Новости |
14.10.2025
«А мы летим, как ласточки»: по страницам петербургского романса
На фестивале «Петербургские дожди» представили масштабную панораму развития петербургского бельканто. Программа, созданная пианистом Алексеем Гориболем, провела сквозную линию от Даргомыжского до Десятникова, от Глинки до Петрова, от Чайковского до Дунаевского.
Охватить в одном концерте все вехи становления такого музыкального явления, как петербургский романс, – задача не просто сложная, но даже по-своему дерзкая. Более двух столетий прошло с тех пор, как романтические европейские веяния захлестнули петербургскую публику и вылились в первые опусы в жанре романса. За это время жанр претерпел множество превращений и прошёл путь от камерной интимности до сценической, подлинно концертной широты.
За такую масштабную идею взялся пианист Алексей Гориболь – музыкант исключительной эрудиции, чьё творчество соединяет верность традиции и пульс современной музыкальной жизни. Год назад в Доме творчества композиторов в Репино он встретился с художественным руководителем фестиваля «Петербургские дожди», композитором Антоном Таноновым. В результате их беседы родилась программа-панорама, в которой встретились знаковые сочинения вокальной музыки Петербурга. Представленная в Эрмитажном театре, программа стала живым воплощением эволюции вокального стиля авторов-петербуржцев: итальянская кантилена в сочинениях Глинки и Даргомыжского сменилась лирикой композиторов-романтиков и высокой простотой ленинградских романсов, а завершилась музыкой Десятникова, с его колким юмором и порой бескомпромиссной экспрессией.
Два с лишним часа вокальной музыки – десятки произведений – пронеслись на одном дыхании. Так бывает только тогда, когда на сцене встречаются по-настоящему увлечённые мастера своего дела. Алексей Гориболь – пример неиссякаемой профессиональной глубины и неутомимого исследователя. Его игра настолько легка и раскованна, что порой кажется, будто пианист импровизирует, при этом он словно вновь и вновь открывает для себя новые смыслы в знакомых произведениях, всякий раз искренне удивляясь им. Музыкант выступил и в качестве ведущего концерта – поделился с публикой интереснейшими рассказами о композиторах (со многими из которых был знаком лично) и об их музыке. К автору программы присоединились и первоклассные певцы: каждый из них «отвечал» за свою музыкальную эпоху и блестяще воплотил её характер.
Классический период русской музыки Алексей Гориболь поручил тенору Олегу Крикуну – незрячему певцу с лирическим голосом, который нередко сравнивают с тембром Сергея Лемешева. Тонкость и мягкость его звука, вкупе с чёткой и рельефной мелизматикой, отлично подошли для воплощения классического бельканто Глинки и Даргомыжского. Вокалист проявил себя как многогранный интерпретатор раннего русского романса. В хрестоматийном сочинении Глинки «Не искушай меня без нужды» певец наполнил тоскливую музыку внутренним светом, смягчив её драматичность. В его исполнении печаль звучала не столько безысходно, сколько умиротворённо: за тягучей скорбью проступила ощутимая надежда. Совсем иное прочтение получил романс Даргомыжского «Она придёт»: в нём голос Олега Крикуна зазвучал глубже и насыщеннее, с оттенком мужественного смирения. Это было сосредоточенное, слегка интровертное, почти исповедальное исполнение. Особое место в этой части программы занял романс того же композитора «Тучки небесные». Обращение к такому произведению – смелый вокальный эксперимент: традиционно этот романс входит в репертуар высоких