• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



04.04.2023

К юбилею последнего русского романтика. Концерт к 150-летию С.Рахманинова в Театре имени Наталии Сац

Сегодня, в канун юбилея музыка Рахманинова звучит практически повсеместно, и это обилие юбилейных концертов создает впечатление, что Сергей Васильевич сегодня – «наше всё» в музыке, но при всём своём величии, он – такой наш, русский, близкий, великий, но вместе с тем, понятный классик. Однако, к пониманию отнюдь не самых простых симфонических полотен Рахманинова слушателям требуется немало знаний и эрудиции, без которых самые глубинные смыслы музыки этого композитора остаются скрыты за внешними эффектами. Именно такой, просветительский подход выделял концерт, посвящённый 150-летию композитора в Детском музыкальном Театре имени Наталии Сац.

дирижер Евгений Бражник

Просветительская концепция всегда была в приоритете в театре, созданном Наталией Ильиничной Сац. Следуя ей, создатели вокально-симфонической программы к юбилею Рахманинова дирижёр Евгений Бражник и хормейстер театра Вера Давыдова объединили в юбилейном концерте сочинения, которые сконцентрировали в себе самые характерные особенности стиля Рахманинова. А полные увлекательных фактов комментарии ведущего вечера – Дмитрия Дьяченко настраивали слушателей на нужный лад.

Музыка Рахманинова звучала в пространстве зрительского фойе Большой сцены театра, которое обладает прекрасными акустическими, архитектурными и визуальными достоинствами. Исходя из этих особенностей пространства фойе, художественный руководитель Театра Сац, режиссёр Георгий Исаакян на период реконструкции Большой сцены создал цикл вокально-симфонических программ «Re-конструкция», в котором уникальные архитектурные решения фойе Большой сцены превратили это пространство в превосходную концертную аудиторию. Многоярусное строение фойе включает нижний и верхний уровни, последний и становится пространством для концертных программ. Витражные светильники и огромные панорамные окна способствуют созданию самобытного светового колорита, дополняемого уникальными видами на высотку МГУ и эффектной игрой сценического света (художник по свету – Юлия Айнетдинова). Программы цикла «Re-конструкция» включают выдающиеся шедевры вокально-симфонической классики, позволяющие прикоснуться к наследию мировой музыкальной культуры самой широкой публике. И концерт накануне дня рождения Сергея Рахманинова открылся одним из самых известных опусов композитора и его самым первым, романтичным оркестровым произведением – симфонической фантазией «Утес». Обратившись к этой партитуре, симфонический оркестр Театра Сац под управлением Евгения Бражника воплотил не только ту утончённость и элегичность, за которую Рахманинова называют «последним романтиком», но в кульминациях достигал поистине вагнеровского звучания.

справа-налево: Григоий Сологуб, Вера Давыдова, Евгений Бражник, Владимир Белов

Не менее впечатляюще прозвучала медленная, третья часть Второй симфонии Рахманинова, которую по праву считают квинтэссенцией лирики композитора. Исполненная очень эмоционально, в исполнении оркестра Театра Сац под управлением Е.Бражника она воплотила, пожалуй, самую загадочную и восхитительную особенность музыки Рахманинова. А именно: неуловимое перевоплощение пейзажно-жанровых картин, которые ярко и цельно рисуются в сознании, в страницы пронзительных лирических исповедей. В этой медленной части оркестру театра удалось раскрыть ту потрясающую образную свободу, гибкость переходов от эпических смыслов к той страстной экспрессии, которая стала особенностью всего творчества Рахманинова, но наиболее ярко воплотилась в медленной части Второй симфонии. Особой трепетностью нюансировки и обилием тонких оттенков эта лирическая исповедь отличалась в начале и в репризе, где многочисленные выразительные оркестровые соло прекрасно передавали то скрытое лирическое волнение, которое ощущается у Рахманинова даже в моменты покоя и безмятежности. Выразительно исполненное соло кларнета (Алексей Бычков), гибко подхватывали английский рожок (Петр Черкезов) и гобой (Иван Паисов). А в репризе кратким, но невероятно объемно и колоритно сыгранным соло флейты-пикколо (Софья Апасова) и флейты (Николай Донской) отвечали эффектные реплики валторны (Александр Арапов) и скрипки (Владимир Белов). Оркестровые соло подчеркивали оркестровые красоты этой симфонической фрески, всё богатство которой сполна показал симфонический оркестр Театра Сац под управлением Евгения Бражника.

Второе отделение изобиловало эпически-архаическими картинами, в которых динамично чередовались как исторические, так и бытовые образы. Хоровой цикл «Три русские песни» и знаменитая кантата «Весна» на стихи Н. Некрасова «Зеленый шум» (в которой эффектно исполнил соло Георгий Сологуб) прозвучали так, что складывалась невероятно сильная, эффектная, буквально следующая словам А. Блока картина: «Великая, необозримая, просторная, тоскливая и обетованная, та, что мы привыкли объединять под именем Русь...» Несомненно, для школьной и молодёжной аудитории, которая составляла основную часть слушателей этого рахманиновского вечера, такой выбор программы и столь эмоциональное её исполнение стали запоминающимся обращением к наследию великого русского классика.

Зинаида НЕСТЕРОВА
фотографии предоставлены
пресс-службой Театра Сац

04.04.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей