• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



21.11.2023

Штраус начинает и выигрывает

Государственный академический театр оперы и балета Республики Коми на фестивале «Видеть музыку» оказался единственным, кто представил жанр классической оперетты. На прошлых фестивалях театр тоже не раз знакомил столичную публику и коллег со своими прочтениями классики этого жанра, который на российских сценах упорно теснят мюзиклы разных форматов и драматические спектакли с музыкой.

Завязка истории.
Штраус (он же дирижер) – Никон Родюков,
Фальк – Алексей Петров,
Эрдман (он же князь Орловский) – Андрей Ковалев

Интерпретации оперетт Кальмана «Принцесса цирка» и «Фиалка Монмартра» (постановки Ильи Можайского) были хорошо встречены и московской аудиторией, и критикой. В этом году театр привез бестселлер Иоганна Штрауса «Летучая мышь», интригуя измененным названием, в котором появилось слово «месть» - «Месть Летучей мыши». Интрига раскрывается быстро – постановщик спектакля Илья Можайский в своей редакции либретто соединил оригинальный вариант (собственно, на который и была написана эта потрясающая музыка, - авторы К. Хаффнер и Р.Жене по французскому водевилю А.Мельяка и Л.Галеви) с тем, который более привычен российскому зрителю и авторами которого являются Николай Эрдман и Михаил Вольпин). Более того – авторы и музыки, и текста появились среди действующих лиц. Условием театральной игры является то, что дирижер Никон Родюков – одновременно и сам Иоганн Штраус, принимающий участие в действии, а князь Орловский (Андрей Ковалёв) – не кто иной, как драматург Эрдман. А «мстит» в итоге директор театра Фальк своему другу Айзенштайну – следуя сюжетному ходу оригинала, именно он на предыдущем балу-маскараде явился в костюме летучей мыши, увлекся употреблением шампанского и был в нетрезвом виде безжалостно оставлен приятелем на скамейке в парке, после чего над ним долго смеялись. Поэтому Фальк (в оригинале он, кстати, не директор театра) и затевает всю интригу с письмами-приглашениями на бал к князю Орловскому, в надежде, что теперь все будут смеяться уже над Айзенштайном. Впрочем, этот «заход» в сюжет оказывается даже не столь уже важным – действие быстро входит в привычное русло и вовлекает зрителей в веселую историю путаницы и флирта. Но самое главное – вовлекает в захватывающую музыкальную стихию, которая и определяет все в спектакле-празднике.

Розалинда – Елена Лодыгина,
Генрих Айзенштайн – Михаил Меньшиков

Подчеркивая главенствующую роль музыки, Илья Можайский размещает оркестр на сцене. Конечно, это безмерно усложняет задачи певцам и хору, у которых оркестр и дирижер оказываются за спиной (впрочем, система мониторов тут в помощь). Зато бесспорный приоритет музыки в этой постановке еще и «визуализирован». Сценический образ оркестра органично вписан во внешний образ всего спектакля. Все же неслучайно «Летучая мышь» в основном существует на оперных сценах – музыка «легкомысленной» оперетты требует серьезного вопоплощения, полноценного оркестра, хора. А танцевальное начало музыки «Короля вальсов» подразумевает и не менее полноценное участие балета (балетмейстер Андрей Меркурьев). Театр справился с непростыми задачами, и оркестр, и хор, и балет отлично  себя показали, хору вообще отдельное «браво» (хормейстеры Ольга Рочева и Алла Швецова), и прежде всего за замечательный ансамбль с солистами финала второго акта, прозвучавший так прозрачно-красиво, что он стал одним из самых запоминающихся моментов спектакля.

Розалинда – Елена Лодыгина,
Адель – Анастасия Морараш

Художник-постановщик Юрий Самодуров решил сценическое пространство единым, но достаточно легко и убедительно воссоздающим разные места действия. А главный образ спектакля определяют красивые белые «бальные» (как вход в бальную залу дворца) лестницы и также белые ажурные решетки. И в этом пространстве – музыкальном и визуальном – органично существуют персонажи оперетты. Солисты, при том, что на них лежит серьезная «речевая» нагрузка – текста приходится произносить много, - с вокальными партиями справляются на своем достойном «оперном» уровне. Прежде всего это относится к двум героиням – Елене Лодыгиной (Розалинда) и Анастасии Морараш (Адель). Вторую, по законам жанра оперетты, положено именовать субреткой, но и по характеру, и по воплощению музыкального материала Анастасия уверенно поставила свою Адель рядом с блистательной Розалиндой. Отличная работа у Михаила Ярмольского – сочетание в одном лице персонажа романтического и комического, отличное звучание красивого тенора. Ярмольский также уверенно вывел своего героя «на первый план», едва ли не «потеснив» Айзенштайна в исполнении Удмуртского театра оперы и балета Михаила Меньшикова, несмотря на все его обаяние. Спектакль дал возможность многим солистам труппы успешно показаться даже не в главных ролях, зрителю был представлен настоящий фейерверк ярких, детально проработанных образов -  директор театра Фальк (Алексей Петров), адвокат Блиндт (Николай Калашников), директор тюрьмы Франк (Игорь Земской), Иван и Дежурный по тюрьме (Николай Глебов), Помощник Дежурного и Лесничий - Михаил Сабирзянов.

Сцена из спектакля

Инициатор фестиваля «ВИДЕТЬ МУЗЫКУ» – Ассоциация Музыкальных Театров (АМТ) при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации. Проект реализуется с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Президентским фондом культурных инициатив.

Елена ЛАЩЕНКО

Фото Елены Лапиной
представлены пресс-службой
фестиваля «Видеть музыку»

21.11.2023



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей