Новости


Подписаться на новости



«Свет навсегда воссияет им…»

27 марта в Москве открылся Седьмой международный фестиваль Мстислава Ростроповича. В день рождения выдающегося музыканта со сцены Большого зала консерватории в исполнении Российского национального оркестра, Государственной академической хоровой капеллы им.А.А.Юрлова и звезд мировой оперы прозвучал «Реквием» Моцарта, одно из любимейших произведений Галины Вишневской и Мстислава Ростроповича. За пульт Российского национального в этот вечер встал итальянский маэстро Массимо Дзанетти, впервые представший перед российской публикой.

Открытие фестиваля Ростроповича – мероприятие, скажем так, нерядовое в культурной жизни столицы, и не только столицы. Так сложилось, что в этот день совпало сразу несколько событий: Международный день театра, завершение Московского форума культуры, католическая Пасха и, собственно, главный повод открытия фестиваля – день рождения величайшего музыканта Мстислава Ростроповича. При первом же взгляде на публику впечатление создавалось такое, что все официальные лица переместились из Манежа, где проходил Московский культурный форум, в Большой зал консерватории. Среди гостей фестиваля оказались замминистра культуры РФ Александр Журавский, глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский, гендиректор Большого театра Владимир Урин, вдова Президента России Наина Ельцина, Олег Табаков, и многие другие известные лица.

Сцену украшал роскошный портрет Галины Вишневской, юбилею которой и посвящен нынешний музыкальный форум: 25 октября 2016 года Галине Павловне исполнилось бы 90 лет (кстати, в следующем году будем отмечать 90-летие со дня рождения и Мстислава Леопольдовича). Седьмой фестиваль открылся вручением цветов его художественному руководителю Ольге Ростропович: сначала дочери прославленных музыкантов галантно преподнес букет глава Департамента культуры Москвы Александр Кибовский, затем из зала к сцене вышел Олег Табаков и тоже вручил Ольге цветы.

Замминистра культуры РФ Александр Журавский в краткой речи подчеркнул, что «этот фестиваль -  международный, и он преодолевает все – и международные санкции, и то, что мешает нам радоваться жизни», Александр Кибовский заметил, что «фестиваль прочно вошел в культурную жизнь нашей столицы», а сама Ольга Мстиславовна, волнуясь, поблагодарила музыкантов Российского национального оркестра и хоровую капеллу им.А.А.Юрлова, а также своих зарубежных друзей – солистов и дирижера, приехавших на выступление в праздничные для католиков пасхальные дни, затем объявила, что вместо заболевшей Барбары Фриттоли партию сопрано исполнит Альбина Шагимуратова. Забегая вперед, заметим, что эта замена ничуть не уменьшила впечатления от концерта-открытия: Альбина, одна из ярчайших звезд нынешней оперной сцены, обладающая уникальной драматической колоратурой, идеально вписалась в ансамбль. Итак, состав солистов на сцене Большого зала в этот вечер был такой: Альбина Шагимуратова (сопрано), Даниэла Барчеллона (меццо-сопрано), Рамон Варгос (тенор), Ильдебрандо Д’Арканджело (бас-баритон).

Фестиваль Ростроповича Массимо Дзанетти

И понеслось…Маэстро Дзанетти взял невероятно бодрый темп, тем не менее, музыканты Российского национального не разочаровали, что, впрочем, было ожидаемо – мастера такого высочайшего уровня привыкли к любым трудностям. Про хоровую капеллу им.Юрлова хочется сказать особо – она была великолепна! Бесконечный трагизм, пронзительная нежность, дыхание вечности, высочайшая духовная наполненность музыки захватили и унесли всех присутствовавших в зале в какой-то временной вакуум. Уверенной, даже жесткой рукой дирижер вел подопечных, и оркестр звучал идеально, с четко выверенной прозрачностью звука, не заглушая солистов, но и не выпячивая их, а с хором у оркестра возникла как будто мистическая связь – впрочем, памятуя о том, что все-таки исполняли заупокойную мессу, мистика вполне имела место быть…

Начавшись мощным вступлением хора в Requiem aeternam, стремительно, как весенний ручей, сметая все на своем пути, со светлой печалью и нарастающим трагизмом, с энергичными резкими струнными, с торжествующей силой жизни – наперекор умирающей жалобной ноте – месса накрыла Большой зал ураганом страстей. Не было скорбного благоговения, тихих пауз, и уже не думалось о том, где рука Моцарта, где – Зюсмайера, где -  Эйблера или Байера. Только Моцарт и «Реквием». А над всем этим сверху с огромного портрета загадочно улыбалась Галина Вишневская. «Свет навсегда воссияет им, Господи, со святыми в вечности, ибо милосерден ты. Вечный покой даруй им, Господи, свет вечный да воссияет им» (Agnus Dei).

Голоса солистов вплетались в мистическую ткань «Реквиема» абсолютно естественно – и пронзительно-щемящее нежное сопрано Альбины Шагимуратовой, и глубокое, трагическое меццо Даниэлы Барчеллоны, и мягкий, проникновенный тенор Рамона Варгаса, и благородный, чувственный, полнокровный бас Ильдебрандо Д’Арканджело. Великолепная четверка гармонично вписалась в ансамбль с Российским национальным оркестром и хоровой капеллой им.Юрлова. Маэстро Дзанетти, хотя и ощущалось некоторое напряжение в его контактах с оркестром, смог свести все контрасты и противоречия в одно целое, не было ни провалов, ни фальши. Не зря Ольга Ростропович заметила на пресс-конференции, что «Массимо – замечательный дирижёр с большой карьерой».

Прощальная месса Моцарта – произведение космического масштаба, из тех, которые можно слушать бесконечно, всякий раз воспринимая по-новому. Для каждого, кто в этот вечер находился на сцене Большого зала, участие в исполнении «Реквиема» под руководством Массимо Дзанетти, безусловно, стало и испытанием, и глубочайшим переживанием. Для публики – изумленной страстными темпами, безукоризненным мастерством музыкантов и трагической красотой этого моцартовского шедевра, вечер пролетел как одно мгновение. Настолько неожиданно быстро, что, после того, как растаял последний звук и маэстро Дзанетти стоял, не шелохнувшись, еще минуты две, зал зачарованно молчал. И, лишь когда дирижер медленно поднял руки, публика встрепенулась и пришла в себя. Шквал аплодисментов, обрушившийся на музыкантов, был заслуженным.

Капелла им.Юрлова

Загадка гениев – откуда они берутся в нашем мире? Моцарт – гениальный композитор, Ростропович – гениальный музыкант, и их принадлежность к временным рамкам своих веков весьма и весьма условна. Они вечны. И они всегда с нами. «Такого уникального создания в музыке, как Ростропович, не существует, - говорила Галина Вишневская о своем муже. – Я это очень хорошо понимаю и преклоняюсь перед ним». Мы – тоже. А Фестиваль Ростроповича продолжается. Впереди – новые открытия и впечатления.

Ирина Шымчак

Фото автора

Фоторепортаж с открытия фестиваля

VII Фестиваль Мстислава Ростроповича

Ильдебрандо Д’Арканджело

Альбина Шагимуратова

Седьмой фестиваль Мстислава Ростроповича

Ольга Ростропович

Альбина Шагимуратова

Олег Табаков

Ильдебрандо Д’Арканджело

Алексей Бруни, Массимо Дзанетти

Ольга Ростропович, Массимо Дзанетти


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Афиша

Афиша

Все афиши


Подписка RSS    Лента RSS






афиша

 

 
Рассылка новостей