Новости |
28.02.2024
Сияние башметовского Сочи
В Сочи завершился XVII Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета – главный музыкальный праздник зимнего юга России и центральный форум в соцветии многочисленных башметовских ивентов, разбросанных сегодня по разным уголкам России.
фото Дмитрия Коробейникова
Двенадцать дней праздника – даже не музыкального, а гораздо шире: ведь на Зимнем фестивале в Сочи чего только нет! Концерты академической музыки с классическими и современными программами, вокальные и балетные вечера, драматические и кукольные спектакли, органные марафоны, литературно-поэтические чтения, конкурс композиторов, разнообразные выставки и многое-многое другое. Мультижанровость и полистилистика – отличительные черты сочинского форума с самого его основания: за 17 лет эти идеи разрослись до немыслимых размеров, насытив южную столицу России культурными событиями самых разных форматов что называется «под завязку».
фото Алексея Молчановского
Этим сочинский фестиваль и уникален – всего много, и много всего очень разного. А еще он уникален новизной – Юрий Абрамович всегда уделял внимание новой музыке и новым творческим акциям. Классика – да, конечно, всегда и везде, она – основа, но без новых имен и новых сочинений, новых форм искусства – никуда.
Поэтому, например, одно из центральных событий фестиваля – композиторский конкурс. В этом году он проходил в десятый раз и был посвящен памяти Альфреда Шнитке и Святослава Рихтера. В состав жюри конкурса в этом году вошли: Юрий Башмет, Патрик де Клерк (Бельгия), Кузьма Бодров, Валерий Воронов (Белоруссия/Германия), Муратбек Бегалиев (Киргизия) и Антон Танонов. Председатель жюри X Международного конкурса молодых композиторов Сочинского фестиваля – один из ведущих композиторов России, профессор Александр Чайковский. Международный конкурс молодых композиторов свидетельствует об устойчивом интересе современных музыкантов-исполнителей к актуальному композиторскому искусству. Это качество отличало отечественных музыкантов всех поколений – за полувековую творческую деятельность сам маэстро Юрий Башмет осуществил более сотни мировых премьер.
Композиторский конкурс. фото Дмитрия Коробейникова
Конкурс прошел в двух номинациях – «струнный квартет» и «фортепианный ансамбль». Всего было подано более 60 заявок от молодых авторов из 11 стран, в финал вышли 12 композиторов. Победителем в номинации «струнный квартет» стал композитор Адай Луис (Испания), первая премия в номинации «фортепианный ансамбль» не присуждена. Вторую премию в номинации «струнный квартет» получил Антон Смирнов (Украина), а в номинации «фортепианный ансамбль» - Андрей Артемов (Россия). Третью премию в номинации «струнный квартет» получила Алина Подзорова (Россия), а в номинации «фортепианный ансамбль» - Игорь Андрич (Сербия). Сочинения всех 12 финалистов прозвучали на концерте в Зале органной и камерной музыки города Сочи в исполнении солистов камерного ансамбля «Солисты Москвы».
Фестивалю удалось сохранить международный формат в нынешних геополитических реалиях, а в каком-то смысле даже расширить спектр участников. Помимо традиционных европейцев теперь (особенно после 2022 года – начала СВО) его афишу украшают представители самых отдаленных стран и континентов. Иностранные артисты в этом году представлены коллективами и солистами, в том числе играющими на редких инструментах, из Китая, Бахрейна, Италии, Франции и Германии, среди которых: Минг-квартет (Китай), оркестр La Venexiana (Италия), Nahawend Ensemble (Бахрейн), Ду Ксюянь (гуджень, Китай), Ло Чаовэнь (скрипка, Китай), Хассан Моатац Эль Молла (ребаб, Катар-Египет), Дэвид Лайвли (фортепиано, Франция) и другие.
фото Евгений Евтюхов
Что на фестивале было самым интересным – даже трудно сказать: настолько он насыщен событиями, каждое из которых уникально. Например, прославленный российский оперный бас Ильдар Абдразаков предстал в ипостаси камерного исполнителя, спев наряду с классическими сочинениями Глинки, Рубинштейна, Чайковского и Рахманинова непритязательные старинные хиты Леонида Малашкина, Сергея Садовского и Флориана Германа. Энергичное немецкое сопрано Симона Кермес поразила феерией барочного бельканто, спев сложнейшие арии Порпоры, Броски и Генделя – и продемонстрировала свое неувядающее мастерство. Еще одна российская вокальная звезда с международной репутацией Ольга Перетятько блеснула всего двумя хитами – каватиной Нормы и «Поцелуем» Ардити – но это исполнение доставило радость сочинским почитателям классического пения.
концерт памяти Елены Образцовой
Помимо выступления звездных вокалистов в программе фестиваля были и концерты вокальной молодежи. В зале «Чайка» Морского вокзала Сочи концерт памяти народной артистки СССР, лауреата Ленинской премии Елены Образцовой представили лауреаты V Всероссийского конкурса на приз Культурного центра Е. В. Образцовой (худрук – Ирина Чернова) и солисты Вокального департамента Международной музыкальной академии фестиваля (руководитель Дмитрий Вдовин). Вокальный департамент представил и собственную концертную программу в Зале камерной и органной музыки – в этом году с молодежью занимались и готовили ее к новым вершинам мастерства опытнейшие наставники (и это еще одна прекрасная традиция башметовского форума): помимо Дмитрия Вдовина это народная артистка СССР Маквала Касрашвили, а также коуч по французской вокальной фонетике Любовь Татевосян (Армения/Франция), оперный импресарио Тедди Герстель (Швейцария), педагог Академии хорового искусства и Молодежной оперной программы Большого театра России Екатерина Вашерук.
Великолепный праздник искусств в Сочи уверенно смотрит в будущее. За прошедшие два десятилетия он превратился в мощнейший кластер высокой культуры, радуя сочинцев и гостей города-курорта широкой палитрой событий на любой вкус.
Александр МАТУСЕВИЧ
фотографии предоставлены
пресс-службой
Русского концертного агентства
28.02.2024
Анонсы |
-18.01.25-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-