• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



20.05.2024

Страна – как театр, театр – как школа

Завершился четвёртый Всероссийский фестиваль для детей и молодёжи «Страна – Театр – Школа». Ежегодно этот смотр проводит Ассоциация Музыкальных Театров при поддержке Министерства культуры РФ и в рамках федерального проекта «Творческие люди» национального проекта «Культура».

Фестиваль охватывает разные города и области страны, и в этом году местами проведения отборочных туров стали Республика Коми, Удмуртия и Севастополь. По итогам региональных просмотров в московский финал прибыли по три спектакля из каждого региона. Столичная программа позволила участникам и познакомиться с Москвой, и обсудить результаты фестиваля на итоговом круглом столе, и стать слушателями ряда мастер-классов, которые позволяют вдохновиться идеями и расширить кругозор. Также для московских студентов в рамках фестиваля проводилась «Школа юного театрального блогера», в рамках которой в нынешнем году состоялись мастер-классы по созданию контента о театре спецкора «Вестей» и педагога журфака МГУ Гули Балтаевой, солистки оперы Театра Сац и блогера Александры Антошиной, оперного критика Сергея Буланова, музыкального критика Татьяны Яковлевой, саунд-дизайнера Ивана Дерендяева. От вопросов общей тематики блогов и способов привлечения аудитории, на практикумах также рассматривались специфические формы современного театра, симфонической музыки и даже приёмы саунд-дизайна, позволяющие создать наиболее резонансный контент.

Смотр выбранных в финал спектаклей проводился в Московском музыкальном театре имени Наталии Сац, а церемония вручения наград и закрытия состоялась в Детском музыкальном театре юного актёра. Наградами были удостоены все финалисты, а призы присуждали не только авторитетные специалисты в области театра и педагогики, но и специально собранное для финальных просмотров детское жюри.

Открыл финал спектакль «Архангельские сказки» театральной студии «Птица» из Ижевска (Удмуртия). Неоднократно вызывая восторженные аплодисменты, юные артисты разыгрывали небылицы сказочника со смешным именем «Малина» по-детски непосредственно, но и по-взрослому иронично. И создали неповторимый микст наивной сказки и увлекательной пародии-скетча, в которую одинаково классно вписывались народные костюмы и современные эстрадные ритмы, задорные пляски и ностальгическая грусть по неведомым мирам, фольклорные напевы и советский хит «Фантазёр», который так серьёзно (и от того особенно уморительно-смешно) распевался одним из актёров, что зал хохотал. Этот спектакль был прекрасно исполнен детьми, ведь историю о небылицах, рассказывая которые юные сказочники привлекают к себе внимание, может примерить на себя любой артистичный ребенок. Потому так раскрепощенно и артистично разыгрывались яркие образы этого коллажа из фантастических историй, похожих одновременно и на незамысловатые народные сказки, и на ностальгические аллегории, трогательные нотки которых неизменно трогают сердца взрослых.

Доброй и трогательной сказкой стал и спектакль «Ёжик и Медвежонок» Танцевально-театральной студии «Молчи и Танцуй. Дети.» Ижевской Школы 71, удостоенный приза «За лучшую хореографию». Школьные коллективы нечасто обращаются к танцевальному жанру. Приобщение начинающих артистов к искусству хореографии и музыкального театра жюри фестиваля отметило особенно.

Спектакль из Удмуртии «И вновь прилетели птицы…» студии «Люди» Центра допобразования Сыктывкара стал особенно запомнившейся, стильной и красивой танцевальной постановкой. Аллегорический рассказ в музыкально-хореографическом жанре ставил перед юными артистами незаурядные задачи, которые они воплотили с такой артистичностью и творческой смелостью, что завоевали Гран-при фестиваля.

Еще одна работа, привезённая из Удмуртии, поражала обращением к теме, которая многими признана табуированной. Истории о подростковых суицидах и наркомании – невероятно сложные для сценической интерпретации темы. Но именно повествует спектакль «Сборщик душ», ставший яркой и смелой работой Народной агитационно-художественной бригады «Колосок» Дома культуры «Дружба» поселка Балезино. Юные актёры создали сложные и противоречивые образы, которые вполне под стать для воплощения зрелым мастерам. Хотя, немногие опытные артисты и постановщики решаются на обращение к теме подростковой наркомании. Здесь же перед зрителями представала целая галерея девичьих образов, каждый из которых был в высшей степени драматичен, каждый – по-своему сводил счёты с жизнью и говорил о непонимании, одиночестве, каждая история была страшной трагедией, которую драматично и эмоционально рассказывали актрисы. Самоубийство от одиночества, страх буллинга, смерть от непонимания, наркотическая зависимость, - такие страшные сюжеты описывали монологи актрис. Черно-белая сценография, яркие световые контрасты лунно-белых кругов софитов и фосфорицирующих бликов задника с очертаниями городских высоток и черных кулис, - всё это усиливало психоделический характер постановки. Сквозным персонажем являлся символический персонаж – Сборщик душ, харизматично и уверенно подитоживающий каждую исповедь. Зрители любого возраста останутся под впечатлением от этого смелого и необычного спектакля. А сам факт обращения к подобной тематике – шаг, требующий большой творческой и человеческой смелости.

К современным проблемам был обращён и спектакль «Песочница» театра «Восхождение» школы 48 Севастополя, которому была присвоена награда в номинации «Лучший актёрский ансамбль». На сцене разворачивались сюжеты подростковых бунтов, выражаемых по-разному: посещение школы в вызывающе неприличной одежде, неприятие старшего поколения, критика взглядов родителей. К этой тематике часто обращаются молодёжные театры, однако, редко юным артистам удаётся воплотить подобные сюжеты столь драматично. Причина подростковых безрассудных поступков – страх одиночества и непонимания. Признание в этом становится и драматичным, и трогательным финалом спектакля.

Спектакль «Наш двор» «Театральной студии ТБМ» города Севастополь обращался к исторической тематике, но в исполнении молодого поколения из города воинской славы, не так давно стоявшего перед угрозой новой войны и, как и весь полуостров, с честью отстоявшего свои интересы в отнюдь не мирной «Крымской весне», интерпретация темы Великой отечественной войны прозвучала особенно драматично. Обращение к типичному для юношеских театров жанр – монологам, основанным на текстах стихов о войне, многие из которых с детства памятны наизусть, были исполнены так страстно, с такой не детской силой, что у многих взрослых зрителей наворачивались слёзы. Невероятная эмоциональность и самоотдача артистов покорили зал.

Спектакль «Стая» Театральной студии «Ф.Арт» из Севастополя стал очень оригинальным и ярким воплощением современного молодёжного спектакля, который поставлен динамично, стильно и затрагивает серьёзные и сложные темы. Рассказ о стае диких собак, когда-то потерявшихся или брошенных, превращается в полемику о добре и жестокости, страхе и любви, жизни и смерти. Казалось бы, такое очеловечивание животных не ново, как сюжеты Киплинга и Сетон-Томпсона. К тому же, все дети любят перевоплощаться в животных, ползать на четвереньках, гавкать и выть на луну, гоняться, как щенки, за мячиком, – и всё это становится сюжетами музыкальных интермедий спектакля. Но перевоплощение в собак лишено «нафталиновых» плюшевых костюмов, накладных хвостов, ушей и прочей сценической старины. В этом спектакле во внешности персонажей гораздо больше человечности, чем у тех людей, которых они с тоской вспоминают или с ужасом боятся и от которых в итоге погибают. «Собачью» шерсть символизируют ассиметричные, с «рваными» швами, трикотажные кардиганы черно-коричневой гаммы, забавные африканские косички и дреды в прическах, а собачьи повадки – хореография движения, напоминающая животную пластику. Особенно ярко это проявляется в захватывающих массовых танцевальных сценах, темпераментно исполненных артистами. Настолько зажигательно, что некоторые самые маленькие зрители, смотря на сцену, пытались повторять за артистами их движения. В сильном и убедительном воплощении трагических «собачьих» историй – заслуга молодых артистов, которые очень убедительно и зрело исполняют свои роли. Сцена зажигательной пляски весельчака пёсика по кличке Хромой, который вскоре трагически погибает, становится по-настоящему очень сильной вершиной спектакля. Недаром, постановка получила награду «За лучшую мужскую роль», которой был удостоен Владимир Черняев, исполнивший Хромого. Также эта работа была удостоена специального приза Детского жюри.

«Лучшая женская роль» – эта награда была присуждена Ксении Цывуниной за роль Варьки в спектакле «В лабиринте Чеховских образов» Театра-студии «Ордым» Гимназии имени Спиридонова города Сыктывкар. Эта постановка стала обращением к жанру оперетты, скорее, водевиля. Галерея персонажей чеховских рассказов красовалась на постерах, закреплённых на предметах реквизита. А действие, разворачивающееся в стенах пансиона, ассоциировалось с героями известного водевиля «Небесные ласточки». Этот спектакль эффектно выделялся продуманной музыкальной палитрой и детально проработанными, созданными в стиле начала ХХ столетия, костюмами.

