• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



04.12.2022

Сверкающие грани театра Кузбасса

50 ДНЕЙ, 419 СОБЫТИЙ И 30 000 ЗРИТЕЛЕЙ.
ВПЕЧАТЛЕНИЯ И РАЗМЫШЛЕНИЯ

Первый международный театральный фестиваль-форум «Сверкающие грани театра» проходил в Кузбассе с 10 сентября по 30 октября 2022 года. Форум стал не только одним из самых продолжительных в России, но и одним из самых насыщенных – программа включала 419 театральных событий, в том числе 139 спектаклей в рамках конкурсной программы, более 40 мероприятий деловой программы, а также театральные лаборатории, читки пьес и уличные спектакли, акции, мастер-классы, литературные уроки, круглые столы и открытые обсуждения спектаклей ведущими театральными критиками страны вместе со зрителями. Участие в фестивале-форуме приняли более 100 профессиональных, студенческих, инклюзивных, школьных, учебных театров и театральных студий из 17 регионов страны, а также из Белоруссии, ДНР, КНР, Казахстана и Чехии. Спектакли, мастер-классы, лекции и другие мероприятия фестиваля посетили более 30 тысяч человек. Представители «Музыкального Клондайка» приняли участие в творческих мероприятиях Музыкального театра Кузбасса имени А.К.Боброва. Предлагаем вниманию читателей наши впечатления и размышления.

ВПЕЧАТЛЕНИЯ. СПЕКТАКЛИ-«ДОЛГОЖИТЕЛИ»
И ПРЕМЬЕРА СПЕЦИАЛЬНОГО ПРОЕКТА

Сцена из спектакля "Дубровский".
Маша – Анна Теплова, Дубровский – почетный работник культуры Кузбасса Владимир Жуков,
артисты балета.

Музыкальный театр из Кемерово хорошо знают не только в Кузбассе, но и за его пределами– он один из самых успешных и динамично развивающихся театров своего жанра, представляющий яркий, интересный и разнообразный репертуар. Из своей обширной афиши театр выбрал для участия в программе фестиваля-форума три названия – « Алые паруса» В.Лесовской, «Дубровский» К.Брейтбурга и «Ожидание» М.Таривердиева. Сразу надо сказать, что это спектакли на музыку современных отечественных композиторов разных поколений. И в основе своей имеют выдающуюся литературную основу – неоконченный роман Пушкина, повесть-феерию Александра Грина и стихи Роберта Рождественского.

Если первые два спектакля – «долгожители» афиши («Дубровский» прошел в сотый (!!!) раз, «Алые паруса» -постановка 2012 года, недавно восстановленная), то «Ожидание» - это проект, созданный специально для фестиваля, и очень хочется, чтобы он утвердился в репертуаре.

«ДОЛГОЖИТЕЛИ» АФИШИ

В региональных театрах, аудиторию которых по численности нельзя сравнить со столичной, долгая жизнь спектаклей свидетельствует о настоящем успехе – значит, зрители ходят на них далеко не по одному разу.  «Алые паруса» и «Дубровский», такие разные по содержанию и стилю позволили понять, почему.

«Дубровский» Кима Брейтбурга и Карена Кавалеряна – один из самых популярных мюзиклов в российской театральной афише, идет во множестве театров. Это неудивительно. Сюжет, хорошо знакомый буквально всем по школьной программе, дает богатые возможности для воплощения в музыке. Рассказ о романтическом благородном герое, настоящем Робин Гуде в российском варианте, о любви и коварстве, о достоинстве и низости, о настоящих чувствах по-настоящему захватывает. Пушкин представляет в романе целую галерею действующих лиц, диапазон которых простирается от лирических до характерных, почти гротескных, что дает большой простор для создания ярких образов, прежде всего музыкальных. И динамичный, «драйвовый» язык мюзикла здесь оказывается очень уместным. Авторы «Дубровского» создали свое произведение в жанре мюзикла-ревю. Не стоит ожидать в этом жанре поступательного развития музыкальных характеристик персонажей, суть в другом – повороты сюжета, появления новых действующих лиц представляют собой поводы для музыкальных номеров, представляющих многообразие жанров от городского романса и народной песни до шансона, этно-рока и «классического» металла. Режиссером-постановщиком и хореографом выступил Николай Андросов, художник-постановщик Валентин Федоров. Музыкальный руководитель постановки – Валерия Брейтбург. Спектаклем дирижировала главный дирижер театра Татьяна Терещенко. Самое ценное, что можно сказать о сотом спектакле, - то, что, наверное, он прошел даже лучше первого – премьерное волнение не мешало, постоянное внимание к спектаклю Кима и Валерии Брейтбург позволило не отступить от замысла и четкого рисунка, а драйв, так необходимый здесь, подпитывался уверенностью в том, что «Дубровский» любим публикой, и энергообмен между сценой и залом буквально зашкаливал.

Сцена из спектакля "Дубровский".
Троекуров – почетный работник культуры Кузбасса Олег Брылёв,
Верейский – заслуженный артист Российской Федерации Константин Голубятников,
Спицын – Сергей Гнедь, поэт-любитель – Алексей Родионов,
помещица-сплетница – Наталья Рааб, помещица-мама – Лилия Андранович,
помещица-дочь – Елена Новикова.

