Новости |
30.09.2021
Современная камерность,
которая понятна всем
Очередной вечер проекта «Музыка нашего времени» прошел в Рахманиновском зале Московской консерватории и был посвящен юбилею знаменитого музыкального вуза. На одной сцене собрались яркие солисты: как выступающие в ведущих оперных театрах, так и только начинающие свою карьеру.
Главный организатор и вдохновитель проекта - пианистка Карина Погосбекова - чуткий и внимательный концертмейстер, послужному списку которого могут позавидовать многие коллеги. На сцене она не просто следует за вокалистом, пытаясь его поддержать и оттенить, а находится с ним в постоянном диалоге. В сфере профессиональных интересов Погосбековой и шедевры признанных мастеров, и мало известные опусы. Последних три года Карина большое внимание уделяет своему проекту «Музыка нашего времени», выступая его продюсером. Желая познакомить публику с вокальным творчеством современных композиторов, а заодно и доказать, что их музыка не только удел утонченных ценителей и профессионалов, Погосбекова сформировала вокруг себя широкий круг исполнителей, которые с охотой принимают участие в этом проекте.
В этот раз в одном концерте встретились очень разнохарактерные и разностилевые произведения, в итоге собравшиеся в единое музыкальное полотно. Разными оказались и исполнители.
Первой на сцену вышла примадонна русского романса (как ее называют в прессе и небезосновательно) Яна Иванилова. Певица, давно и успешно признанная в камерном репертуаре, одинаково хороша и в музыке русских композиторов, и зарубежных. Артистка исполнила два номера из «импрессионистского» вокального цикла Валентина Сильвестрова «Ступени». Её мягкое обволакивающее сопрано звучало тепло и естественно. В каждой фразе чувствовалось бережное и сердечное отношение и к музыке, и к тексту, при этом все предложения объединялись в единую и логичную вокальную линию. Ни нарочитости, ни театрального надрыва, только чистая интонация и вслушивание в стихи Тютчева и Сологуба.
Контрастом душевной Иваниловой стал молодой баритон Кирилл Панфилов, продолживший концерт тремя номерами из цикла Слонимского на стихи Лермонтова. Сильный богатый голос исполнителя звучал местами слишком напряженно, а кое-где ему не хватало эмоциональных нюансов и смысловых оттенков. Получилось ровно и несколько отстраненно.
Лермонтовскую тему продолжила Казачья колыбельная из цикла петербуржца Сергея Екимова в теплом, сердечном исполнении молодой певицы Полины Шабуниной. Её сопрано - мягкое, полётное, солнечное, шикарно справляющееся с многообразием оттенков piano. Однако forte в кульминации прозвучало почти на срыве, так, что стало страшно. Впрочем, это не помешало вокалистке вернуться в прежнее «мягкое» состояние и прекрасно завершить номер.
Стажер Мариинского театра Екатерина Савинкова спела три номера из трагического цикла для сопрано и фортепиано молодого московского композитора (окончил РАМ имени Гнесиных у Геннадия Чернова) Дмитрия Суворова на стихи Ахматовой. Певица продемонстрировала широкий диапазон и крепкое уверенное владение голосом - и драматические, и лирические фрагменты звучали одинаково хорошо и впечатляюще.
Кульминацией же первого отделения концерта стало выступление солистки камерой сцены Большого театра Александры Майской с музыкой Таривердиева. Голос певицы, однозначно не лишенной театрального таланта, восхищает богатством интонаций и оттенков смысла. Артистка глубоко и проникновенно передает и нежность, и сожаление, и шутливость, и кокетство, делая это как музыкально, так и словесно. У Майской потрясающая дикция, позволяющая услышать каждое слово и даже слог.
Второе отделение музыкой Тиграна Мансуряна открыла солистка Московской филармонии Анна Абаян, мощный оперный голос которой никак не хотел вмещаться в камерный жанр и периодически лавировал между театральной драматичностью и самолюбованием.
Личным музыкальным открытием автора этого текста в тот вечер оказался остроумный цикл английского композитора Теренса Гривза «Сад сорняков». Пять разнохарактерных портретов: «Лютик», «Мак», «Чертополох», «Беладонна» и «Крапива», - ярко и сочно нарисовала при помощи музыки и слова солистка Большого театра, сопрано Ольга Селивёрстова, а помогли ей в этом молодая темпераментная кларнетиста Ольга Русанова и (как и остальным исполнителям) пианистка Карина Погосбекова.
Романсы Альфреда Шнитке, к сожалению, на российской сцене можно услышать не часто. То ли из-за сложности музыкального языка, то ли из-за глубины философии. Тем ценнее оказалось их исполнение сопрано Светланой Полянкой, которую периодически можно увидеть на одной сцене вместе с «Вивальди-оркестром» и которая лихо сумела передать напряженную экспрессию и контрастность музыки Альфреда Гарриевича, написанной на стихи Цветаевой.
Китайский баритон Шанжун Цзян давно и прочно обосновался на сценах Московской консерватории и небезосновательно. Его сочный тембр одинаково хорош и в драме, и в лирике. Исполнитель спокоен, уверен в себе и точно знает, что и в какой момент хочет сказать. Ни грамма самолюбования, только точность интонаций и убедительность образов.
Для исполнения он выбрал китайскую народную песню «Старшая сестра» (в обработке «геликоновца» Сергея Чечётко) и песню Ван Луна «Драгоценная цитра» в переводе Анны Ахматовой.
Завершился концерт выступлением вокального трио «Melody» и переложением двух частей бесспорного хита Ллойда Уэббера - «Реквиема». Спетый коллектив в очередной раз порадовал чистотой интонаций, богатством динамики и слаженной ансабмлевостью.
То ли скрупулезность и точность музыкального отбора, то ли «проживание» большинством исполнителей исполняемого, (а скорее всего всё вместе) добротно послужили одному эффекту - из Рахманиновского зала, в котором почти случился аншлаг, разношерстная публика выходила радостной и благодарной.
Наталия Сергеева
Фото предоставлены организатором проекта
30.09.2021
Анонсы |
-27.03.25-
-05.04.25-
-06.04.25-
-12.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-