Новости |
04.10.2024
Птичья утопия
Георгий Исаакян впервые в российской истории поставил оперу Вальтера Браунфельса «Птицы».
Они «запели» в Театре Сац в рамках проекта «RE-Конструкция»: основная сцена сейчас закрыта на ремонт, оттого опера была представлена в большом фойе в виде концертного исполнения, что однако никак не сказалось на уровне интерпретации.
Мероприятие прошло в рамках фестиваля «Видеть музыку» (проводится Ассоциацией Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив).
Сам Исаакян отмечает: «Я знаю всего два или три исполнения этой оперы за последние пару десятков лет. Мне стало интересно, сколько вообще в мире есть опер, написанных на тему птичьих голосов — и их оказалось совсем немного, меньше десятка. Среди них и обнаружилась великолепная партитура Браунфельса. Его музыка совершенно не вторична, она абсолютно авторски окрашена».
Опера немецкого композитора первой половины XX столетия, очень популярного в своей стране до наступления времен фашистской Германии, действительно впечатляет оркестровой роскошью, богатством музыкальных характеристик. В своем сочинении Браунфельс ориентируется на вагнеровский образец, сочетая приметы его стиля с эстетикой, близкой Рихарду Штраусу. Все это дополняется оммажем другим эпохам — в партитуре можно расслышать не только отзвуки барокко и классицизма, но и как будто влияние Римского-Корсакова с его «Шехеразадой».
Дирижер-постановщик оперы в театре Сац Артем Макаров говорит: «Музыка Браунфельса очень выразительна и красива, насыщена эмоциями и отличается богатой инструментовкой. Композитор написал в «Птицах» достаточно сложные вокальные партии. Например, партия тенора, главного героя, ничем не уступает по сложности теноровым партиям опер Вагнера. Виртуозная партия Соловья для колоратурного сопрано — в ней много верхних нот, пассажей, что требует от певицы филигранного исполнения. Потрясающе написаны сцены сбора стаи птиц в первом действии — я аналогов в мировой музыке не встречал. Во втором действии поражает мощь сцены разрушения птичьего города и фантастическая сцена бури. Здесь используется редкий инструмент, который специально сделали у нас в цехах — так называемый ветродуй, создающий эффект ветра».
Коллектив театра сделал партитуру «Птиц» осязаемой и очень живой: искрящаяся музыка, в которой есть место и сарказму с юмором, и романтическим сценам, пленила своей качественностью и профессиональной отделкой. Оркестранты явно исполняли ее с большим вдохновением и любовью.
Звонкоголосая Соловушка в исполнении Анны Малкиной легко справлялась с обилием верхних нот и коварными пассажами. Эту партию на премьере в 1920 пела легендарная Мария Ивогюн. Наверняка можно сказать, учитывая редкость и небольшую исполняемость оперы, что наши певцы чувствовали себя прямыми преемниками тех, кто пел «Птиц» сто лет назад в Мюнхене. Симпатичный тенор Максим Дорофеев выразительно и в необходимом романтическом ключе представил роль Хоффегута — мечтателя и поэта, музой которого стала Соловушка. А комичного, твердо стоящего на земле, рационального Ратефройнда блистательно преподнес молодой бас Данил Князев, который просто купался в этой роли.
Браунфельс, создававший «Птиц» в тяжелые времена Первой Мировой, в своей опере словно стремится уйти от них, раствориться в грезе-сказке. Ведь сюжет оперы по комедии Аристофана посвящен тому, как двое бродяг, вышеупомянутые Ратефройнд и Хоффегут решили воздвигнуть Город птиц, обитатели которого должны жить по своим идеальным законам. Однако мечта просуществует недолго: разгневавшись, Зевс разрушит город, и все встанет на свои места. Ратефройнд вернется к мирской, обыденной жизни, тогда как Хоффегут будет продолжать грезить о волшебном мире, вспоминая встречу с Соловушкой.
«В этой опере есть трепетное ощущение хрупкости человеческого бытия, мимолетности человеческой жизни, стремление через музыку соприкоснуться с Вечностью. Это, мне кажется, то, что спасает всех нас», — сказал Исаакян в приветственном слове перед спектаклем. И нельзя не согласиться с режиссером: в непростые времена музыка всегда выступает врачевателем душ. В Театре Сац умеют найти подход к современному зрителю, впечатляя нестандартными, эксклюзивными названиями — и «Птицы» подтверждают это в полной мере.
Филипп ГЕЛЛЕР
Фотографии Елены Лапиной
предоставлены пресс-службой фестиваля
04.10.2024
Анонсы |
-16.01.25-
-18.01.25-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-