Новости


Подписаться на новости



15.12.2022

Стремление к высоте

Размышления на фоне концертов к 85-летию Владислава Успенского            

85-летие Владислава Успенского было отмечено в Санкт-Петербурге двумя концертами, организованными Фондом сохранения и развития творческого наследия композитора В.А. Успенского при поддержке Агентства по Управлению и Использованию Памятников Истории и Культуры (АУИПИК) и Фонда «Древо Жизни».

Владислав Успенский

В Доме композиторов (на Большой Морской ул., д.45) звучала вокальная музыка композитора. Открыл мероприятие директор Всероссийского музея А.С. Пушкина – Сергей Михайлович Некрасов. Лауреаты всероссийских и международных конкурсов Ольга Бараненко и Александр Пахмутов представили сцены из Большого драматического мюзикла «Анна Каренина» (партия фортепиано – лауреат межд.конкурсов Юрий Гончаров). Заслуженная артистка России Мария Людько и Александр Пахмутов (концертмейстер - Анна Штром) исполнили цикл на стихи М. Цветаевой и Б. Пастернака "Два Солнца", лауреат всероссийских конкурсов Сергей Зыков посвятил жене композитора - «Посвящение женщине», заслуженная артистка России Инна Бедных спела песни "Дождь люблю и тебя", "Был у меня хороший друг", "Театр" и др.

Когда Хор ветеранов ВОВ и военной службы им. Ф. М. Козлова Дома офицеров ЗВО (дирижер Петр Гайдуков) исполнял песню "Следующий", люди в зале откровенно плакали. Но самым «пробивающим» до слез моментом в концерте стало исполнение самой знаменитой песни композитора «Снега России» молодыми ребятами Камерного хора "Signum" (п/у Петра Гайдукова). На краткий миг звучания песни показалось, что восстановилось потерянное взаимопонимание поколений.  Одна из слушательниц сказала: «Казалось, что народ за чем-то другим сегодня собрался, что это некая духовная акция людей, наполненных общим пониманием того, о чем говорят песни Успенского».

Я не была знакома с Владиславом Александровичем Успенским. Но, в меня, простую советскую девочку в далёком северном, заснеженном городе Норильске, через экран телевизора, который был окном в большой мир, его песни закладывали какие-то важные основы отношения к жизни. Это происходило безотчетно. Сердце само собой сжималось в ответ на   искреннюю и теплую нежность к моей стране через песню «Снега России», я узнавала, что такое Ленинградская блокада через пронзительную «Балладу о хлебе». Меня волновала женская печаль (еще непонятная, но угадываемая внутри девчоночьей души) песни «Не судите меня, бабы», которую медовым, обволакивающим голосом пела Валентина Толкунова. Слушая монолог «Вы помните?», я рисовала в воображении романтические истории на фоне акварельных белых ночей далекого от меня Петербурга…

Эти песни становились частью не только меня, но и многих таких, как я, они формировали наши общие представления о добре и зле, войне и мире, любви к близкому человеку и к Родине.

На концерте в Большом зале Петербургской филармонии, посвященном юбилею В. Успенского, яблоку негде было упасть. Аншлаг.

Владислав Успенский – типичный композитор советской эпохи. Постараюсь объяснить, что это для меня значит. Иногда в статьях, разговорах о Владиславе Успенском я улавливаю полу-извиняющиеся интонации, настоятельно пытающиеся убедить, что он, мол, владел современным музыкальным языком. Я понимаю, откуда они. Это желание противостоять одному из навязанных штампов в отношении музыки советских композиторов, который один ретивый молодой критик обозначил – «крайний консерватизм, потерянное чувство времени».

А ведь на самом деле, поколение, к которому принадлежит В.Успенский, было невероятно пытливым, жадным до нового, и, самое главное, высоко профессионально оснащенным, чтобы это новое осваивать, а, порой, и предлагать свои, удивительные находки (сколько их у одного только Бориса Тищенко!). Другое дело, что приемы, формы не становились самоцелью, как-то принято было их увязывать с содержанием. А содержание, конечно, определялось временем.

Музыка для скрипки и малого симфонического оркестра написана Успенским в 1966 году. Звучание оркестра закручивается в perpetuum mobile фуги-вакханалии, которая и восхищает (здорово сделано!) и эмоционально «подминает» своей наступательной энергией.  Дирижер Михаил Голиков задал такой темп передачи, переброски темы по оркестровому пространству, что некогда было вздохнуть!

Поразительно, но мучительная рефлексивно изломанная партия скрипки (солист - народный артист России Михаил Гантварг) умудряется быть мелодичной! Противоборство дьявольщины в оркестре и мечущейся души скрипки вдруг «упирается» в звуки челесты, на аккордах арфы, которые словно «вдыхают» в музыку прохладные краски звучания петербургских белых ночей. Природно-человеческое победило….

Фортепианный концерт для двух фортепиано В. Успенского – тоже 1966 год. Первая часть – выстроено технологически и образно сложное, динамичное взаимодействие двух роялей между собой и с оркестром.  Вторая – очень напоминает черно-белую графику советского кинематографа 60-х. Созерцание-рефлексия панорамы русской природы с послевоенной печалью. Тревожные эмоциональные всплески оркестра, как болезненные «кадры»-напоминания из пережитого.

В финале – жанровость, присущая классическому концерту, претворена через тему лихо притоптывающей то ли русской, то ли украинской народной песни, преломляющейся через иронично-скерциозную прокофьевскую оптику.

Смотрю, с каким увлечением играют Концерт юные пианистки О.Морозова и Н. Мельникова и думаю – а все-таки здорово, что у советских композиторов сложилась традиция создавать инструментальные концерты. (Каждый студент-композитор того времени просто обязан был овладеть всеми формами и жанрами музыки).  В огромном концертном советском репертуаре есть чем «поживиться» не только  сегодняшним пианистам, но и скрипачам, виолончелистам, духовикам. Но, к сожалению, черпают из этой сокровищницы мало. А материал хороший!

Да, кто-то услышит, что флейта во второй части Концерта звучит то безмятежно плывущим и истаивающим облачком, напоминая предвестие эпизода нашествия в Седьмой Шостаковича, то «белой птицей», парящей над виолончельно звучащей землей, как «перекличка» с Третьей симфонией Онеггера. Но все эти возникающие параллели – свидетельство общего для этих композиторов фундамента времени, событий, переживаний. Из этой же почвы произросла в 1983 году и Симфоническая поэма «Посвящение мужеству» (Памяти первого исполнения Седьмой симфонии Шостаковича в блокадном Ленинграде), прозвучавшая в начале концерта.

В 80-90-е годы Успенский обращается к жанру мюзикла. В новом для нашей страны жанре он находит свой путь и интонацию, созвучную его индивидуальности. Написанному в 2003 году мюзиклу «Анна Каренина», сопутствовала наиболее успешная сценическая судьба. Но, по моему мнению, мюзиклы Успенского не могли бы состояться без предшествующего им песенного творчества композитора.  Именно в своих песнях он наработал огромный «багаж» образов, характеров, настроений-состояний, воплощенный с присущей ему мелодической яркостью.

Фрагменты из «Анны Карениной» прозвучали и в филармоническом юбилейном концерте Владислава Успенского. Весь состав солистов – О.Барненко, Э. Копылова. А. Минченко, А. Пахмутов. Л. Райская, П. Тихонова, Г. Яцентковский – исполняли музыку композитора с любовью и актерски, театрально выразительно, насколько позволяла концертная ситуация.

Мелодическая красота музыки Владислава Успенского, открытая и бесхитростная, взрывающаяся в душе эмоциями, кому-то сегодня кажется старомодной. Он достигал ее не рассудочно, а в соответствии со своим внутренним устройством, для которого естественным было стремление к красоте звука, слова, чувств, переживаний. Он создавал романтические истории и образы красивых мужчин и женщин, независимо от их социального положения и профессии. В его мелодичности сегодня ощущается винтажность. Так красивы лица на старинных фотографиях или, по сей день вызывающая восторг, естественная красота актрис советского кино.

Я слушаю киномузыку Успенского (звучали фрагменты из кинофильма «Крах инженера Гарина»), вспоминаю музыку Андрея Петрова (с которым многие годы дружил и работал композитор) к фильму «Укрощение огня» и ощущаю фантастическую силу, которая через преодоление, драму, борьбу, но устремляет за собой вверх, к свету, в космос, к красоте! И будь ты хоть трижды циником, противься не противься, но физическое воздействие этой музыки такой силы, что нет шанса устоять перед ее заразительным, красивым стремлением к высоте. Именно поэтому зал (любой!) после этих произведений взрывается овациями!

Елена ИСТРАТОВА
Архивное фото предоставлены
Фондом композитора Успенского

15.12.2022



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей