Новости |
Сладковский, Кермес и "барокко"
Хороших дирижеров мало, и весьма распространено мнение, что ярче всего дирижер раскрывается с тем оркестром, с которым работает постоянно. Именно поэтому в Москве всегда рады любому визиту Александра Сладковского, а уж когда он приезжает со своим оркестром Республики Татарстан, да еще и с барочной дивой, имя которой – Симона Кермес, никакие другие события в этот день не имеют значения: надо идти.
Вот и 12 февраля в Концертном зале им.П.И.Чайковского публика собралась особенная – не просто любители барочной музыки и поклонники заграничных оперных звезд, а те, кто уже привык к высочайшему уровню программ с участием Симфонического оркестра Республики Татарстан и его художественного руководителя, главного дирижера Александра Сладковского. И даже курентзисовский «Дон Жуан», который именно в этот вечер шел на сцене «Новой оперы» в рамках «Золотой маски», не отвлек московских любителей оперы от Зала Чайковского и Кермес со Сладковским.
Филармонический абонемент «Блистательные сопрано» предлагает любителям оперной музыки всего два концерта, зато каких! Настоящая дуэль двух сопрано с мировой известностью, шлейфом славы и армией поклонников – Симоны Кермес и Вероники Джиоевой. Забегая вперед, в февральском концерте Кермес шокировала публику зашкаливающей энергетикой и неподражаемым артистизмом, доведя кого-то до чистого экстаза, а кого-то – до бешенства, но равнодушным не остался никто. Теперь ход – за российской примадонной Вероникой Джиоевой, выступление которой состоится 26 апреля.
Как обычно бывает перед такими концертами, в зале ощущалось легкое напряжение – словно предвкушение какого-то необычного действа. Впрочем, Симона Кермес славится своей абсолютной раскрепощенностью на сцене, а маэстро Сладковский (с которым Симона знакома давно) известен своим артистизмом и экспрессивностью, и можно было предположить, что этот вечер «засушенным» академизмом грешить не будет, а ждет нас фонтанирующее энергией, эмоциями и чудесной музыкой времяпровождение. Так оно и случилось.
Концерт получился яркий, запоминающийся и очень необычный, хотя и дававший возможность некоторым снобам для критики и недовольства. Впрочем, они эти возможности находят на любом концерте. Программа вечера была разнообразна, но продуманна: начав с Генделя и Порпора, первое отделение завершили Россини и Доницетти, второе открыли опять же Россини и через Верди плавно перетекли в Бернстайна. После завершения основной программы публике еще было подарено три (!) биса. И все это с неизменным блеском, высокой энергетикой и очень хорошим качеством.
С первых же тактов генделевской сюиты «Музыка для королевского фейерверка» (представленной тремя частями из пяти) абсолютно барочный «шаг» оркестра и его сияющая медная торжественность создали приподнятое настроение. Радостная перекличка духовых и струнных с хрустальными вкраплениями клавесинных аккордов заискрилась над залом праздничным фейерверком, и стало понятно, что Александр Сладковский не зря именно этим произведением открыл программу – сюита, написанная Генделем для короля Георга II в честь заключения Ахенского мира, и впервые исполненная на торжестве с праздничными фейерверками, сразу же погрузила публику в состояние эйфории.
А дальше…На сцене появилась Симона Кермес и – понеслось! Пожалуй, то, что показывала нам немецкая «барок-звезда», очень плохо ложилось в рамки привычного академического вокального исполнения. Причем во всем, начиная от внешнего вида, сценического поведения и заканчивая вокальной манерой (певица с плотным звучным голосом решила убрать из своего вокала все лишнее и сосредоточилась на энергичности и мощи вокальной подачи, благо природные данные ей это позволяют).
Симона, ростом под стать маэстро Сладковскому (а рост у него, скажем так, немаленький) вышла уже под первые такты арии размашистым шагом, покачиваясь на высоченных каблуках, но умудряясь оставаться в стабильной позиции (впрочем, может, и неудобной, но публика этого не замечала), переглянулась с дирижером и выдала такие фиоритуры, при этом подтанцовывая, что зал замер от неожиданности. Это действительно было странно – какой-то разрыв образа и звука: убрать звук – ну чисто дискотека 80-ых…А между прочим, ария Оронта из оперы «Митридат» барочного итальянца Никола Порпора – вещь серьезная. Тем не менее, драйв и непосредственность певицы в сочетании с безукоризненным стилем оркестра, филигранно ведомым Александром Сладковским, сделали свое дело – публика завелась. После «боевой» арии Оронта оркестр, уже без Симоны, чудесно исполнил небольшую увертюру к «Альцине» Генделя.
Звук – потрясающий, словно вдруг очутился в лесу, после только что пролившегося дождя, и вдыхаешь эту живительную свежесть всей грудью. Что удивительно, увертюра была исполнена на одном дыхании - казалось, оркестр – это один организм. Потом вышла Симона и Гендель снова предстал перед нами в виде хорошо известной и любимой многими арии Альмирены из «Ринальдо». Ах, какое там было соло виолончели! Голоса сопрано и инструмента сливались в тончайшем благозвучии, поддержанные деликатными всплесками клавесина. От этой пронзительной тоски и нежности захотелось рыдать.
