Новости |
Гимн Земле и Гимн Весне
«В «Весне священной» я хотел выразить светлое воскресение природы, которая возрождается к новой жизни: воскресение полное, паническое, воскресение зачатия всемирного».
Игорь Стравинский
Странный в этом году выдался концертный сезон в Москве. Вроде бы и лето уже поджимает, с его отпускными настроениями, и свежесть восприятия притупилась от обилия событий за эти девять месяцев, но насыщенность афиш громкими именами и многообещающими программами с участием звёзд поражает и даже приводит к некоторому пресыщению. Начинаешь предательски думать: когда же затишье наступит? А оно всё не наступает. Да и наши коллективы крепко освоили жанр опен эйр и активно продолжают выступать летом в парках, а также на площадках московских и подмосковных усадеб, не давая меломанам ни месяца передышки.
Прославленные коллективы вроде бы официально завершают сезоны и… плавно перемещаются в другой формат. Вот и Российский национальный оркестр концертом в Большом зале Московской консерватории, состоявшимся 6 июня, закрыл сезон, однако – как гласит афиша – уже 28 июня оркестр принимает участие в фестивале музыки и света на ВДНХ…А там – и ещё один концерт, и ещё…
Впрочем, мы хотели рассказать о последнем, официальном, выходе оркестра на сцену БЗК в этом сезоне. Для закрытия Михаил Васильевич программу составил, как всегда, концептуальную. Первое отделение – дань классике, сладкозвучная Шестая («Пасторальная») Бетховена, второе – безумная пляска Стравинского в музыке балета «Весна священная». Бетховен и Стравинский – где логика? Тем не менее, оба произведения связаны более чем. Разделённые почти столетием, оба воспевают земную стихию (у романтика Бетховена – восхищение её пасторальной красотой, у бунтаря Стравинского – поклонение языческой силе природы), и их сопоставление в одной программе – смело и логично. Программа простая, но красивейшая, дающая широчайшую возможность оркестру – показать свои мастерство и музыкальность, публике – насладиться шедеврами музыкальной культуры и их эталонным исполнением.
За пульт одного из лучших российских оркестров встал уже известный московским меломанам благодаря Большому фестивалю РНО 2013 года французский дирижёр Ален Альтиноглу. Забегая вперёд, замечу, что этот улыбчивый, по-итальянски темпераментный, при этом мягкий и тактичный дирижёр удивительно подошёл оркестру, известному своей разборчивостью по отношению к тому, кто за пультом. Как мне сказал когда-то в интервью концертмейстер оркестра Алексей Михайлович Бруни, «Мы избалованы Михаилом Васильевичем. Мы привыкли к самым высоким музыкальным критериям, в соответствии с этим и мерим».
Это и неудивительно: что есть, то есть. Остаётся каждый раз, когда РНО выступает не с Плетнёвым, надеяться, что приглашенному дирижёру удастся соответствовать тем самым «высоким музыкальным критериям». В случае с маэстро Альтиноглу мне показалось, что удалось – Российский национальный предстал во всей своей аристократичной красоте и наполнил пространство Большого зала и знаменитым «рновским» звуком, и настоящими эмоциями.
Сезон у РНО в этом году получился непростой, в котором редкие «домашние концерты» перемежались длительными гастролями в Америке и странах Европы. Выступать за рубежом пришлось много, с разными дирижёрами, трудоёмкими программами. Выносливость оркестра поражает: в конце сезона – никакой усталости, звук по-прежнему хрустально-чистый, полноценный и безупречно соответствующий тому, что прописано в партитуре.
Вот и бетховенская «Пасторальная» с первых же мгновений заставила замереть от восторга, несмотря на то, что вещь эта заигранная, можно сказать, «шлягерная». Существует бесчисленное множество исполнений этого романтического шедевра. Шестая симфония запросто может оказаться скучнейшей, хоть и красиво сыгранной, вещью – многое зависит от эмоциональной вовлечённости оркестра (и Бетховена можно представить так, что публика начнет зевать). Но, исполненная вдохновенно, с искренним удовольствием и сознательным погружением в бетховенский мир, «Пасторальная» неизменно вызывает восторженную радость даже у искушённой публики.
Так и произошло в этот вечер. Оркестр явно наслаждался звукоизвлечением, легко и в то же время вдумчиво прочитывая бетховенское послание и транслируя его в зал. А послание это, как мне кажется, очень актуально и нужно нам, живущим в веке двадцать первом: Земля, природа – истинный источник силы и витальности, вдохновения и красоты, любви и восторга. Главное – уметь это замечать, видеть красоту там, где, кажется, всё трагично и потеряно (ведь Бетховен создал Шестую симфонию, уже потеряв слух). Да и сама музыка в Пасторальной словно тянется к солнцу.
Маэстро Альтиноглу, с его живой мимикой и мягкими жестами, очень хорошо вписался в эту атмосферу. Было совершенно очевидно, что управление оркестром столь высокого уровня доставляло маэстро истинное удовольствие. Бурное, непосредственное выражение эмоций дирижёра захватывало музыкантов, и оркестр с таким же удовольствием реагировал. Звуки скрипок, ведомых красавицей Татьяной Поршневой (Бруни вышел во втором отделении на «Весну священную»), казались нежнейшими и легчайшими, как шёлк, а виолончели струились неземным совершенством.
