Новости


Подписаться на новости



05.09.2019

Роговая музыка. Вчера, сегодня и, обязательно, завтра.

Российский роговой оркестр

В одном из своих значений слово «капелла» это - «храм, входящий в состав большого учреждения». В декабре 2019 года исполняется 10 лет с того момента, когда в международном учреждении - резиденции Межпарламентской Ассамблеи стран-участников СНГ, расположившейся в Таврическом дворце Санкт-Петербурга, возобновил свою просветительскую деятельность подлинный храм искусств – Капелла «Таврическая». Исторические парадные залы одного из лучших архитектурных ансамблей культурной столицы России были открыты для проведения концертов классической музыки. А в память о первом владельце дворца – Светлейшем князе Григории Потёмкине и музыкальный фестиваль, уже ставший ежегодным, получил название «Потёмкинские встречи».

И, наверное, не так уж принципиально, что не все приходящие насладиться музыкой в Таврический дворец, знают, что концертная деятельность здесь возможна только благодаря постоянному вниманию со стороны руководства МПА СНГ и регулярной финансовой поддержке Министерства культуры РФ и Комитета по культуре Санкт-Петербурга.

А зимой 2011 года, трудами Капеллы, и, поддержавших её начинание Общественной организации «Алые паруса» и благотворительного фонда «Древо жизни», в Купольном зале дворца был установлен великолепный духовой орган испанского производства. Фирма «Гренцинг», ставшая победителем конкурса на право создания музыкального инструмента, выполнила заказ на «отлично». Великолепие звуков способно поразить самого изысканного ценителя, а грандиозные парадные залы Таврического дворца, обладающие превосходной акустикой, идеально подходят для проведения концертов органной, хоровой, вокальной музыки.

Но не только орган привлекает сюда жителей Санкт-Петербурга и гостей города. Так,  20 июня этого года, здесь была представлена не имеющая аналогов программа «Живой и духовой органы», с участием солиста-дудукиста Вардана Арутюняна и органистки Ольги Котляровой. А 28 ноября, чередуясь поочерёдно с духовым органом, во дворце вновь зазвучит и «орган роговой» - постоянный гость фестивалей «Органные вечера в Таврическом дворце» и «Потемкинские встречи». И этот коллектив достоин отдельного рассказа. Ведь когда говорят об уникальности России, чаще всего вспоминают о ее подземных кладовых, лесных и водных ресурсах. О явлениях отечественной культуры, которые не имели и не имеют мировых аналогов, слышать приходится не часто.

Сергей Поляничко. фото Д.Рабовского

Наш сегодняшний собеседник – художественный руководитель Российского рогового оркестра Сергей Александрович Поляничко. В 2006 году он - молодой валторнист из Санкт-Петербурга, лауреат международного конкурса, неожиданно для многих отказался от перспективной карьеры солиста-духовика ради, казалось бы, безнадежного дела. Сергей стал воссоздавать музыкальный жанр, о котором даже в энциклопедиях указывалось, что он утерян и его возрождение невозможно.

Сергей Поляничко:

Роговые оркестры – исключительно российское явление, возникшее в 1751 году по инициативе генерал-аншефа Семена Кирилловича Нарышкина. За короткий период времени такие оркестры стали настолько популярными, что, например, в середине 19 века Императорский егерский хор,  состоял из 300 рожечников, а отечественные оркестры даже выезжали на гастроли в Европу. И ни в одной стране, никто, никогда не брался перенимать это искусство.

Однако уже к концу 19 века жанр стал угасать, а вскоре вовсе исчез. И нам пришлось быть не только музыкантами, но и историками, перелистав тысячи архивных документов. А с учетом того, что на тех инструментах, которые сохраняются в музеях, вести полноценную оркестровую деятельность невозможно, пришлось еще изучать основы работы с металлами. А как иначе? Ведь инструменты для роговых оркестров изготавливаются именно из сплавов. Ни о каких животных, а этот вопрос мне задают довольно часто, в нашем случае и речи быть не может. Поэтому нам предстояло заново разрабатывать всю технологию создания роговых инструментов. Но результат стоил затраченных усилий. Ведь после этого была настоящая победа. Когда за 53 дня и ночи мы изготовили первые, минимально необходимые для рогового оркестра, 74 инструмента. Сегодня их уже – 106. И на каждом можно сыграть только одну ноту. Поэтому роговые оркестры часто называют «живым органом». Что почти - правда.

Но для нас орган никогда не был и не будет конкурентом. Это – взаимно. Судите сами. Одно из самых любимых мест для выступления Российского рогового оркестра в родном для него Санкт-Петербурге - Таврический Дворец.  Историческое место, где само название связано с князем Григорием Потёмкиным-Таврическим, окончательно присоединившим Крым-Тавриду к России. В 1783г. И именно в этот же год на берегу Невы началось строительство дворца, где сразу по завершении строительных работ был установлен орган. Инструмент, который упоминался даже Державиным, как важная часть празднеств по поводу взятия Измаила. И что же? Та же история говорит, что во время званых вечеров во дворце играли и десятки роговых оркестров. Часть из них располагалась даже на лодках: Нева совсем рядом.

Российский роговой оркестр

История повторилась. Когда в 2011г. в Таврическом дворце появился новый уникальный орган, практически одновременно здесь стал выступать и наш коллектив. Причем на многих концертах орган и роговой оркестр звучат одновременно. Поверьте, это, действительно, стоит услышать! И знаете, кто может стать в ближайшее время зрителями таких концертов? Школьники! Мы уже дали согласие на выступления во дворце в 2019-2020 годах. Радует, что это не будет «общий сбор по разнарядке». Перед двумя органами окажутся победители олимпиад по истории. Из Санкт-Петербурга и трех ближайших регионов. Как вам идея? А стимул учить историю? Ведь сегодня в Таврический билеты просто так не купишь. Наши партнеры из «Алых парусов» даже грант на этот проект подготовили. Уверен, что в результате у роговой музыки появятся сотни, тысячи новых поклонников. Поверьте, что для такой аудитории наши «рога» будут звучать особенно красиво. Уникальный, пришедший из глубины истории Отечества, Российский роговой оркестр, будет играть для тех, кому в эту истории вносить новые, прекрасные страницы. Это – грандиозно!

И еще об одном. У нас на сцене 14 человек. На всю страну. За те тринадцать лет, которые прошел возрожденный оркестр, мы получили огромный опыт, знания, разработали методики обучения музыкантов. Настала пора «уникальному российскому явлению» стать действительно «всероссийским». Мы уже обратились к ряду консерваторий с предложением готовить такие оркестры на их базе. Верю, что сбудется. Кстати, сейчас с оркестром начинает работать исследовательская группа, фиксирующая положительное влияние музыки на здоровье. И если, как говорят эксперименты, колокола могут бороться с болезнями, то эффект роговой музыки вполне сравним с колокольным звоном. Приглашаю на наши концерты!

 

Беседовал Анатолий Чургель

05.09.2019



← события

Ольга Панюшкина

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Сентябрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
       1 
 2345678 
 9101112131415 
 16171819202122 
 23242526272829 
 30       

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши






афиша

 

 
Рассылка новостей