А оркестр, чуть переждав бурные аплодисменты, уже погрузился в следующее произведение – арию Арбаче из оперы Риккардо Броски «Артаксеркс», которую не успели даже объявить. Известно, что Броски ее сочинил как вставную арию к опере Хассе «Артаксеркс», для знаменитого певца-кастрата Фаринелли, своего брата и, конечно, ария эта предполагала сверхвиртуозное владение голосом и умение легко переходить в различный голосовой диапазон. Но Симоне, кажется, все было нипочем: помогая себе движениями, руками словно отбивая такт, певица бесстрашно забиралась в самый верхний регистр и так же смело бросалась вниз, демонстрируя все возможности своего плотного голоса. Маэстро Сладковский мастерски руководил процессом: то легко придерживал своих подопечных, то отпускал оркестр в роскошное тутти.
Сорвав свою порцию законных аплодисментов, Симона удалилась за кулисы, а оркестр усилил состав до обычного симфонического – нас ждала Увертюра к «Вильгельму Теллю» Россини. И снова виолончельная группа заставила затаить дыхание от восторга. А флейта! А фаготы, кларнеты, гобои, а альпийский рожок! Это был праздник какой-то, а не увертюра. Такого звучания заигранного до оскомины произведения мы давно не слышали. Ошеломляющий уровень исполнения, щедро приправленный энтузиазмом музыкантов, добавьте к этому удивительную гармонию взаимопонимания и самозабвенное восхищение музыкантов своим дирижером – тогда получится то, что мы услышали в этот вечер в Концертном зале им.Чайковского. Могу только добавить, что оркестр Татарстана, после пяти лет работы с ним Сладковского, радует меломанов не только невероятно возросшим мастерством и потрясающим качеством звука, но и тем особым воодушевлением, которое и в столичных оркестрах встретишь, увы, не всегда…
Закончилось первое отделение арией Линды из оперы Доницетти «Линда ди Шамуни», которую Симона спела так, что, казалось, воздух сейчас взорвется. Было совершенно очевидно, что исполняемое произведение ей очень и очень нравится – певица резвилась в звуках, с видимым удовольствием покоряя самые верхние ноты.
Антракт пролетел незаметно, и второе отделение открылось увертюрой к «Севильскому цирюльнику» Россини. И снова оркестр был безупречно хорош, так же, впрочем, как и в остальных симфонических фрагментах – в увертюрах к «Силе судьбы» Верди и в увертюре к «Кандиду» Бернстайна. Идеальная гармония всех групп, чистота и выразительность интонации, отточенный баланс звучания и то, что добавляет изюминку в исполнение – вдохновенное дыхание оркестра, регулируемое точной рукой дирижера, все это присутствовало весь вечер на сцене. Ну, а группу духовых хотелось бы выделить особо. Что с ними делает маэстро Сладковский, что они так безукоризненно, ну просто до неприличия, хороши? Это же мечта, а не духовики..
Возвращаясь к Симоне Кермес. Так же темпераментно и эмоционально, как и предыдущие, певица исполнила арию Аменаиды из «Танкреда» Россини, постепенно подбираясь к веку современному – через «Разбойников» Верди (ария Амалиии) к «Кандиду» Бернстайна (ария Кунегунды). И тут следует заметить, что, несмотря на явную шлягерность и почти попсовый характер некоторых номеров, благодаря маэстро Сладковскому, обладающему высочайшим дирижерским мастерством и харизмой, а также чувством юмора, программа удержалась в рамках классического концерта, практически балансируя на грани кроссовера. Словно гипнотизируя оркестр, солистку, публику Александр Сладковский тактично и изящно провел весь концерт, ни разу не уклоняясь в сторону кича.
Бисы стали отдельной – фактически третьей полноценной – частью программы. Поблагодарив публику по-русски («Спасибо большой!»), Симона перешла на родной немецкий, а Александр Сладковский поработал еще и переводчиком. Заявив, что она была сегодня «не очень академична», Симона вдруг воплотилась в куклу Олимпию из «Сказок Гофмана» Оффенбаха.
Олимпия ожила и решила познакомиться поближе с московской публикой, спрыгнув со сцены в партер. Естественно, восторгу публики не было границ. Игровой элемент закончился тем, что для «возврата» беглянки на сцену Сладковскому пришлось поднимать ее обратно. А на второй бис Симона подарила самое что ни на есть «академичное» и трогательное исполнение песни Монтеверди Si dolce e’l tormento. Был и третий бис – погас свет, и перед уже расходящейся публикой предстала плачущая Дидона из оперы Перселла «Дидона и Эней».
На этой щемящей ноте и завершился незабываемый вечер с Симоной Кермес, оркестром Республики Татарстан и Александром Сладковским. Конечно, кто-то будет попрекать немецкую певицу в излишней раскованности, в плоском звуке, в однообразном пении на дыхании, в перекосе в сторону «рок-барок-вокал». Но если на сцене царят живые эмоции, волшебная музыка и артистизм высочайшей пробы, зачем ограничивать это жесткими рамками и вешать ярлыки? А всем участникам февральского концерта – искренняя благодарность. Вы были великолепны. Кстати, зрители выходили из Концертного зала им.Чайковского, светясь от удовольствия, с улыбками на лице. А это – самый верный показатель успеха.
Ирина Шымчак
Фото автора
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-