Новости |
09.10.2019
Робин Гуд кистенёвского извода
Владимир Дубровский - Владислав Бурцев
Программа IV фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку», проводимого Ассоциацией музыкальных театров и Министерством культуры России при поддержке Фонда президентских грантов, богата мюзиклами. Самый демократический жанр музыкального театра широко распространен сегодня на просторах нашей страны – мюзиклов не чураются даже академические оперные театры, а уж для музтеатров и театров музкомедии они – самый «хлебный» репертуар. Палитра получается очень интересной и представительной, мюзиклы у нас ставят самые разные и по происхождению, и по жанровой и эстетической принадлежности.
В этом году впервые на фестиваль приехал Нижегородский камерный музыкальный театр имени В. Т. Степанова – и тоже привез мюзикл. Этот относительно молодой коллектив пока меньше известен широкой публике, больше в Москве наслышаны о Нижегородском оперном театре им. А.С.Пушкина (кстати, давно в столице не гастролировавшем). Тем интересней было познакомиться и с новым для большинства коллективом, и с новым произведением. Степановский театр показал на сцене Детского музыкального театра имени Наталии Сац мюзикл Кима Брейтбурга «Дубровский».
Либретто по хрестоматийному «разбойничьему» роману Пушкина написал Карен Кавалерян, сохранив основную фабулу, но кое-что все же изменив. Титульный герой у него предстает гораздо более рефлексирующим и растерянным персонажем, особенно поначалу, а его склонные к бунту крестьяне – гораздо более расчетливыми и лукавыми, именно их вожаки (Егоровна и ее муж Архип) расстраивают освобождение Маши Троекуровой из под ненавистного венца с князем Верейским, ибо это противоречит их устремлениям на продолжение вольной жизни в лесах. Тексты монологов и диалогов сочетают как высокий стиль пушкинского повествования, так и обыденную речь скорее уже дня сегодняшнего, хорошо понятную присутствующим в зале. При этом не раз возникают всякого рода аллюзии на прочие опусы русской классической литературы и даже оперного театра («Евгений Онегин», «Борис Годунов» и пр.). Помимо героев пушкинского романа в пьесу введен рассказчик, роль которого исполняет художественный руководитель театра Сергей Миндрин.
Музыкальный язык Брейтбурга весьма демократичен – это такой лайтовый вариант мюзикла, коренящийся в традициях советской музкомедии и имеющий много общего с современной российской эстрадой. Спектакль идет «под минус», что несколько неожиданно на фестивале такого уровня, как «Видеть музыку»; впрочем, артисты показали хорошую профессиональную форму в плане координации с фонограммой (музыкальный руководитель постановки Борис Схиртладзе). Само же сопровождение – весьма громогласное и однообразно интенсивное: хотелось бы больше нюансов и разных красок.
Спектакль оформил Борис Шлямин: белесые абрисы деревьев, обрамляющие сцену, и легкие декорации-планшеты, то спускающиеся, то поднимающиеся к колосникам, создают необходимую атмосферу пушкинской поры (действие разворачивается в предписанную автором романа эпоху), добавляя спектаклю динамики и не загромождая сцену. Яркие и разнообразные костюмы Ольги Лагеды колоритны, они являются важной визуальной доминантой действа. Совершенно необходимый для классического мюзикла компонент – динамичная хореография (работа Елены Хиценко) – также сильная сторона постановки.
Режиссура Сергея Миндрина грамотно сочетает иллюстративность и современные формы театрального высказывания. Например, активно задействован интерактив – прямое общение с залом, со зрителем происходит неоднократно, а, например, в сцене задержания в лесу француза Дефоржа и вовсе небольшая группа зрителей, отобранная случайным образом, оказывается на сцене в качестве пленников ватаги Дубровского: это необыкновенно оживляет действие и веселит публику.
В целом спектакль ладно скроен: его, быть может, не назовешь откровением, новым словом в мюзикловой эстетике, но он вполне смотрибелен, а некоторые сцены поставлены по-настоящему интересно – например, кистенёвский пожар, с мечущимися, словно фурии, крестьянами с алыми флагами – не то всполохами огня, не то предвестниками будущих русских революций.
К актерским удачам стоит отнести работы Владислава Бурцева (Дубровский), Сергея Попова (Троекуров), Романа Ронина (Архип), Дарьи Тюриной (Егоровна), Артёма Брехова (Шабашкин), Артака Тадевосяна (Дефорж), а вокально более других понравились Юлия Пыхтина (Маша) и Лариса Назарова (Арина). Ну и, конечно, беспроигрышный вариант любой постановки – животные на сцене: пара борзых Ирины Шевчук (сыгравшей при этом мимическую роль фаворитки Троекурова) вызывала умиление зала не единожды в течение спектакля.
Александр МАТУСЕВИЧ
Фото Георгия Ахадова
предоставлены пресс-службой фестиваля «Видеть музыку».
09.10.2019
Анонсы |
-16.01.25-
-18.01.25-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-