Впрочем, какую группу Российского национального ни назови, каждая была хороша, а оркестр, выплетающий затейливый хоровод вокруг главной темы – темы матери-Земли, с её мощью, грандиозностью и величием, – восхищал неизменным благородством фразировки и точностью звукового баланса. Жизнерадостная Пасторальная промчалась над Большим залом, как стремительный полёт к Солнцу и весне, и, как следует разогрев публику, оставила её в томительном предвкушении языческих вакханалий «Весны священной».
После антракта РНО вышел на сцену с загадочными лицами, улыбчивую Таню Поршневу за первым пультом сменил строгий Бруни, маэстро Альтиноглу, также посерьёзнев, занял место за дирижёрским пультом, и началось музыкальное священнодействие. Сбылась мечта Алена Альтиноглу: о том, что он хотел бы исполнить «Весну священную» с Российским национальным, маэстро заявлял ещё на Большом фестивале РНО два с половиной года назад.
«Весна священная» - произведение уникальное, пожалуй, нет ни одного композитора, живущего в эпоху со Стравинским или после, который не испытал на себе его влияние. То же самое можно сказать и о дирижёрах – каждый стремится освоить это гениальное «видение» Стравинского, неудивительно, что и французский дирижёр мечтал его исполнить. Новый язык танца и музыки «Весны священной» в своё время не сразу был понят и тем более принят, но, однажды завоевав мир, триумфально правит бал и царит на лучших сценах мира и поныне.
«Весна» считается важнейшей вехой в истории музыки со времён «Тристана и Изольды», хотя бы благодаря влиянию, оказанному ею на современников Стравинского. Его главное новаторство заключается в радикальном изменении ритмической структуры музыки. Смена ритма в партитуре происходила настолько часто, что, записывая ноты, композитор порой сам сомневался, где ему поставить тактовую черту» (из книги Шенга Схейена «Дягилев «Русские сезоны» навсегда», Москва, «КоЛибри», 2012).
Впрочем, для Алена Альтиноглу, совсем недавно вместе с Дмитрием Черняковым разделившего успех цюрихской постановки «Пелеаса и Мелизанды», смена ритма в партитуре трудностей явно не представляла. Ален – дирижёр высочайшего уровня, тактичный и умный. За пультом РНО маэстро Альтиноглу демонстрировал не только искрящийся темперамент и точный жест, но и глубочайшее знание исполняемого шедевра, и, что очень важно – влюблённость в его стихию. А стихия эта, весьма и весьма непростая, своей безумной языческой красотой подчинила себе абсолютно всё – и музыку, и ритм, и эмоции.
Музыка «Весны», как и сам балет – головоломка ещё та для исполнителя: здесь всё вопреки принятым канонам. Но для Российского национального – чем сложнее задача, чем противоречивее произведение, чем эмоциональнее и богаче по фактуре – тем и интереснее. С этой точки зрения «Весна священная» идеально вписалась в контекст уходящего сезона и стала его блистательной кодой.
О высочайшем уровне исполнения разглагольствовать здесь не буду – в случае с Российским национальным это слишком очевидная истина. Владея таким мастерством, не думаешь о трудностях партитуры… Что касается «Весны священной», у РНО и Альтиноглу получилось великолепное звуковое полотно. Перед нашими глазами пронёсся, как в мигающем калейдоскопе, вихрь живых картин: задумчиво-свирельное «Вступление» с гнусавым фаготом, яростный хор звонких скрипок и гневные возгласы валторн в «Игре умыкания», протяжные попевки кларнетов в «Вешних хороводах», торжествующие кличи меди и отрывистые удары литавр, ритуальный «Поцелуй Земли», переходящий в мощное тутти «Выплясываний Земли»...
«Тайные игры девушек» - краткое просветление, нежные, прозрачные звуки скрипок, неожиданно прерываемые сумрачной яростью ударных. «Величание избранной», священный обряд, то, что причудилось Стравинскому – «приносимая в жертву девушка затанцовывает себя до смерти»…Смертельная сила, неукрощённая стихия, зловещий зов природы – и «Великая священная пляска».
Всё звучало так осязаемо, что, казалось, можно руками потрогать эту волнующую стихию. Резкий обрывающийся финал – как будто с разбегу швырнули об стену. Ошеломление было настолько сильным, что публика даже и не поняла, что – конец, и, лишь придя в себя через несколько секунд, разразилась благодарными аплодисментами. Достойный финал сезона. И, хотя биса не было (он бы даже показался лишним после такой порции эмоций), поклонники долго не отпускали со сцены своих любимцев.
Итак, свой юбилейный сезон РНО завершил. Поблагодарим же оркестр и его художественного руководителя, главного дирижёра Михаила Плетнёва, за эмоции, открытия, вдохновение и огромное удовольствие, полученные нами с лихвой в этом музыкальном году. В следующем сезоне оркестр отмечает 60-летие своего руководителя. Надеемся, что нас ждёт множество впечатляющих программ и музыкальных открытий.
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-17.12.24-
-20.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-