женских голосов. Крикун решился перенести свою партию в теноровый регистр, но при этом удачно сохранил изящество и хрупкость музыки Даргомыжского. Филигранные украшения, плавные переходы между регистрами и аккуратный фальцет продемонстрировали исключительное владение вокалиста голосом. С плотностью и напором звучали лермонтовские восклицания в финальной быстрой части: «Нет вам изгнания!», – однако и здесь тембр не утратил прежней утончённости. Можно с уверенностью сказать, что певческий эксперимент вышел максимально удачным – не случайно зал отозвался на это исполнение бурными аплодисментами.
Музыка петербургских композиторов-романтиков прозвучала в исполнении баритона Ивана Сизова. Его густой тембр и экспрессия, с присущими исполнителю резкими выдохами и звуковыми обрывами на кульминационных точках оказались вполне в духе романтических произведений. Характерная манера окрасила в сосредоточенно-ностальгические тона романс «Ночь» Антона Рубинштейна, воплотила благородную печаль, широту горных просторов и монументальную неподвижность мира вокруг размышляющего героя в сочинении Римского-Корсакова «На холмах Грузии». Ту же сдержанную силу голос Сизова сохранил в сочинении Бородина «Для берегов отчизны дальней», в то время как фортепиано Гориболя зазвучало мягче и светлее – как память об ушедшем счастье. В последней строфе романса певец достиг подлинного трагического пафоса: манера исполнения обрела холодную бесцветную отрешённость, в которой слышалось последнее прощание. А в романсе Чайковского «Нам звёзды кроткие сияли» вокалист проявил тонкий исполнительский вкус, соблюдая баланс спокойной созерцательности и эмоциональных порывов. Лишь в середине романса томительное, нетерпеливое «Где ж эти ночи…» привнесло оттенок напряжения и трепета.
Сопрано Юлия Корпачёва взяла на себя исполнение практически всей части программы, посвящённой творчеству ленинградских композиторов. Именно эта подборка номеров стала ядром концерта: в ней сосредоточилось наибольшее количество прозвучавших произведений. Певица покорила публику не только вокальной техникой, но и удивительным артистизмом – некоторые сочинения в её интерпретации напоминали фрагменты монооперы: чего только стоит иронично-театральное исполнение «Недоразумения» Шостаковича, местами даже сближающие академический вокал с манерой пения в кабаре.
Интересную драматургическую находку в программе предложил Гориболь, объединив сочинения «Память о солнце» Прокофьева и «Рождественский романс» Тищенко, которые прозвучали друг за другом без остановки как единый номер – мини-цикл о погружении в сомнамбулическую тьму и блуждании в ней. В прокофьевском сочинении на стихи Ахматовой Юлия Корпачёва приумножила призрачность и зыбкость музыкального образа. При её исполнении в музыке проступили черты эстетики модерна: утончённая вычурность, психологическая напряжённость, эфемерная размытость очертаний. Сочинение Тищенко лишь приумножило этот колорит. Композитор написал романс на стихи своего друга, Иосифа Бродского, и передал в вокальной партии характерное распевное чтение поэта. Надо сказать, что речитация – ещё одна очевидно сильная черта вокала Корпачёвой. Речевые интонации певицы звучат максимально живо и естественно. Гипнотический текст, мелодические повторы, отрешённый голос сопрано уносили слушателей всё дальше и дальше в чертоги жуткой фантасмагории (любопытно, что «дворник круглолицый» из стихотворения Бродского создал невольную арку к хтоническому вокальному циклу Десятникова, который завершил программу).

