Новости |
02.07.2024
Разбитая мечта и философские вопросы
Первый сезон проекта посвятили памяти и 80-летию Татьяны Чудовой, которая, будучи единственной женщиной на композиторском факультете Московской консерватории, посвятила всю свою жизнь преподаванию в Alma Mater.
Вечер открыла опера-хоррор современного американского автора Мисси Маццоли «Доказывая» по одноименному рассказу Карен Рассел. Произведение было написано по заказу Вашингтонской национальной оперы, Оперы Омахи и нью-йоркского театра Миллера и впервые показано в 2018 году в США. Долгое время опера не выезжала за пределы Америки, и только месяц назад, в мае, в московском театре «Геликон-опера» состоялась её континентальная премьера. Теперь настал черед Петербурга.
Сочинение повествует об истории семьи Зегнеров из Небраски 1870-х годов, мечтающей «доказать» своё право на собственность земли: они заботливо выращивают урожай, строят дом из дерна, пытаются установить там стеклянные окна – словом, изо всех сил пытаются соблюдать местами абсурдный Закон о гомстедах. Но что-то идет не так, и планы семейства рушатся под воздействием внешних сил, а американская мечта превращается в трагедию.
В мрачном повествовании, впечатление от которого растет в геометрической прогрессии, обыденное соединяется со сверхъестественным (одно появление призрака сошедшего с ума соседа чего стоит). И во многом этому способствует музыка. Партитура весьма не тривиальна и колоритна: шестеро солистов, семь акустических гитар, восемь губных гармоник, клавесин и камерный ансамбль. Музыкальная ткань сложна и многогранна. Здесь и барокко, и экспрессионизм, и инструментальная жесткость, и в то же время «хрустальная» легкость звучания губных гармошек, доводящая до жути. Оркестр Art Music под руководством британца Джереми Уолкера с непростым материалом справляется блестяще.
Партии солистов также сложны и шикарно исполнены шестью вокалистами: баритоном Кириллом Панфиловым («Па» Зегнер), сопрано Юлией Петрачук («Ма» Зегнер), тенором Давидом Саникидзе (Майлз Зегнер), меццо-сопрано Василисой Шаплыко, сопрано Пелагеей Куренной (сестры Зегнер) и басом Жасуром Хайдаровым (Пахарь-призрак).
Режиссер Елизавета Корнеева вместе с художницей Юлией Староверовой превращают сцену в многомерное пространство, где каждый герой проживает свою личную трагедию. Главные персонажи вроде бы и одна семья, но существуют будто в параллельных вселенных, а плотность одновременных действий вызывает зрительскую клаустрофобию и усиливает напряжение от происходящего.
Во втором отделении фестиваль представил творение выпускницы Московской консерватории, давно и уверенно заявившую о себе в качестве исполняемого и в обеих столицах, и в регионах композитора, Алины Подзоровой. Опера-притча «Периодическая система» была написана еще в доковидное время – её премьера состоялась на Дягилевском фестивале в 2019 году. Спустя два года появилась вторая редакция (её и представили на фестивале «Приглушенные голоса») - для более расширенного состава и показа на новой площадке, в Рахманиновским зале МГК.
Тема оперы глубока и трагична. В основе либретто Аси Чащинской (она же выступила и режиссером спектакля) автобиографический сборник итальянского еврея, пережившего Освенцим, Примо Леви. Его творчество не очень известно в России, а перевод «Периодической системы» (1975) появился только в начале нулевых. Первоисточник, хоть и рассказывает историю о концлагере, отнюдь не стремится выжать из читателя слезу, а выводит повествование на уровень философского обобщения, оригинально сопоставляя химические элементы с перипетиями человеческой жизни.
Глава «Кислород», с которой начинается история химика-писателя Примо Леви, символизирует рождение, дыхание свободы, горение. Герою еще только предстоит встретиться с нацистом доктор Мюллером – сперва в Освенциме, затем через двадцать лет после войны. В «Углероде» звучит главная идея оперы – все люди равны, а жизнь неприкосновенна. Апофеоз повествования - «Хлорид натрия», в котором используются мотивы «притчи о Соляном столбе» из Ветхого Завета. Возлюбленная главного героя Ирит остается в концлагере, поддавшись искушению жестокой памяти: девушка «застывает соляным столбом» (подобно жене Лота) в своей боли и теряет возможность жить мирной жизнью, строить будущее.
Музыкальный язык оперы оригинален, как и первоисточник. Здесь звучит авторский музыкальный инструмент Сергея Филатова Duofluctus, участвовавший в основной программе 58-ой Венецианской биеннале.
Четыре солиста: бас (Игорь Витковский), тенор (Юрий Ростоцкий), меццо-сопрано (Светлана Злобина) и сопрано (Ольга Реутова) прекрасно справляются с непростыми ариями, требующими от исполнителя не только уверенного вокала, но и убедительной драматической игры. Оркестр Art Music под управлением Джереми Уолкера виртуозно воплощает музыкальный материал, помогая персонажам раскрывать заложенные композитором смыслы.
Оба произведения, и «Доказывая», и «Периодическая система» хоть и повествуют о событиях «давно минувших дней», оказываются актуальны и заставляют размышлять на вечные философские темы: «Что такое человек», «Каков смысл жизни».
Фестиваль «Приглушенные голоса» - проект, без сомнения, нужный и своевременный. Слушать и слышать новые произведения, написанные женщинами-композиторами, значит чутче понимать происходящее сегодня и признавать вклад женщин в академическую музыку.
Наталия СЕРГЕЕВА
фотография предоставлена пресс-службой проекта
02.07.2024
Анонсы |
-27.03.25-
-05.04.25-
-06.04.25-
-12.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-