Еще одной работой, где музыке отводилась важнейшая роль стал спектакль «Тайна старого дома» фольклорного ансамбля «Лапоточки» Дома культуры села Зеленец Республики КОМИ. Эта красочная фольклорная постановка поднимала такие важные сегодня темы семейных ценностей, возрождения семейного очага и родного дома. Сюжет о молодом цинике, задумавшем продать своё родовое гнездо, но, поддавшись воспоминаниям и магии места, решившим превратить его в свой дом, – этот сюжет довольно банальный. Но его оформление невероятно самобытным, зажигательным каскадом национальных песен и плясок превращает постановку в яркий фольклорный праздник, полного весёлых хороводов, обрядов и колоритных ритуальных распевов на языке народа КОМИ. Юные артисты исполняют народную музыку искренне и темпераментно, и такое обращение к фольклору становится наилучшим образцом приобщения новых поколений к национальным традициям.

Собственно, приобщению к традициям академического театра служит и фестиваль «Страна-Театр-Школа», призванный не только показать работы участников. Поэтому в финале участники собираются в столице, где успевают и город посмотреть, и в театры сходить, и обсудить результаты фестиваля на итоговом круглом столе с жюри, и стать слушателями ряда мастер-классов, которые позволили вдохновиться идеями и расширить свой кругозор. Традиционно, наибольший интерес юных артистов вызывают занятия по актёрскому мастерству, которые в этом году проводили артисты Театра имени Наталии Сац и университета «Синергия».

Еще одной образовательной программой фестиваля «Страна-Театр-Школа» является «Школа юного театрального блогера», которая проводится в Театре имени Наталии Сац. Тематика лекций и мастер-классов «Школы» в этом году охватывала и журналистику, и блогосферу, и основы саунд-дизайна. На занятиях тележурналиста, педагога журфака МГУ Гули Балтаевой обсуждались формы маркетинговых и творческих активностей в формате телеграм-каналов и рассматривались примеры размещения и продвижения контента так, чтобы публикации были интересны и театрам, и широкому кругу подписчиков, а также становились платформой для регулярного взаимодействия авторов контента с театрами, концертными структурами и другими культурными институтами. На мастер-классе по сторителлингу и созданию аудио- и видеотизеров солистки оперной труппы Театра имени Наталии Сац, блогера Александры Антошиной обсуждались материалы, которые готовились слушателями после увиденной ими в Театре Сац опере Филиппа Гласса по пьесе Жана Кокто «Жестокие дети». Практикум «Адаптация профессиональной журналистской деятельности к формату блога и социальных сетей» по анализу и описанию музыкальных спектаклей разных жанров провёл лектор и оперный критик Сергей Буланов. Музыковед и музыкальный критик Татьяна Яковлева на мастер-классе «Музыка и театр ХХ и ХХI веков» представила главные тренды в симфонической музыке и оперном театре. А режиссёр, педагог по актёрскому мастерству РИТИ-ГИТИС и детской студии Театра имени Наталии Сац Иван Дерендяев на практикуме «Как хороший саунд-дизайн делает ролик эффектней» показал приёмы, позволяющие использовать навыки сценического мастерства для создания резонансного контента.

Главным результатом и конкурсных просмотров, и мастер-классов, и лекций можно считать восклицания участников: «Невероятно, что театр может быть таким разнообразным и так неожиданно удивлять!» Именно для демонстрации многоликости и неисчерпаемости театрального искусства и задуман этот фестиваль, призванный воспитывать увлечённых, вдохновенных людей искусства будущих поколений.

Информация предоставлена пресс-службой театра Сац
фотограф Виктория Губина
фото:

  1. Студия «Люди». ГРАН-ПРИ. Спектакль «И вновь прилетели птицы»
  2. Студия «Ордым», Сыктывкар. Спектакль «В лабиринте Чеховских образов»
  3. Студия «Ф.Арт», Севастополь. Спектакль «Стая»
  4. Театр «Восхождение», Севастополь. Спектакль «Песочница»
  5. Агитбригада «Колосок», поселок Балезино (Удмуртия). Спектакль «Сборщик душ»
  6. Фольклорный ансамбль «Лапоточки», село Зеленец (КОМИ). Спектакль «Тайна старого дома»

20.05.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей