Новости |
18.10.2023
Смелость молодых
Программу VIII фестиваля музыкальных театров России «Видеть музыку», проводимого Ассоциацией музыкальных театров (президент – Георгий Исаакян) при поддержке российского Минкульта и Президентского фонда культурных инициатив, продолжило выступление Театра-школы оперного искусства Московского государственного института музыки имени Шнитке – на сцене Концертного зала Российской академии музыки имени Гнесиных была показана ранняя опера Родиона Щедрина «Не только любовь». Эта работа исполнялась в рамках Студенческой программы, которая проводится фестивалем «Видеть музыку» в сотрудничестве с Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений: в ее афише представлены студенческие работы крупнейших российских консерваторий и вузов.
сцена из спектакля
фотография предоставлена пресс-службой фестиваля
Первая опера Щедрина – произведение очень сложное, новаторское: не только для своего времени, но и на все времена. «Частушачья опера» - так до него никто не писал: внедрить частушку, примитивную народную форму творчества, в высокий академический жанр, сделать ее лейтмотивной основой музыкальной драмы композитор отважился первым. И тут же – гармонические сложности оркестровки и вокальных речитативов, хоровые страницы, требующие филигранной чистоты, точности интонации и безупречного строя. Не всякий оперный театр возьмется за это сочинение – из музыкантских соображений. А есть еще соображения постановочные – опера про советский колхоз: как это ставить сегодня, когда реалии тех лет ушли в далекое прошлое, как сделать одновременно современно, но и не фальшиво по отношению к советскому прошлому?
«Не только любовь» по этим причинам – не слишком репертуарная опера: пару-тройку постановок можно найти по стране, но не более того. Но Оперная студия Института музыки имени Шнитке не побоялась трудностей и в целом выиграла на этом нелегком пути, создав спектакль живой и качественный. Правда трехактную оперу заметно подсократили (в версии шнитковцев она исполняется без антрактов), но драматургия сочинения от этого не пострадала – история душевных терзаний председателя колхоза Варвары Васильевны на фоне по-бытовому колоритных зарисовок сельской жизни показана достоверно и с задором.
На сцене – четыре панели деревянного штакетника: это, по сути, все элементы сценографии. Их перемещение формирует каждый раз сценическое пространство так, как необходимо – то вдоль длиннющего во всю сцену забора выстроились девчата в ожидании парней, то выставленный прямоугольником-коробкой штакетник изображает коровник, который позвала починить пижона Володьку Гаврилова влюбленная в него председательша. Есть правда еще с полдюжины сколоченных из досок ящиков – то на них сидят, то используют как своеобразное возвышение-трибуну. Это все, но этого достаточно: дощатые элементы сценического убранства задают ауру деревянной колхозной Руси – советской глубинки. В условиях лапидарной, но функциональной сценографии все внимание – на костюмы: именно они тут играют роль главной визуальной приманки. Парни в кепках, девушки в разноцветных ситцевых платьях – послевоенная неброская мода представлена достоверно; по плохой погоде или когда пора работать более праздничный антураж колхозного веселья сменяется обыденностью брезента, ватников и кирзовых сапог.
На небольшой авансцене Концертного зала РАМ режиссеру Алексею Большакову удалось развернуть полифоничное и очень ладно скроенное действо: мизансцены выстроены виртуозно, в них жизненная правда и яркая театральность уживаются гармонично, не противореча друг другу. Особенно удалось решение массовых сцен, коих в опере Щедрина немало – все-таки про колхоз опера, про житье-бытье вместе, гуртом: задорные танцы, выступление колхозной самодеятельности, назревающая драка – все показано динамично, точно следуя характеру музыкальных образов, характеристик, заложенных в партитуре. Не раз действие выплескивается и в зрительный зал – публика словно становится частью деревенской советской действительности, словно ей напоминают о ее истоках – большинство ведь из нас корнями из того самого колхоза: советского, или еще русской дореволюционной общины – поэтому сильно зазнаваться, уподобляться пижону Володьке, в общем-то не стоит никому.
Не меньше позитива вызывает и музыкальное решение спектакля. Великолепно звучит оркестр под управлением Игоря Громова – точно, музыкально, живо, темпераментно. С певцами выстроен хороший баланс, они чутко реагируют на руку маэстро, хотя расположение оркестра за сценическим действием создает исполнителям дополнительные трудности, но они их преодолевают играючи. Отлично исполнены многочисленные хоровые сцены – голоса свежие, молодые, яркие, тембры красивые, насыщенные, хоровой строй держат филигранно – заслушаешься!
Вокальные удачи молодых солистов неотделимы от их актерских достижений – в спектакле достигнут музыкально-драматический синтез, что в такой необычной опере особенно важно. Волевая Варвара (Алена Антипина) с голосом трагическим, словно надломленным жизненными испытаниями, но сильным – естественный центр спектакля. Нагловатый Володя (Никита Шаров) – яркий красавчик, уверенный в своей неотразимости с задиристым тенорком; нежная и робкая Наташа (Диляра Калимуллина) – словно пугливая лань со звонким сопрано; грубоватый, прямолинейный Федот с зычным басом (Елисей Лаптев) – главные герои колхозной драмы. Но и весь прочий ансамбль удался – без преувеличения стоит перечислить полный состав исполнителей, поскольку даже в самой незначительной роли молодые певцы-актеры сумели найти нужную интонацию и правду воплощаемого характера: Иван – Анатолий Плешко, Мишка – Владимир Пушкарев, Гришка – Роман Бадтиев, Девушка с высоким голосом – Анастасия Кобец, Катерина – Анастасия Ланина, Кондурушкин – Владимир Болтенко, Анютка – Ольга Бочанова, Парень – Дмитрий Шарников.
Александр МАТУСЕВИЧ
18.10.2023
Анонсы |
-13.09.24-
-13.09.24-
-21.09.24-
-26.09.24-
-04.02.25-