• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



19.10.2021

Свет и цвет «Re – конструкции»

Второй концерт цикла «Re – конструкция» состоялся в Детском музыкальном театре имени Наталии Сац. На время реконструкции основной сцены, помимо Малого зала, еще одной сценической площадкой стало зрительское фойе. Это необычное по своей архитектурной свободе пространство в нынешнем сезоне превратится в место реализации предельно смелых и нестандартных композиторских и исполнительских замыслов.

Убедительнейшим воплощением такой концепции стало открытие цикла: опус «Sila: Breath Of The World / Sila: Дыхание Мира» крупнейшего авторитета в современной американской музыке Джона Адамса предполагал расположение групп оркестрантов на расстоянии друг от друга и свободное перемещение публики между этими ансамблями. Учитывая прекрасные акустические достоинства фойе Театра Сац, исполнительскому ансамблю под управлением Петра Айду удалось воссоздать именно то звучание космоса, которое стремился запечатлеть в своей партитуре композитор.

Последовавший менее чем через месяц второй концерт цикла обращался к сочинениям, которые сегодня не назовешь авангардными, но некогда именно эти шедевры становились поворотными вехами в истории музыкальной культуры, меняли мировоззрение музыкантов и слушателей. Идеей первой программы можно было бы назвать постижение процесса создания звука, а девизом второго вечера стало «созерцание звука». Такая тематика вполне очевидна: в программе объединялись произведения композиторов-импрессионистов, призывающих видеть в музыке ту же игру красок, что на живописных полотнах. За игру света отвечал «Реквием» Форе, игру цвета символизировала симфоническая прелюдия «Послеполуденный отдых Фавна» Дебюсси, игру ритма воплощала неумолимая поступь «Болеро» Равеля.

Из включённых в программу сочинений, пожалуй, только «Реквием» Форе не столь широко известен, тогда как тема «Болеро» и специфическая звуковая палитра симфонической прелюдии Дебюсси узнаваемы повсеместно. Но тонкое и проникновенное прочтение «Реквиема» невольно удивляло, отчего эта пронизанная светом музыка не исполняется столь же часто, как и некоторые другие полотна импрессионистов? Ответ, отчасти, заключается в исполнительской сложности, скрывающейся за ясностью и прозрачностью фактуры этого сочинения. Отнюдь нелегко достичь того ощущения воздушности и парящей звучности, которые отличают красочную партитуру Реквиема. Хор и оркестр Театра Сац под управлением главного приглашённого дирижёра театра Евгения Бражника искусно запечатлели нежную звуковую палитру, словно аккуратно вырисовывая тонкой кистью самые непростые для воплощения хоровыми и оркестровыми массами тихие и угасающие динамические нюансы. Главному хормейстеру театра Вере Давыдовой удалось воплотить в певческом ансамбле всю красоту этого звукового богатства. А артисты хора, особенно исполнительницы женских сольных партий, продемонстрировали незаурядное вокальное мастерство и прекрасные, сильные, парящие голоса с красивыми тембрами. Чувствовалось, что в такой интерпретации очень много личностного: «Композиторы-французы, импрессионисты – это моя отроческая, до сих пор не прошедшая любовь. Это мировые шедевры, изумительная, тонкая, красивая, волнующая музыка, и возможность окунуться в работу над ней – особое счастье», – рассказал Евгений Бражник. А Вера Давыдова отметила: «Реквием» Форе – одно из лучших сочинений этого жанра, существующих в музыкальной литературе и истории. Он необычен: лишен трагедийности и драматизма, и общий посыл композитора – не столько страдать по поводу ухода человека, а, скорее, примирить души с тем, что неизбежно. Это лиричный, мягкий «Реквием», лишенный страстей».

Георгий Исаакян безошибочно оценил акустические и пространственные возможности уникального фойе Театра Сац. Благодаря его режиссёрскому видению на этом концерте цикла ротонда превратилась в словно парящую сцену, загадочно освещённую прожекторами и отражающими яркий сценический свет витражными люстрами и огромными окнами фойе. На ротонде-балконе, словно на клиросе в храме, возвышался хор. Просторная площадка между двумя пролетами лестниц в верхнее фойе стала местом расположения оркестра. Лестничные ступени превратились в зрительский амфитеатр, который в этот вечер был полон (с соблюдением всех нынешних эпидемиологических норм). А на округлых стенах балкона-ротонды оживали красочные видеопроекции (видеорежиссёр Мария Степанова), демонстрирующие самую разную игру света, отвечающую тонкой динамике «Реквиема» Форе. Каждой части соответствовали свои картины: мерцающие отсветы на барельефах из белого мрамора, или солнечные лучи, просвечивающие сквозь спелые колосья, или блеск снега на горных вершинах, или блики света на воде и облаках.

Более фактурная и насыщенная контрастами симфоническая прелюдия «Послеполуденный отдых Фавна» Дебюсси повлекла изменения и в визуальном оформлении, построенном на популярном эффекте «оживших картин». В знаменитой акварели Леона Бакста «Вацлав Нижинский в роли Фавна» двигались, «оживали» на мультимедийной проекции элементы орнамента и другие яркие фрагменты знаменитого портрета. В красочный мир музыки Дебюсси с первых звуков погружали хрупкое соло флейты (Николай Донской), загадочные глиссандо арф (Анна Лисянская, Анастасия Алфёрова), поэтичное соло скрипки (Владимир Белов). А в «Болеро» Равеля превосходная акустика помогла создать солистам-духовикам на редкость живые, стереофонические эффекты и финал вечера, конечно, стал бенефисом группы ударных (соло на малом барабане Сергей Маслов).

Первые концерты цикла «Re – конструкция» убедительно продемонстрировали, что задуманный худруком Театра Сац Георгием Исаакяном цикл «Re – конструкция» становится демонстрацией мобильности и универсальности труппы. «Проект «RЕ-конструкция» – это один из наших ответов на те вызовы, которые стоят сегодня перед Детским музыкальным театром; и одновременно это окно возможностей, открытие новых музыкальных, художественных пространств, новых территорий для встреч с нашим зрителям и слушателями, - считает Георгий Исаакян. – Нас всех ждут восхитительные открытия – новых названий, новых произведений и новых имен. Главными пространствами «RE-Конструкции» станут наша знаменитая RO-тонда, где мы и будем играть RA-ритеты, и Большое зрительское фойе, огромное, полное закоулков, изгибов, переходов и создающие ощущение измененной, двоящейся, бликующей смыслами реальности». Наверняка и будущие концерты цикла станут убедительными свидетельствами того, что закрытие основной сцены не станет для Театра Сац временем простоя, а превратится в период, конечно, сложный и напряжённый, но всё же позволяющий открывать новые горизонты и репертуарные возможности.

Зинаида НЕСТЕРОВА

Фото Елены Лапиной

предоставлены пресс-службой МГАДМТ им. Н.Сац

19.10.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей