Новости |
07.10.2024
Путешествие на край ночи
Нынешней осенью исполнилось бы 90 лет Альфреду Шнитке. Именно этой дате театр «Карамболь» из Санкт-Петербурга посвятил показ своего спектакля «Сказка странствий» на фестивале «Видеть музыку» (проводится Ассоциацией Музыкальных Театров при финансовой поддержке Министерства культуры РФ, с использованием гранта Президента РФ, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив). Премьера «Сказки» состоялась в прошлом году, и это необычный и сложный, стоящий особняком в репертуаре спектакль театра. Довольно жесткий, даже мрачный – и чарующе красивый. Серьезный – и романтичный. Фантазийный – и очень современный. Музыкальная ткань спектакля составлена и из тем, созданных композитором для одноименного фильма Александра Митты 1983 года, и из мелодий и фрагментов других его сочинений, переосмысленные в самостоятельные номера. Создатели спектакля не стремились «повторить» известную кинокартину, наоборот, максимально ушли от нее – единственно правильный путь в данном случае. Александр Митта и его соавтор Евгений Митта специально для спектакля сделали пьесу, а тексты для вокальных номеров написал Юлий Ким.
Работа с музыкой Шнитке – самое интересное, но и самое неоднозначное в спектакле. С одной стороны, единой формы не вышло – очевидно, что это «наборная конструкция». С другой – номера получили новое звучание и новые смыслы, порой мощные и неожиданные. Например, хорошо знакомое танго из фильма Элема Климова «Агония» превращено здесь в «Танго Чумы» – один из самых ярких номеров. А печальная песня Мери «Было время, процветала в мире наша сторона» из знаменитой телевизионной картины Михаила Швейцера «Маленькие трагедии» стала арией главной героини Марты, и отлично вписалась в ее суть и характер. Оркестр театра (на московском показе им управлял Дмитрий Богданов) звучал сбалансированно, в меру эмоционально, помогая артистам в их непростых задачах.
Постановщик спектакля Дарья Борисова на сегодняшний день входит в число самых сильных, интересно мыслящих молодых режиссеров музыкального театра. И «сказочный» стиль ей близок – у нее за плечами фантазийная черная комедия «Семейка Аддамс» в Тюменском БДТ и фолк-мюзикл «Яга» в орловском «Свободном пространстве».
В «Сказке странствий» Борисова удачно сохраняет баланс между беззаботно-детским и философски-взрослым зрелищем. История двух сирот, мальчика Мая, обладающего даром чувствовать золото (а позже и управлять им), и девочки Марты, и чудака-ученого Орландо, рассказывается как увлекательное мистическое «роуд-муви». Художник-сценограф Вячеслав Окунев и видеохудожник Виктория Злотникова создали завораживающий таинственный мир: вращающаяся система из лестницы с узорами и металлических колонн преображается и в город, и в таверну, и в замок, и в лес (в финале движение колонн покажет страшное разрушение «золотого» замка), а проекции подчеркивают атмосферу и настроение того или иного эпизода. Впечатление усиливают и изобретательные костюмы Яны Глушанок.
В «Сказке» подобран отличный актерский состав. Наталья Лебедева, сыгравшая Марту – смысловой и энергетический центр спектакля. Тоненькая и хрупкая, с чистым высоким сопрано, она показывает юную, мудрую героиню, умеющую видеть людей насквозь и сражаться за свои убеждения. А убеждения простые: любовь, мир, честность. У брата Марты Мая – сразу два воплощения: Мая-мальчика играет очаровательный, по кошачьи органичный Ярик Гребельный, взрослого, помешанного на золоте, но не потерявшего все-таки свою душу – Артем Клочнев. Прима театра Лина Нова выходит в небольшой, но важной и впечатляющей роли Чумы – эдакой Черной Королевы, готической красавицы, убивающей прикосновением. А исполненное ею в хард-роковой манере «Танго Чумы» с ансамблем из «мертвецов» забирает больше всего внимания. Хороша забавная парочка злодеев, похитивших Мая-ребенка и ставших приспешниками его-взрослого, Брутус (Сергей Овсянников) и Горгона (Анна Балобанова). Огорчил только образ Орландо – у Егора Матвеенко, он, увы, не задался. Ученый получился простоватым и грубоватым, излишне резким с Мартой, которую он шпыняет как собачку (в итоге партнерша одна отыгрывает тепло и привязанность между героями). И в исключительность Орландо верится с трудом. А ведь он важнейший герой всего происходящего.
Несмотря на сумрачность истории, спектакль оставляет светлые чувства. И сегодня, когда многие из нас блуждают в темноте, важно ощутить, что за самым темным горизонтом есть сияние звезд, и даже в моменты горя и одиночества можно встретить тех, кому ты небезразличен.
Алиса НИКОЛЬСКАЯ
фотографии Елены Лапиной
предоставлены пресс-службой фестиваля
на фото: сцены из спектакля
07.10.2024
Анонсы |
-05.04.25-
-06.04.25-
-12.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-