Иная группа сочинений принадлежит композиторам, с которыми Гориболь был знаком лично – их многочисленные встречи происходили в Доме творчества в Репино (перед исполнением номеров пианист поделился с публикой воспоминаниями об этом творческом взаимодействии). В противовес эфемерности предыдущих сочинений, здесь царил более приземлённый, привычный слуху музыкальный лиризм. Простотой и элегантностью наполнен романс «Мой друг, мой нежный» Владислава Успенского, прозвучавший в характере сентиментального монолога. Светлая элегичность, пасторальные образы ожили в сочинении «На тихой дудочке любви» Сергея Баневича. Глинкинскакя интонация, открывающая концерт, вдруг напомнила о себе в романсе Станислава Важова «Вечерняя песенка»: трогательная музыкальная тема в начале куплетов почти полностью повторяет мотив звучавшего ранее романса «Не искушай меня без нужды». Только характер музыки здесь совершенно другой: вместо тоски и томления – домашний уют и тепло. Искренне-простой музыкальный материал в сочетании с мягким, «облегчённым» звучанием голоса создали особую атмосферу, в которой привычные бытовые события обретают подлинную психологическую глубину.
В сочинении же Валерия Гаврилина «Ни да, ни нет» из цикла «Вечерок» проглянула традиция Даргомыжского. Написанный на стихи композитора, романс тончайшим образом воплощает человеческую речь. Корпачёва развивает эту идею: сближает вокальную партию Гаврилина с манерой Sprechstimme, подчёркивает кокетливые разрывы слов и слегка смягчает интонационные контуры. Сквозь игривость и лёгкую насмешливость героини проглядывают искренние, тонкие переживания. Исполнение Корпачёвой не просто трогает – оно словно проникает внутрь сознания и остаётся в душе как тихий след, который ещё долго живёт и после концерта.
Ещё два важнейших романса о любви прозвучали в исполнении Юлии Корпачёвой – мечтательная советская лирика Исаака Дунаевского («Звать любовь не надо») и знаменитый «А напоследок я скажу» Андрея Петрова. Второй предстал в необычной версии – для академического голоса с фортепиано – и наглядно продемонстрировал, что эстрадное бельканто – особая музыкальная сфера (даже при самом блестящем исполнении в академической манере романс неизбежно теряет часть своей узнаваемой интонационной рельефности).
В создании портрета советской эпохи приняли участие и исполнители-мужчины, вновь не изменяя своим амплуа: идилличный романс Вениамина Баснера «Грозди акации» представил Олег Крикун, а Иван Сизов воплотил горькую думу в сочинении «Как над горячою золою» Исаака Шварца (именно в этом сочинении, на кульминации, голос баритона раскрылся наиболее мощно). Чрезвычайно впечатлил слушателей знакомый всем с детства романс «Соловьи» Василия Соловьёва-Седого в версии для тенора и баритона (Сергей Годин и Иван Сизов). В свежей интерпретации, с переплетением голосов дуэта, эта музыка звучит ещё более пронзительно и эмоционально.
Тенор Сергей Годин появился на сцене ещё один раз: певец исполнил кульминационное произведение программы, которое завершило концерт – легендарный вокальный цикл «Любовь и жизнь поэта» Леонида Десятникова, юбиляра этого года. Произведение на стихи поэтов-обэриутов занимает особое место и в творчестве Десятникова, и в исполнительской судьбе Гориболя – одного из самых близких интерпретаторов композитора. Именно он осуществил премьеру сочинения вместе с Владимиром Напариным в 1989 году и с тех пор играл его с разными певцами. Можно сказать, что именно трактовка Гориболя в этом цикле считается каноничной. О премьере он вспоминал, как о событии эпохального значения: зал Дома композиторов был переполнен, в первых рядах сидели Баневич, Петров, Успенский, Баснер, а по окончании исполнения в зале повисла тишина: публика ощутила, что присутствует при рождении нового художественного языка. Мы же, сегодняшние слушатели, счастливы потому, что можем вживую услышать носителя эталонного исполнения – того, кто держит в руках подлинный замысел автора.
И всё же Годин, блестящий вокалист с ярким сценическим темпераментом, сумел внести в эту традицию оттенки собственной трактовки. В третьей части («Муха»), например, ироничный и абсурдный текст Олейникова прозвучал как совершенно серьёзная история. Казалось, певец искренне сочувствует герою, полюбившему маленькое насекомое. Лишь в конце номера все элементы – и диссонантное созвучие рояля, и напряжённое настроение исполнителя – сошлись воедино, превратив гротескный сюжет в настоящую трагедию, ощутимую и в голосе, и в лице артиста. Зато где хватило места колкой иронии – так это в «Жуке»: язвительность и хулигански протянутые интонации, угловатые жесты – всё это словно издевательски высмеивало нелепого персонажа. Лирический, созерцательный тон Годин сохранил на протяжении всей части «Постоянство веселья и грязи» – вокалист не утратил его даже тогда, когда образ хармсовского дворника постепенно превратился в символ смерти, а у фортепиано зазвучали колкие экспрессионистские аккорды под жуткий, почти апокалиптичный текст. С особой мягкостью прозвучал финал «А я…», переплетая радость, тревогу, растерянность и ностальгию в одно сложное, многослойное чувство.
Кажется, в этом полёте в неизвестность спряталась и метафора развития романса: сложно сказать, как сложится судьба столь популярного жанра в дальнейшем, но его стремительное движение мы наглядно видим даже по масштабности и насыщенности концертной программы, отразившей то многообразие форм и настроений, через которые петербургский романс прошёл за века своего существования.
Диана АКСИНЕНКО
Фото Вера Безрукова
Фото предоставлены пресс-службой фестиваля
14.10.2025
Анонсы |

-21.11.25-

-24.11.25-

-02.12.25-

-19.02.26-

























