Новости


Подписаться на новости



Владимир Юровский: Инициатива Российского музыкального союза – это абсолютное спасение для отечественной музыки

Российский музыкальный союз приступил к реализации масштабного проекта «Золотой фонд русской симфонической музыки. XX – XXI век», направленного на формирование электронной базы нотного материала для симфонических оркестров. 11 апреля проект был подробно представлен на пресс-конференции в Центральном музее музыкальной культуры им.М.И.Глинки. Поддержку проекту оказывает также Национальный Фонд поддержки правообладателей России.

В пресс-конференции приняли участие генеральный директор Российского музыкального союза Андрей Кричевский, главный редактор издательства «Композитор-Санкт-Петербург» Светлана Таирова, председатель Гильдии музыкознания Российского музыкального союза Всеволод Задерацкий, художественный руководитель и главный дирижер симфонического оркестра Республики Татарстан Александр Сладковский. С видео-обращениями выступили композитор Сергей Слонимский и художественный руководитель Госоркестра РФ им. Е.Ф. Светланова Владимир Юровский.

«Золотой фонд русской симфонической музыки. XX – XXI век»

Проект, инициатором которого выступила Гильдия композиторов Санкт-Петербурга (собственно, сама идея создания «Золотого фонда» принадлежит Светлане Эмильевне Таировой), при успешной его реализации будет иметь огромное значение для развития музыкальной культуры нашей страны. Суть его заключается в том, что российские оркестры получают в безвозмездное пользование полностью подготовленный оркестровый материал и оркестровые голоса редчайших симфонических произведений выдающихся композиторов ХХ – XXI века. Любой российский оркестр сможет обратиться в Российский музыкальный союз за необходимой партитурой и получит ее электронную версию (при условии, конечно, ее существования).

До конца этого года РМС планирует подготовить и выпустить в электронном виде пять партитур знаковых композиторов двадцатого века: это Десятая симфония Николая Мясковского, Первая симфония Александра Локшина, концерты Всеволода Задерацкого, «Данте-симфония» Бориса Тищенко и флейтовый концерт Андрея Эшпая.

Всеволод Задерацкий

«Это собрание шедевров, настоящих творений, созданных разными авторами, - заявил на пресс-конференции Всеволод Всеволодович Задерацкий. – Если посмотреть на концертные афиши, в них мелькают одни и те же имена: Прокофьев с его гениальными фортепианными концертами, Шостакович с его великим симфоническим наследием, Стравинский с его партитурами разных лет, и частично – Мясковский. И уж совсем не в поле зрения – десятки имен…Стирание общественной памяти – вещь роковая, которая должна быть изжита нами, преодолена в новое время истории нашей страны.

Появление электронной базы шедевров русской симфонической музыки XX столетия разных авторов – это не только обеспечение возможности исполнить их для оркестра, потому что оркестр бесплатно получает нотный материал, до которого он не в состоянии добраться, или его просто нет. Но это одновременно и подсказка тем, кто стоит за пультом, определяет политику у себя в своем оркестре, в своем коллективе и в своем культурном пространстве. Российский музыкальный союз решил вывести наше симфоническое музицирование из тех пределов, в которых оно находится, и расширить, раскрутить привычный репертуарный круг, обогатив его новыми именами и новыми звучаниями – это и есть наша главная задача. Это сложный в производстве замысел, требующий определенных юридических подкреплений и гарантий юридической основательности самого факта существования такой идеи».

Светлана Таирова

По словам Светланы Таировой, список композиторов, подготовленный для проекта, огромен. «Наша отечественная культура знает немало горьких страниц, когда наши яркие самобытные художники именно у себя на родине подвергались травле, а их сочинения – запрету. Это касалось и литературы, и живописи, и театра, и кино. Не оказалась исключением и музыка, - отметила Светлана Эмильевна. – С музыкой было страшнее – в самом плачевном положении находилась именно симфоническая музыка. Потерянных имен было очень много: двадцатый век подарил мировой музыкальной культуре десятки выдающихся композиторов-симфонистов. И я убеждена, что такая база данных вернет исполнителям и слушателям многие незаслуженно забытые шедевры симфонической музыки».

В «Золотой фонд» войдут произведения В. Баснера, М. Вайнберга, В. Гаврилина, Р. Глиэра, Р. Гринблата, В. Задерацкого, Б. Клюзнера, А. Локшина, Б. Тищенко, Ю. Фалика, Б. Чайковского, В. Щербачева, А. Эшпая. Кроме того, планируется подготовка малодоступных партитур С. Прокофьева, Э. Денисова, А. Шнитке.

Юридический вопрос, конечно же, волновал собравшихся в первую очередь. Светлана Таирова объяснила, что «концертная организация, которой Российский музыкальный союз подарит бесценный готовый нотный материал, получает законное право безвозмездно пользоваться этим материалом, не тратя средств на его изготовление и не осуществлять плату за аренду этого материала».

Андрей Кричевский Российский музыкальный союз

Это дар Российского музыкального союза конкретному симфоническому оркестру, конкретной концертной организации, переданной с соответствующим сопроводительным письмом, которое для концертной организации явится своеобразной «охранной грамотой». Право же издать произведение в печатном или электронном виде в данном проекте принадлежит издательству «Композитор Санкт-Петербург» на основе договоров с авторами, заключенными или при их жизни, или с их наследниками. Сама же электронная партитура является собственностью Российского музыкального союза, который и «дарит ноты оркестрам». Однако, продолжила Светлана Эмильевна, «как только данное сочинение включается в программу, продаются билеты, делается коммерческая запись, начинается коммерческое использование авторского права, а оно требует соблюдения по всем нормам законодательства».

Профессиональное и качественное изготовление нотного материала – это колоссальная финансовая и просветительская поддержка филармониям и оркестрам. За рубежом, к примеру, за использование партитур оркестрам приходится платить немалые деньги. По словам генерального директора Российского музыкального союза Андрея Кричевского, на изготовление одного комплекта партитуры и оркестровых голосов  требуется порядка 400-500 тысяч рублей. «Идея этого проекта родилась очень давно, -  добавила Таирова. - Но я хотела бы выразить благодарность Российскому музыкальному союзу и лично Андрею Борисовичу Кричевскому, ведь решиться на такой проект в наше тяжелое кризисное время можно, только обладая большим мужеством и широтой взглядов. И огромная благодарность членам редколлегии, от которых мы получили очень много советов, пожеланий, возражений, но истина, как говорится, рождается в спорах».

Александр Сладковский, Андрей Кричевский

Среди экспертов, которые работают над «Золотым фондом» – художественный руководитель и главный дирижер Александр Сладковский. «Тот масштабный проект, который очень красиво называется «Золотой фонд русской симфонической музыки» - это абсолютно историческое событие, которое может иметь совершенно непредсказуемые последствия, - заявил Сладковский. – Я очень рад, что имею к этому отношение, потому что в успехе этого предприятия почему-то интуитивно и со всей силой своей убежденности уверен».

Владимир Юровский

Также и Владимир Юровский, художественный руководитель и главный дирижер Госоркестра России им.Е.Ф.Светланова, считает проект крайне важной инициативой. «Когда речь заходит о музыке, написанной в советский период, в том числе о композиторах, которые еще недавно были нашими современниками, мы упираемся в сложнейшую проблему, - заметил Юровский в видео-обращении. – Либо нот нет, они не напечатаны и существуют только в виде рукописей в семейных архивах авторов, либо они находятся в ужасающем состоянии… В том числе это относится и к произведениям таких наших классиков, как Прокофьев и Шостакович: во всем мире их играют по нотам очень низкого качества с большим количеством опечаток. А когда речь заходит о композиторах менее известных, то до их музыки просто не докопаться.

Поэтому с моей точки зрения нынешняя инициатива Российского музыкального союза – это абсолютное спасение для отечественной музыки. Мне кажется, что РМС сейчас дает всему музыкальному сообществу России, и в общем-то, и мира, правильный пример отношения к музыке современной и к музыке недавнего прошлого. И мне хочется верить, что библиотека «Золотого фонда» с каждым годом будет расти. Я знаю, что предполагается опубликование произведений таких авторов, как Фалик, Тищенко, Локшин, Борис Чайковский, Щербачев, Задерацкий, Клюзнер, Гринблат, Гаврилин, Вайнсберг, Баснер. Но мне бы очень хотелось увидеть в числе опубликованных сочинений произведения таких авторов, как Половинкин, Дешевов, Рославец, Мосолов, Лурье. Это авторы, которые были авангардом молодой советской музыки, потом по разным причинам оказались в полном забвении».

Сергей Слонимский

Композитор Сергей Слонимский также считает проект уникальным. «Тем самым закрывается большое количество белых пятен в истории отечественной музыки. Очень много выдающихся произведений отечественной музыки по совершенно несправедливым причинам, включая всю цензуру, которая была в советскую эпоху, оказалось не только невостребованным, но даже неопубликованным, - отметил Слонимский. – Редакционный совет должен разработать список произведений. Не надо поддерживать поддерживаемое и защищать защищенное и подкладывать соломку под то, что уже и так находится в полном благополучии.  А вот то, что совсем залегло на полку и забыто, причем является, по мнению многих музыкантов, выдающимся явлением, в первую очередь нужно находить и вскрывать эти золотые россыпи, потому что наша музыка двадцатого века гораздо богаче, чем она представляется по трем именам: Стравинский, Прокофьев, Шостакович. Это гениальные композиторы, но ими не исчерпывается наше наследие. Мне очень радостно, что Российский музыкальный союз и издательство «Композитор Санкт-Петербург» проявили такую ценную инициативу, и я верю, что это даст справедливый и благотворный результат для нашей современной русской музыки».  

В дальнейшем весь список композиторов и их произведений, включенных в «Золотой фонд», будет полностью выложен на сайте Российского музыкального союза и сайте издательства «Композитор Санкт-Петербург».  

Ирина Шымчак

Фото автора


← события

Третий звонок

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Афиша + билеты

Афиша + билеты

 
 
« Декабрь »
 
  
ПнВтСрЧтПтСбВс
      12 
 3456789 
 10111213141516 
 17181920212223 
 24252627282930 
 31       

Подписка RSS    Лента RSS


Все афиши






афиша

 

 
Рассылка новостей