• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



28.11.2024

«Спартак» по-сибирски

В Красноярском государственном театре оперы и балета им. Д. А Хворостовского состоялась премьера возобновленной версии балета Арама Хачатуряна «Спартак» в хореографии Юрия Григоровича. Спектакль идет в декорациях и с костюмами постоянного творческого соавтора Ю. Н. Григоровича Симона Вирсаладзе.

В конце 1941 года, в трагическое для нашей страны время Большой театр заказал Араму Хачатуряну балет «Спартак». Соавторами Хачатуряна были либреттист Николай Волков и балетмейстер Игорь Моисеев. Идею выбора именно темы Спартака Хачатурян объяснял так: «Нужно, чтобы народы знали и вспоминали имена тех, кто еще на заре человеческой истории смело подымался против поработителей за свою свободу и независимость». Однако, работа над балетом по ряду причин была надолго отложена.

В 1950-м году Хачатурян побывал в Италии, видел Колизей, Аппиеву дорогу (где, по легенде, были распяты повстанцы и их вождь), впечатления вдохновили его к возвращению к работе над музыкой «Спартака». Последний такт в партитуре был написан в начале 1954 года. Премьера балета состоялась в Ленинградском театре оперы и балета имени С.М. Кирова (сейчас – Мариинский) 27 декабря 1956 года в постановке Леонида Якобсона Он перенес на сцену скульптурные позы с Пергамского алтаря, наполнил действие пантомимой, снял балерин с пуантов (и солисты, и кордебалет танцевали в сандалиях). Интересно, что партию Ретиария в этой постановке танцевал солист балета Юрий Григорович. Именно его постановке балета Хачатуряна в будущем было суждено стать не просто знаменитой, но поистине непревзойденной.

У Юрия Григоровича «Спартак» - «не сцены из римской жизни», как обозначил тему своего балета Леонид Якобсон, а героический мужской балет: действие в нём основывается на конфликте сильных мужских характеров - Спартака и Красса. Образы подруг героев не столь сложны психологически: Эгина обольстительна и коварна, Фригия нежна и верна.

Спектакль Юрия Григоровича рассказывает историю восстания римских рабов, чередуя контрастные эпизоды – монологи героев и массовые сцены. Основа хореографического языка - классический танец. Говорят, на одной из репетиций Григорович назвал свою постановку «спектаклем для четырех солистов с кордебалетом». И действительно, кордебалет словно дорисовывает образы главных героев: пластическая характеристика Спартака вырастает из танца рабов, гладиаторов, пастухов, а Красса – неотделима от танцев воинов и патрициев.

В Красноярском театре оперы и балета премьера «Спартака» в хореографии Юрия Григоровича состоялась в 2007 году, причем, работать с труппой приезжал сам Юрий Николаевич. Спектакль восторженно приняли и зрители, и критики, он с успехом шел на красноярской сцене несколько сезонов, после чего не исполнялся более десяти лет. По инициативе директора театра Светланы Владимировны Гузий в том году спектакль возродился во всей своей невероятной мощи и красе. Над восстановлением хореографии с труппой работал весь коллектив педагогов-репетиторов Красноярского театра оперы и балета во главе с художественным руководителем балета, народной артисткой России Анной Жаровой, а также приглашенные звезды Большого театра и НОВАТа, танцевавшие в «Спартаке» на разных сценах страны: народная артистка России Мария Александрова (Эгина), заслуженные артисты России Михаил Лобухин (Спартак) и Михаил Лифенцев (Красс). «Это не просто восстановление спектакля, - отметила Анна Жарова. – Да, сценография и костюмы остаются прежними, декорации отреставрированы, новые костюмы сшиты по старым лекалам, но мы открыли ранее сделанные в спектакле музыкальные и хореографические купюры, увеличили количество артистов, заново создали многие элементы реквизита и сценографии. Так что можно уверенно говорить о премьере возобновленной версии «Спартака».

Редакцию партитуры осуществил музыкальный руководитель и главный дирижер театра Дмитрий Юровский. Для возобновленной постановки Красноярский театр подготовил целых три состава: первые два спектакля танцевали примы-балерины и премьеры местной труппы, а в третьем – премьер НОВАТа Роман Полковников (Спартак) и прима-балерина этого же театра Ольга Гришенкова (Фригия).

