• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



17.12.2024

Щедрину воздали щедро

Валерий Гергиев и Мариинский театр не забыли про день рождения Родиона Щедрина – хотя этот год для него не юбилейный: композитору исполнилось 92.

Валерий Гергиев привечает маэстро с давних пор. Не только 16 декабря:  в  день рождения Родиона Крнстантиновича,  звучит музыка мастера – его оперы и балеты не сходят с афиши Мариинского театра круглый год, достаточно сказать, что именно здесь, в главном музыкальном театре Северной столицы, поставлены и идут ныне абсолютно все театральные сочинения Щедрина, а в концертах постоянно звучат и многие филармонические. Но 16 декабря – день особый: в этом году подарки от Мариинки были вновь многочисленны: в Концертном зале театра была дана опера «Очарованный странник», на Новой сцене исполнены одноактные балеты «Озорные частушки» и «Кармен-сюита». Звучал Щедрин и вокруг даты – накануне спели первую оперу мастера «Не только любовь», днем позже станцевали балет «Анна Каренина», а в предстоящие рождественско-новогодние праздничные дни, конечно же, не обойдется без оперы «Рождественская сказка».

Но на этот раз центром торжеств в день рождения стала Москва – поскольку именно здесь, в зале «Зарядье» дирижировал щедринской программой 16 декабря сам Валерий Абисалович. Что ж – вполне логично, ведь Москва – родной город композитора, а маэстро Гергиев теперь в столице находится больше, чем в Петербурге.

Во втором отделении концерта прозвучала «Поэтория» на стихи Андрея Вознесенского. Вечер первоначально и вовсе был заявлен в одном отделении, а «концерт для поэта в сопровождении женского голоса, смешанного хора и оркестра» (так жанр «Поэтории» определен самим автором) должен был стать единственным звучащим на нем сочинением. Однако по имеющейся у Гергиева традиции программу спешно пересмотрели накануне, добавили в нее иных номеров, и получилось настоящее праздничное приношение классику современности. Тем не менее, «Поэтория» осталась смысловым центром вечера – сочинение звучит не так часто (точнее совсем редко), услышать его – настоящая удача для меломана.

В исполнении приняли участие коллективы Мариинки, меццо-сопрано театра Екатерина Сергеева, а стихи Вознесенского читал Евгений Миронов. «Поэторию» можно смело назвать музыкально-драматическим сочинением: роль чтеца в ней огромна, а музыкальные силы выступают своего рода его эмоциональным фоном, укрупняя эффект воздействия поэтического слова, оттеняя всевозможными звуковыми красками литературную суть сочинения. Большой мастер оркестра, Щедрин наделяет исполнителей-музыкантов тысячами красок и тембральных нюансов, создавая напряженный звучащий контекст, столь уместный для иллюстрации безжалостных стихов знаменитого поэта-шестидесятника.

В свое время (1968) «Поэтория» была принята весьма прохладно советской общественностью, поскольку ее новизна до известной степени пугала и настораживала – впервые в советской музыкальной композиции автор ввёл в концертную ораторию церковные колокола, хоры, духовные песнопения о Богоматери: по идеологическим причинам сложное произведение исполнялось в СССР всего несколько раз. Однако, вскоре «Поэтория» была исполнена на международном фестивале в английском Бостоне и получила признание жюри за высочайший уровень исполнения и оригинальное использование фольклора в симфоническом произведении: достаточно вспомнить, что женские плачи-причитания пела тогда Людмила Зыкина, певица, с успехом сочетавшая в своем творчестве академическое и фольклорное начала.

Фольклорные мотивы «Поэтории» – не исключение, а всегдашняя «фишка» композитора. И праздничный концерт-приношение подтвердил эту аксиому с лихвой. Первое отделение открыла сюита из музыки балета «Конек-Горбунок»: раздолье русских тем пленяло своей сочностью и изобретательностью, особенно выразительными в исполнении Мариинского оркестра, чей невероятный по красоте и однородности звук всегда способен доставить самое высокое меломанское наслаждение.

Продолжили эту линию Песня и частушки Варвары из оперы «Не только любовь», исполненные Екатериной Сергеевой и задушевно, и истово: идеально ровный и интеллигентно-благородный голос солистки вскрыл в героине и бурю страстей, и невероятное достоинство личности, и поэтическую мечтательность, и глубину философии. Блестящий концерт для трубы с оркестром (была исполнена его третья часть) с соло виртуоза Семена Саломатникова вернул слушателей из «фольклорного рая» в стилистику современной музыки. Впрочем, у Щедрина и то, и другое присутствуют постоянно, успешно сочетаясь в самых разных пропорциях – всегда убедительно и ярко.

Александр МАТУСЕВИЧ
фотографии предоставлены пресс-службой
Благотворительного фонда Валерия Гергиева

17.12.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей