Новости


Подписаться на новости



21.11.2022

Седьмой фестиваль музыкальных театров России «Видеть музыку» - конференция, лаборатории, круглый стол критиков

Разнообразные вопросы актуализации музыкального театра в современных реалиях представила Конференция Ассоциации музыкальных театров, завершившая Седьмой фестиваль музыкальный театров «Видеть музыку», который проводился при поддержке Министерства культуры и Президентского фонда культурных инициатив.

Насколько интересен и актуален для новых поколений музыкальный театр? Пожалуй, с момента формирования отечественной академической театральной традиции Станиславским и Немировичем-Данченко, 100-летие встречи которых отмечает весь театральный мир в 2022 году, этим вопросом постоянно задаются режиссёры и театральные директора. Тогда как ответы заключаются в самой театральной традиции, сформировавшейся в результате творческого тандема Станиславского и Немировича-Данченко. Созданная ими модель репертуарного театра по сей день актуальна и живёт во всем мире. А музыкальные театры – наиболее стабильный оплот традиций и академического наследия. Постановки классических опер и балетов, как и музыкальные спектакли на основе хрестоматийных литературных первоисточников – вот самый очевидный, но в то же время и перспективный путь академического репертуарного театра. И на Конференции Ассоциации музыкальных театров обсуждались самые разные способы сохранения и популяризации для будущих поколений национального достояния под названием «академический музыкальный театр».

По мнению президента Ассоциации музыкальных театров и главы фестиваля «Видеть музыку» оперного режиссёра Георгия Исаакяна имеются два ключевых момента, показывающие насколько театр актуален. Первое - это наличие творческих лабораторий с молодыми исполнителями и создателями спектаклей. А второе – особая атмосфера, возвышенная и вдохновенная, стимулирующая самопознание и совершенствование человеческих душ. Что бы ни происходило в театрах, важнейшее, для чего он существует – это жизнь человеческого духа.

А важнейшим фактором прогресса является поиск молодых творческих сил. Генеральный директор Большого театра Владимир Урин и главный режиссёр МАМТ им. Станиславского и Немировича-Данченко Александр Титель говорили о студенческих лабораториях, как о важнейшей системе, в которой выстраиваются взаимоотношения между театральными ВУЗами и театрами, когда студенты получают возможность заниматься и реализовывать себя не только в аудиториях, но и в театрах, которыми руководят мастера курсов, таким образом студенты сразу погружаются в театральную среду.

Начальник отдела перспективного планирования и специальных проектов Большого театра РФ Ирина Черномурова рассказала, что приглашая молодого режиссёра на постановку спектакля, директор любого театра задумывается не столько о таланте, сколько о надёжности такого молодого специалиста. Поэтому приглашаются проверенные не только в своих профессиональных качествах, но и обнадёживающие по своим менеджерским, организаторским, человеческим качествам. Люди, по которым видно, что они способны объединить, увлечь постановочную команду, артистов… Режиссёр, как и продюсер, должен быть и психологом, и организатором.

О важности взаимодействия музыкальных театров с авторами говорилось на Лаборатории композиторов. В рамках Конференции музыкальных театров Лаборатория композиторов проводится в четвёртый раз, и собирает до полусотни заявок. Рассматривая их, Александр Пантыкин оценивает не только свежесть и оригинальность замыслов, но и, как композитор-практик, обращает внимание на многие практические навыки, демонстрируемые драматургами и композиторами. Например, умение авторов общаться с постановочной группой, ведь на сцене будут представлены результаты работы многих цехов.

Георгий Исаакян и Александр Пантыкин

В итоге на Лаборатории композиторов были представлены все жанры музыкального театра, авторы прислали заявки (и отбор, и Лаборатория проводятся виртуально) из самых разных регионов страны, тематика и стилистика произведений также радовали многогранностью. Вячеслав Какалин из Новосибирска предложил участникам Конференции камерную оперу «Ненастье» по стихотворению А.С.Пушкина «Бесы». В нестандартном оркестровом составе этой партитуры задействован даже такой редкий инструмент, как Терменвокс – первый образец синтезатора, мистический и загадочный звук которого не спутать ни с чем. Сергей Зятьков из Сургута представил постмодернистскую стилизацию в стилистике барокко – оперу-мистерию «Злоключения Василия Баранщикова. 1787 год». Найденная композитором оригинальная рукопись XVII столетия вдохновила его на оперу, воссоздающую стилистику старины. Екатерина Хмелевская из Москвы обратилась к редкому литературному первоисточнику. Её камерная опера-балет создана по рассказу Анри Барбюса «Нежность». Синтез камерной оперы и балета, оригинально трактуемая тема времени, минимализм в музыкальной стилистике, – яркие и сильные стороны сочинения этого молодого композитора. Виктор Перевалов из Екатеринбурга в опере «Моби Дик» по роману Мелвилла вновь обращается к барокко. Ему удаётся создать потрясающе точную стилизацию, полное ощущение, что звучит европейская музыка XVII -XVIII веков. Оригинальный современный балет «Бессмертный полк» создан Алиной Зыковой из Санкт-Петербурга. Этот одноактный спектакль посвящён знаменитым шествиям в память погибших в День победы. В преддверии 200-летия со дня рождения Александра Николаевича Островского Сергей Моисеев из Озёрска обратился к одной из известнейших пьес драматурга и создал водевиль «Женитьба Бальзаминова», гибко сочетающий этот популярный в XIX веке жанр и советскую оперетту XX столетия. Такое стилистическое сочетание зазвучало очень современно. Водевиль-оперетта «Женитьба Бальзаминова» станет прекрасной возможностью для молодёжи прикоснуться к образному миру пьес Островского. Мюзикл «Метель» -по повести А.С.Пушкина стал итогом работы творческого тандема опытных авторов: поэта и либреттиста Льва Яковлева, создавшего пьесы и либретто для многих театров, и композитора, руководителя Детского Театра эстрады – Валентина Овсянникова. В этом красивом и интересном спектакле есть над чем поработать певцам, есть над чем пофантазировать постановщикам, а партитуру будет интересно исполнять оркестру.

Лаборатория композиторов показала, что сегодняшние авторы стремятся не только развлекать публику, но призывают слушателей задумываться над смыслами. И смело обращаются к самым разным стилям и жанрам. Глядя на такое разнообразие проектов, невольно складывается уверенность за неизменный интерес к театру и новых зрителей.

Надежда Абрамова

О включении новых технологий в оформление спектаклей рассказывали на своих семинарах директор Благотворительного Фонда содействия развитию хореографического и изобразительного искусства «Илзе Лиепа» Наталья Иванова и директор и генеральный продюсер фестиваля «Digital opera» Надежда Абрамова.

И в подобных фестивальных шоу, и все чаще в академическом театре полноценным ингредиентом спектаклей становится видео-арт. В классических постановках вместо живописных декораций всё чаще используются видео инсталляции. Но для создания органичного, стильного, отвечающего эстетике того или иного музыкального спектакля видео-арта требуются специалисты, которых катастрофически не хватает. Подготовка специалистов в области такого оформления сцены проводится на фестивале «Digital opera».  Глава фестиваля Надежда Абрамова продемонстрировала некоторые примеры наиболее передовых разработок в области digital сценографии и рассказала, как фестиваль вдохновляет молодых специалистов разных специальностей на реализацию себя в области видео-арта.

Использование digital технологий в традиционном театре – это прорыв, во многих спектаклях яркий визуальный контент добавляет художественного смысла.. И это важный процесс глобального обновления театральных традиций.

Круглый стол критиков подвел основные итоги фестиваля, дал оценку представленных спектаклей. Спикерами выступили Мария Бабалова, музыкальный и оперный критик; Павел Ященков, балетный критик, Алла Туева, театровед, заведующая литературной частью театра «Московская оперетта»; Григорий Спектор, режиссёр, драматург, театральный и музыкальный критик, профессор ГИТИСа. Пожалуй, главный вывод из обсуждения сделала Мария Бабалова: «VII фестиваль «Видеть музыку» продемонстрировал существенное уменьшение «вилки» качества между региональными театрами и столичными, и это – во многом заслуга именно фестиваля».

Материал и фото предоставлены пресс-службой
VII фестиваля «Видеть музыку».

21.11.2022



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей