• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



30.12.2024

Просвещение и одухотворенность

В рождественско-новогодние праздничные дни в московском Римско-католическом соборе Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии состоялся концерт духовной современной музыки, подаривший столичным меломанам целых две необычные премьеры.

Концерты в храмах, особенно в храмах западных деноминаций, – привычное дело. Римско-католический собор на Малой Грузинской улице в Москве славится особенно интенсивной концертной деятельностью, превратившись своего рода в филармонический центр столицы, разумеется, с упором на духовный репертуар. Наряду с концертами более-менее привычными, ординарными, случаются тут и настоящие события, значние каковых невозможно переоценить – при чем не только в московском, но и в общероссийском масштабе.

Один из таких концертов состоялся под самый Новый 2025 год – Международная некоммерческая музыкальная организация «Lyrica Classic», возглавляемая российско-американским продюсером и оперной певицей Юлией Петрачук, устроила настоящий праздник современной духовной музыки. Если в прошлом сезоне «Lyrica Classic» сосредоточилась на женском оперном композиторском творчестве, проведя в четырех городах России гигантский фестиваль «Приглушенные голоса» и презентовав российской публики с десяток современных опер женщин-композиторов России и Америки, то в этом сезоне институция Юлии Петрачук отдает дань сакральной музыке.

Разумеется, темой рождественского концерта в соборе могло стать только Рождество: однако, подана эта тема был нетривиально. Хотя на рождественскую тему написано множество сочинений великих композиторов прошлого, Юлия Петрачук решила удивить и просветить московскую публику. Прозвучали два новых американских сочинения на рождественскую тему: для первого сочинения концерт оказался мировой премьерой, для второго – российской и евразийской. Но и без вечной классики не обошлось – в самом начале концерта, еще до исполнения современных композиций, титулярная органистка Римско-католического собора Марина Омельченко исполнила две великих хоральных прелюдии Баха – «In dulce jubilo» и «Nun komm der Heiden Heiland»: музыка невероятной глубины и космического совершенства задала тон всему вечеру.

Кантата Патрика Брилла «Магнификат» – десятичастное сочинение на известный евангельский текст было создано в 2015 году, оно предназначено для хора, оркестра и органа: в его исполнении приняли участие вокальный ансамбль «Arielle» (худрук Эльмира Дадашева), хор студентов Музыкально-педагогического института имени М. М. Ипполитова-Иванова (худрук Елена Бессонова), симфонический оркестр «Новая Москва» (худрук Даяна Гофман) и органистка Марина Омельченко. Стиль Брилла – высокая эклектика и стилизация: композитор сознательно переплавил в своем сочинении элементы ренессанса, барокко, классицизма и романтики, он декларирует возвращение к эстетическим принципам западной композиторской традиции, вдохновленным музыкальными вершинами прошлого.  Результат – полчаса безусловно красивой, условно необарочной (или псевдобарочной) музыки, богатой мелодикой и ласкающими слух гармониями, в которой однако трудно уловить индивидуальное начало – остается стойкое впечатление, что со всей этой красотой ты уже когда-то однажды встречался. В таковом произведении особое значение имеет мастерство подачи красивого академически округлого звука, с чем хоры справились успешно, а маэстро Гофман сумела придать сочинению единство формы и обеспечить драматургическое развитие и блеск кульминаций.

Оратория Пола Левита «Кантата Эммануил» появилась в 2009-м: в ней также десять частей, хоровые ресурсы менее значительны (в данном концерте воплощением хоровых партий занимался коллектив Эльмиры Дадашевой), зато есть четыре солирующих голоса – сопрано, меццо, тенор и бас. Оратория была создана по заказу Церкви Реформации в Вашингтоне – композитор вдохновился десятью витражами этого храма, изображающими сцены из жизни Христа, превратив их в музыкальные номера, отражающие ключевые моменты христианской веры. В отличие от кантаты Брилла оратория Левита лишена элементов стилизации – ее мелодический и гармонический язык умеренно современен, в нем, конечно, нет авангардистских приемов, однако в мышлении чувствуется подход, характерный для музыки XXXXI веков: неожиданные тональные переключения и сопоставления, прихотливая ритмика и терпкая интервалика, жанровая контрастность, когда почти оперная патетика соседствует со строгими акапельными хоралами. Захватывающая драматургия сочинения, умело выстроенная архитектоника, яркий и нетривиальный мелодизм делают сочинение Левита притягательным и манким – это музыка, которую хочется слушать и постигать.

Большая заслуга в выгодном представлении новинки для российской публики заключается в мастерстве исполнителей. Стройное и точное пение вокального ансамбля «Arielle», красивый насыщенный звук «Новой Москвы», неоспоримое мастерство Даяны Гофман, представившей сочинение во всем его блеске и внушительной грандиозности – все работало на большое художественное впечатление, которое смогла получить публика рождественского концерта. Свой вклад внесли и блистательные солисты – геликоновцы Александра Ковалевич, Сергей Абабкин и Григорий Соловьев. Особенно среди них стоит отметить медовую теплоту тембра красивейшего меццо Ковалевич и бередящую душу настойчивость посыла тенора Абабкина. Достойный ансамбль поддержала и примадонна вечера Юлия Петрачук, чье трагическое по краске сопрано особенно запомнилось в выразительном соло предпоследней части «Ave verum».

Александр МАТУСЕВИЧ
Фотографии предоставлены организатором проекта

30.12.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей