Новости |
29.11.2023
Сцена будущего
Какой будет сцена будущего? На этот вопрос отвечала ежегодная Конференция Ассоциации музыкальных театров, которая по традиции рассматривала все направления театральной деятельности: процессы создания новых партитур и текстов, разработки концепции новой сценографии, подготовки спектакля и пост-продакшн. Даже строгие ограничения нового закона по рекламе (о которых рассказал заместитель директора Театра кукол им. Образцова Илья Морозов) были рассмотрены внушительной аудиторией, которая включала руководителей многих региональных театров.
Какими форматами вдохновляются молодые композиторы и либреттисты рассказала лаборатория авторов нового поколения под руководством композитора, главы Свердловского союза композитором Александра Пантыкина. Он отметил главную тенденцию представленных проектов: обращение к знаменитым сюжетам и персонажам и «осовременивание» их музыкальными, сценографическими средствами. Несколько сезонов назад в результате такой лаборатории возник замысел футурологической оперы «Любовь к трём цукербринам» на сюжет книги Виктора Пелевина. В результате участия молодого композитора Константина Комольцева в подобной лаборатории, он был приглашен в качестве соавтора для создания необычного спектакля, в котором современный музыкальный язык синтезирует разные стили и звуковые сочетания, а в сценографии используется технология добавленной реальности (AR-технология).
Этот спектакль стал серьёзным технологическим прорывом для Театра Сац. А другая работа молодой постановочной команды, ставшая важным творческим прорывом для другого театра – Нижегородского музыкального – подвела итоги Лаборатории режиссёров «Сцена будущего». Как и «Любовь к трем цукербринам», камерная опера «Силуэты» Нижегородского театра имени Степанова стала примером успешного воплощения экспериментальной по сути постановки, ставшей, в итоге, важным творческим, репертуарным открытием. О процессе создания этого спектакля рассказал художественный руководитель театра Сергей Миндрин.
Семинар Евгения Ганзбурга
Примерами тому, как передовые сценические технологии сегодня невозможны без использования различных мультимедиа стали семинары художника по свету Евгения Ганзбурга и разработчика мультимедийных технологий Андрея Бояринцева. Е.Ганзбург с коллегами из петербургской компании «ДОКА-центр» рассказали о технологии «Виртуальная сцена», которая выводит процесс подготовки спектакля на совершенно новый уровень возможностей для режиссёров и сценографов, предлагает новые ресурсы для художников по свету. Эта технология предоставляет возможности компьютерных репетиций, в формате которых в максимально сжатые сроки возможно совместить все слагаемые оформления спектакля. Этой технологией владеют многие начинающие художники по свету, некоторых из которых представила лаборатория под руководством Евгения Ганзбурга. Новое поколение специалистов на примерах своих работ представила использование современных диджитал технологий.
Семинар Андрея Бояринцева
Самый широкий спектр возможностей использования всевозможных и, порой, самых неожиданных, цифровых технологий (digital technology) был представлен на семинаре мультимедийного художника Андрея Бояринцева. Совместно с руководителем Санкт-Петербургского фестиваля «Digital opera» Надеждой Абрамовой он рассказал об использовании так называемых «диджитал» технологий. Применение таких технологий сегодня практически безгранично и затрагивает самые разные аспекты существования театров. Цифровизация процесса создания спектакля – это и оптимизация многих технологических и постановочных процессов, и создание совершенно новых принципов сценографии, вплоть до применения нейронных сетей при разработке визуального контента. Сегодня самые последние компьютерные разработки искусственного интеллекта – а это нейросети, которые совершенствуются буквально с каждым днём – могут разработать всю сценографию постановки, от деталей сценографии и костюмов до самых точных замеров декораций. Но для формирования грамотного запроса для нейросетей всё равно необходим реальный специалист, нужен человеческий разум.
Георгий Исаакян, в центре, и ведущие лаборатории критиков
Ирина Черномурова и Сергей Коробков
Говоря и взаимодействии с новым поколением, театры не могут не учитывать и то, что молодёжь – это не только начинающие авторы, постановщики, творческие силы и административные ресурсы, но и те, кто оценивает спектакли и по суждениям которых, порой, составляются мнения зрителей. Критиков, слова которых интересны и важны постановщикам, не обидны, а эффективны для исполнителей, понятны и привлекательны зрителям, - таких критиков, способных выносить разносторонние оценочные мнения, тоже необходимо воспитывать и обучать. 2023-й, объявленный Годом наставника, особенно поднимает внимание к теме преподавания. О том, как может быть выстроен процесс образования критиков, какие составляющие профессии должен освоить начинающий в этой области специалист, и то, чего мы ждём от критики нового поколения, - этому посвящена лаборатория молодых театральных критиков под руководством театроведов, главы отдела перспективного планирования Большого театра Ирины Черномурова и главного редактора журнала «Большой театр» Сергея Коробкова. Хотелось бы, чтобы лаборатория критиков, как и композиторов, стала регулярной. Таким образом, Конференция Ассоциации музыкальных театров будет способствовать не только коммуникация между молодыми авторами и постановщиками, между разными поколениями представителей разных театральных специализаций, но и позволит отчасти сформировать новое поколение театральных критиков.
Георгий Исаакян и эксперты круглого стола критиков
Итогом обсуждений и взаимоотношений с новыми поколениями авторов и постановщиков, и с новыми технологиями стал круглый стол с участием руководителей столичных и региональных театров с московскими экспертами: оперным критиком Марией Бабаловой, балетным – Павлом Ященковым, пресс-секретарём Московской оперетты Аллой Туевой и театроведом Надеждой Кузяковой. Выводы этого авторитетного собрания были вполне оптимистичны для отечественной сцены. Не только в столице, но и в регионах создаётся много новых спектаклей, в разных жанрах и формах. Театры каждого региона развивают свою индивидуальность, находят стилистику, свойственную только данному региону. В этой самобытности, в её синтезе с новыми технологиями и компьютерным визуальным контентом и будет заключаться суть театра будущего, открытого самым передовым замыслам, новациям и экспериментам.
Надежда ДАРАГАН
Фотографии Елены Лапиной
29.11.2023
Анонсы |
-17.10.24-
-18.10.24-
-23.10.24-
-01.11.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-