Новости |
30.09.2024
Балет «Раймонда» – версия театра «Кремлёвский балет»
Балет «Раймонда» на музыку Александра Глазунова впервые был поставлен в 1898 году на сцене Мариинского театра великим Мариусом Петипа и по праву занимает достойное место в «золотом фонде» русского классического балета. За свою полуторавековую историю спектакль пережил несколько редакций и по сей день восхищает зрителей ведущих театральных площадок страны. «Кремлевский балет» представляет собственную версию старинной рыцарской легенды и посвящает ее памяти основателя и художественного руководителя театра, народного артиста России Андрея Борисовича Петрова.
Данный вариант отличает элегантность и понятная, легко прослеживающаяся история взаимоотношений главных героев спектакля: графини Раймонды, ее жениха – благородного рыцаря Жана де Бриена и знатного сарацинского воина Абдерахмана, страстно влюбленного в графиню. Хореограф-постановщик балета, народный артист России Андрис Лиепа сам с большим успехом исполнял партию де Бриена в паре с блистательной Ниной Ананиашвили. Очевидно, что он и сейчас относится к балету с особой любовью и внимательностью. Чувства, эмоции, переживания главных героев контрастны и преподносятся зрителю в доступной форме. «Раймонда» – вторая постановка А. Лиепы на сцене Государственного Кремлевского дворца, первая – «Баядерка» Л. Минкуса на протяжении уже восьми лет собирает полные залы. В поставленной по оригинальному либретто Лидии Пашковой, Мариуса Петипа и Ивана Всеволожского версии балета сохранен органично вписанный в сюжет образ Призрака Белой дамы, покровительницы семейства Дорис, а "Вальс" и сцена «Сон Раймонды» идут в хореографии Мариуса Петипа.
Спектакль не затянут, состоит из 2-х действий и 4-х картин, по две в каждом акте, всего два часа увлекательного путешествия в Средневековье.
Мэтр отечественной сценографии Вячеслав Окунев воссоздаёт эпоху красоты и величественности Средневекового Прованса. Живописные декорации 4-х сменяющих друг друга картин объёмно передают масштаб дворцовых зал, а «Сад Грез» во «Сне Раймонды» создает иллюзию бесконечного пространства.
Немногочисленный реквизит не перегружает сцену, не мешает танцевальному действию, но иллюстрирует характерный стиль эпохи. Сочные бордовые тона в оформлении поначалу кажутся чуть тяжеловатыми и несколько отвлекают от происходящего на сцене. Но постепенно богатство и красота костюмов, вызывающая настоящий восторг, словно приводят цветовую палитру в равновесие.
Все персонажи неповторимы и легко узнаваемы, их одежды отличаются разнообразием отделки и исторической достоверностью, радуют глаз и погружают зал в эпоху дворцовой роскоши. Изящно и со вкусом украшенные пачки танцовщиц, согласно последней балетной моде, несколько увеличены и приспущены, подобные мы видим на картинах с изображением балерин эпохи М. Петипа. Однако здесь кроется опасность для невысоких балерин: есть риск искажения пропорций тела, что и было заметно у некоторых исполнительниц вставных вариаций Гран Па. На этом фоне выделяется костюм Призрака Белой дамы (автор и исполнитель костюма – Елена Басова). Удлиненные руки, остроконечный головной убор и невесомая летящая ткань безупречно иллюстрируют образ бесплотного духа в исполнении заслуженной артистки РФ Ирины Аблицовой. Опускающийся занавес в виде огромного гобелена (в театральной среде именуемый «супером») завершает каждую картину, и Призрак Белой дамы словно возникает из него.
Считается, что партия Раймонды гораздо сложнее, чем партия Одетты-Одиллии. Раймонда не исполняет 32 фуэте, зато у нее целых 5 вариаций и 6 адажио, ее персонаж практически не покидает сцену. Алине Липчук образ графини чрезвычайно подходит: она молода, красива, горда. Несмотря на то, что в ее карьере это лишь вторая большая партия после Одетты-Одиллии, балерина достойно справляется со всеми вариациями, адажио и дуэтами.
Жених Раймонды, кавалер Жан де Бриен в исполнении Даниила Росланова вполне соответствует образу средневекового благородного рыцаря. Адажио и дуэты танцовщика в паре с Липчук кропотливо выверены и тщательно отрепетированы. При том, что тандем Липчук и Росланова в широком смысле, бесспорно, состоялся, на будущее было бы уместным приглашение для этой балерины партнера более гармоничного с ней роста.
Эдгар Егиазарян представляет своего Абдерахмана пылким, страстным воином, сгорающим от любви к Раймонде. Своей игрой он настолько достоверно передает всю силу своего чувства к графине, что невольно испытываешь сострадание к персонажу, когда сарацин погибает, сраженный мечом в поединке с де Бриеном. В реализации партии Абдерахмана артисту, несомненно, помогают отточенная техника и хороший прыжок.
Большая нагрузка в спектакле ложится на кордебалет, который на протяжении всего действа присутствует на сцене, являясь полноценным участником практически всех картин. Как и во многих классических балетах, например, «Баядерке» с «Актом теней», «Жизели» и «Спящей красавице» с танцами виллис и нереид, а также «Лебедином озере» с его «Белым актом», отдельная сцена «Сон Раймонды» отведена женскому ансамблю. Два с половиной десятка танцовщиц, все стройные и высокие, синхронно и совершенно бесшумно исполняют хорошо отрепетированные движения. Здесь уместно отметить качественную работу педагогов. А отсутствие звука удара пуантов о балетный пол можно назвать «фишкой» женской труппы «Кремлевского балета». Хореография «Сна» насыщена разными рисунками и созвучна «Акту теней» из «Баядерки»: сначала общий выход с множеством перемещений и разнообразием танцевальных построений в четком и ровном исполнении всех 24-х балерин, затем девушки принимают красивые позы, украшая и обрамляя собой адажио и вариации солистов. К слову, в вариациях нелишне будет отметить уверенные выступления Полины Дияншиной и Анастасии Тетериной.
Спектакль наполнен как классическими, так и характерными, исполняемыми в народно-сценической обуви, выступлениями: страстный «Панадейрос» (солисты Злата Дорофеева, Амир Салимов), стремительный и быстрый, словно вихрь, «Сарацинский танец» (солисты Полина Агеева, Дмитрий Прусаков) или предваряющий торжественную картину свадьбы большой «Венгерский танец» (солисты Вероника Варновская, Олег Крошкин). Примечательно, что Раймонда и ее окружение олицетворяют собой классический танец, в противовес им Абдерахман со своей свитой является адептом характерного танца: испанского и арабского. Более того, в финале Петипа пошел на эксперимент и в свадебном Гран па доказал, что можно сочетать несочетаемое, соединив классический танец с характерным венгерским: присутствие на сцене восьми сольных пар, не считая центральной - Раймонды с де Бриеном, само по себе являет уникальное зрелище, а ровное и синхронное исполнение комбинаций и поддержек только усиливает эстетическое наслаждение от увиденного.
Балет идет в сопровождении Симфонического оркестра радио "Орфей" под управлением художественного руководителя и главного дирижера, заслуженного артиста России Сергея Кондрашова, который уверенно ведет спектакль, не упуская хореографических и музыкальных нюансов, а коллектив отличает плотное и слитное звучание, что говорит о большой репетиционной работе и высокой квалификации артистов.
Диана БАГАУТДИНОВА
Фотограф: Алла Четверикова.
Фото предоставлены пресс-службой
Государственного Кремлёвского Дворца.
Раймонда - Алина Липчук
Жан де Бриен - заслуженный артист РФ Даниил Росланов
Абдерахман - Эдгар Егиазарян
30.09.2024
Анонсы |
-13.10.24-
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-