Спартак в исполнении Георгия Болсуновского был решителен и мужественен во всех сценах с рабами, гладиаторами, легионерами Красса и самим Крассом и нежен до трепетности с подругой Фригией. Партию Спартака Юрий Григорович наделил всеми сложностями, которые только может содержать в балете ведущая мужская партия: множество сложных прыжков и трюков, вращения, разнообразные умопомрачительной трудности поддержки, дуэты с Фригией, сцены битв, монологи, словом, весь хореографический арсенал, требующий от солиста выносливости и высшего профессионального мастерства. И Болсуновский это замечательно продемонстрировал: он молниеносно пролетал сцену в прыжках, от которых захватывало дух, и покорял публику отличной техникой исполнения трюков, которых в партии Спартака предостаточно. А пластика в его монологе в цепях во второй части первой картины была исполнена драматической выразительности.

Матвей Никишаев, обладающий внешними данными, идеальными для Спартака, показал свою хорошую техническую оснащенность, отрепетированные до совершенства каждое движение, каждый прыжок, каждый трюк и каждую поддержку, но вызвать сильное душевное сопереживание зрителей своему герою пока не смог или не ставил перед собой такой задачи.

Юрий Кудрявцев с замечательными внешними данными в партии противника и врага Спартака полководца Красса, продемонстрировал виртуозную техничность танца и психологическую наполненность роли.

Кирилл Литвиненко (Красс в другом спектакле) тоже очень техничен и представителен, но делает упор на танце более, чем на психологизме роли.

Сольных женских партий в балете две – подруга Спартака Фригия и куртизанка, наложница Красса Эгина. Суть партия Фригии - в поглощающей её любви к Спартаку. Фригия старается быть не только любящей женщиной, но и поддержкой и опорой своему любимому. В её партии много нежных, скользящих движений, плавности, размеренности. Но при этом есть и сложнейшие поддержки, и вариации, и дуэты. Однако и трагедийными чертами не обделил Юрий Григорович свою героиню: с какой душераздирающе тщетной надеждой в последней картине бредёт Фригия по полю брани в поисках своего возлюбленного среди множества трупов! А в каком бездонном горе она простирает вверх руки, видя Спартака, пронзенного множеством копий легионеров, и взывает к вечной памяти о герое!

Все три исполнительницы Фригии (примы-балерины Красноярского театра Екатерина Булгутова, Елена Михеечева и прима-балерина НОВАТа Ольга Гришенкова ) были прекрасны в этой партии и с точки зрения хореографического воплощения, и с точки зрения актерской убедительности.

Очень живописна по хореографии и впечатляюща по зловещей, рвущейся наружу энергии, сцена оргии у Красса, в которой мимы и куртизанки развлекают гостей.

В этой оргии участвует куртизанка Эгина, которая вовлекает Красса в неистовую вакхическую пляску. Как говорит Мария Александрова, прошлом - прима-балерина Большого театра, исполнявшая партию Эгины, а сейчас педагог-репетитор восстановленного спектакля:  «Эгина - это архетип женщины при власти, умеющей добиваться своего любыми путями».

В первом и третьем спектакле партию Эгины исполнила прима-балерина Красноярского театра Олеся Алдонина. Её Эгина была по-женски роскошной, манкой, но при этом с невероятной лидерской силой. Личность настолько мощная, что казалось, что Красс при ней – словно ученик. Такой же у неё и характер танца – огневой, энергичный, соблазнительный, с очень чёткими движениями. И в знаменитом дуэте с Крассом она была не ведомой женщиной, а партнершей на равных. Прима-балерина красноярской труппы Анна Кудрявцева (Эгина во втором спектакле) при всей несомненной отработанности партии и красоте исполнения таких личностных качеств, как Алдонина, не проявила.

В «Спартаке» - мощный мужской кордебалет, для которого балетмейстер придумал много силовых танцев, восхищающих концентрацией могучей мужской энергии: танцы рабов, легионеров, гладиаторов, патрициев. Далеко не каждая балетная труппа располагает таким многочисленным и сильным мужским кордебалетом, как красноярская, поэтому и балет «Спартак» идет далеко не во всех театрах.

В красноярской труппе есть, кому достойно танцевать этот сложнейший балет, который по праву занял в репертуаре Театра имени Хворостовского одно из главных мест.

В качестве дирижёров выступили Дмитрий Юровский и Эльдар Нагиев, и оркестр под их управлением рассказывал историю Спартака со всей силой страсти, которую способна передать музыка.

Людмила ЛАВРОВА

Фото Евгения Корюкина предоставлены
пресс-службой Красноярского театра оперы и балета
им. Д. А. Хворостовского

28.11.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей