нешаблонно и нелинейно, противоречивой и многогранной личностью, не создавая при этот сусальный, неживой благостный образ. Драматические страницы, связанные с жестокостью царя, его необузданным нравом, неустойчивой психикой, мнительностью и мстительностью, оказались не менее убедительными и впечатляющими, чем показ его созидательных деяний. И именно в ходе гастрольного показа по-особенному прозвучала со столичной сцены ария-расставание царя с нелюбимой старой Москвой: «Прости, Москва!»
В музыкальном отношении творение Уайлдхорна – масштабный, истинно американский мюзикл, скроенный по всем канонам жанра, с яркими мелодиями, экспрессивными сольными номерами, драматургическими контрастами, умелым конструированием массовых сцен. Особенно удались композитору напряженные диалоги-дуэли героев (например, Петра и Софьи, Петра и Евдокии, Петра и Екатерины). Однако музыкальный материал совершенно лишен всяких этнографических намеков – о том, что эта музыка повествует о России, о русском царе, о русской жизни вам не подскажет ничто (кроме собственно сюжета) на протяжении всех трех часов эффектного действа. Трактовка личности царя, как неуравновешенной, экспрессивной и одновременно волевой заставила композитора почти постоянно использовать повышенную звучность, преувеличенные средства выразительности, что в известно мере обеднило общую палитру и добавило партитуре элементы однообразия.
Постановку в питерской Музкомедии – мировую премьеру – осуществил маститый тандем: режиссер Юрий Александров и сценограф Вячеслав Окунев. А кроме них руку приложили балетмейстер Надежда Калинина, художник по свету Денис Солнцев, художники-аниматоры Анастасия Андреева и Ксения Калинина. Получилось ярчайшее высказывание бродвейского плана, где все масштабно, крупно, красочно, выпукло, где каждая сцена и мизансцена доходчивы, где ошибиться невозможно – кто прав, а кто виноват, где враги, а где друзья. Александров мастерски выстраивает образы, чутко следует за музыкальной драматургией, превосходно организует пространство спектакля, бесшовность сцен, обеспечивая поистине кинематографическую динамику шоу. Окунев дает зримые доминанты, проходящие через все повествование – старомосковский трон, гигантский парусник, выкатываемый на сцену во всех ключевых, судьбоносных поворотах сюжета, многое решено через видеоконтент, транслируемый на огромных плазменных панелях.
Значительное место в спектакле занимают патриотические мотивы – гигантский двуглавый орел (причем не в петровской, а в нынешней прорисовке – такой, как мы его видим на гербе Российской Федерации) во все зеркало сцены «наползает» на публику не раз, равно как и развевающиеся циклопические триколоры. Знамя, которое выносят на сцену после Полтавского боя, – опять же не историческое, петровских времен, а один в один – современный президентский штандарт, а о самом бое поют так, что понятно – то, что он произошел на территории Украины, да и то, что боролись в нем с «коллективным Западом», отнюдь не случайно, и весьма символично для дня сегодняшнего. В финале все герои мюзикла – и плохие, и хорошие – поют гимнический хор-посвящение Петербургу-Петрограду-Ленинграду (именно так в тексте): градус патриотического апофеоза достигает максимальной точки.
Исполнение заслуживает всяческих похвал – выразительные музыкальные (музрук спектакля Алексей Нефедов) и актерские работы наполняют ткань повествования живыми эмоциями. В центре его – фактурный титульный герой в брутально-харизматичном исполнении мюзикловой звезды всероссийского масштаба Ивана Ожогина. Колоритными вышли абсолютно все женские образы – у Анастасии Вишневской (Екатерина), Марии Плужниковой (Евдокия), Агаты Вавиловой (Софья), Наталии Диевской (Наталья). Характерные образы, плутоватые – каждый по своему, помогающего Петру Меншикова и противостоящего ему церковника Досифея с блеском воплощают Александр Леногов и Александр Суханов.
Александр МАТУСЕВИЧ
Фото Марии Ковалевой
Предоставлены пресс-службой театра
На фото:
1: Иван Ожогин, Агата Вавилова
2: Мария Плужникова, Александр Суханов
3: Анастасия Вишневская, Иван Ожогин
28.10.2024
Анонсы |
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-