Невероятной экспрессии были исполнены массовые сцены – браво хору и балету театра! Впрочем, по пластической выразительности солисты им не уступали – внешний рисунок роли у персонажей был буквально «говорящим». Тяжелая стать Троекурова (почетный работник культуры Кузбасса Олег Брылев), «дуболомость» полицейского исправника Волокуши (Антон Грошев), изысканность француза-гувернера Дефоржа (Алексей Маслов), по-особому мелкая пластика и суетливость Спицына (Сергей Гнедь), сначала вкрадчивые, а потом откровенно агрессивные движения судебного заседателя Шабашкина (Валентин Разуков) говорили о сути героев не менее, чем их музыкальные характеристики. Настоящий актерский фейерверк показал заслуженный артист РФ Константин Голубятников в роли князя Верейского, который в данной постановке предстает этаким фриком – что ж, неудивительно, вероятно, в «заграницах» князь нахватался всяких веяний.

А Архип (Александр Лодягин) и Егоровна (Анастасия Петрова) в спектакле словно олицетворяют беспощадность «русского бунта», о которой говорил Пушкин, и их изломанные мощные (даже у Егоровны) движения это подтверждают.

Очень светлым, но с самого начала обреченным предстал Дубровский-старший (Александр Хвостенко), теплой, душевной - няня Маши Арина (Эллина Александрова-Тельбух) У этих героев нет преувеличенности или подчеркнутой нарочитости, они просты и естественны.

Маша (Анна Теплова) – настоящая лирическая героиня, исполнение ею романса – один из смысловых центров спектакля, пожалуй, самый светлый его момент. А в драматических сценах артистка по-настоящему впечатляет экспрессией звучания.

И, наконец, титульный герой – сам Владимир Дубровский (почетный работник культуры Кузбасса Владимир Жуков), словно только что вышедший из-под пушкинского пера, соединивший в себе черты и Ленского, и неукротимого и жесткого Сильвио из «Выстрела».

Спектакль воспринимается буквально «на одном дыхании», захватывает своей динамикой и властно вовлекает в свое пространство. Что ж, поэтому он и является одним из самых популярных в афише театра, заслуженно отмечающим свое сотое появление на его сцене.

Сцена из спектакля "Алые паруса"
Грей – почетный работник культуры Кузбасса Константин Круглов,
Ассоль – Кристина Валишевская.

«Алые паруса» композитора Валерии Лесовской (либретто Ларисы Дреминой) – спектакль совсем иной, но тоже в числе фаворитов афиши. Это лирический музыкальный спектакль, это трогательный рассказ о сбывшейся мечте, передающий всю притягательность гриновской повести и следующий сюжету первоисточника. Уместно вспомнить слова автора либретто Ларисы Дреминой, сказанные ею перед премьерой: «Никаких собственных интерпретаций Грина мне делать не хотелось…». Валерия Лесовская – автор многих популярных песен, и музыка ее в этом произведении – песенная, мелодичная, легко воспринимаемая. Спектакль очень светлый, и именно этим, думаю, во многом объясняется его притягательность для публики, кстати, в зале присутствовали все возрастные категории, и было понятно, что постановка просто незаменима для семейного просмотра.

Впечатляет образ спектакля (художник-постановщик Светлана Нестерова). Атмосфера приморского поселка передана буквально несколькими «говорящими» деталями – бочки, канаты, паруса, маяк, который легко трансформируется в капитанский мостик… а пространство сцены свободно, ведь важное место в постановке занимают хореографические номера, словно аккомпанирующие основному действию (балетмейстер-постановщик Юрий Писаревский). Интересная деталь оформления – своеобразный мостик, перекинутый через оркестровую яму (она свободна, так как спектакль идет под фонограмму, музыкальный руководитель и sound-track – Артемий Туркичев).

Спектакль был поставлен Дмитрием Вихревским, как уже говорилось, в 2012 году, режиссер восстановления Константин Голубятников). Постановку можно назвать в самом хорошем смысле слова традиционной – авторам спектакля важно донести содержание и смыслы. Интересно, что больше внимание уделено формированию личности Грея – картины детства, непростая служба на шхуне «Ансельм»… и только потом уже мы видим его капитаном «Секрета». В сценах детства использованы видеопроекции, образ матери Грея слово нереален. Персонажи отрицательные, такие, как отец и сын Меннерсы, более одноплановы (что же в истории, близкой к сказочной, это правильно), положительные – более многогранны, но чувствуется, что все исполнители без исключения хорошо понимают и чувствуют своих героев, как говорится, понимают, «о чем». Это заслуга в большой мере, конечно, режиссера восстановления Константина Голубятникова, который, судя по всему, бережно отнесся не только к восстановлению мизансцен и внешнего рисунка, но и к тому, как передается внутреннее состояние действующих лиц. Конечно, в центре спектакля пара главных героев – трепетная и нежная Ассоль (Кристина Валишевская) и настоящий романтический герой Грей (почетный работник кульуры Кузбасса Константин Круглов). На торжественном закрытии фестиваля Константин Круглов именно за роль Грея был удостоен Диплома за лучшую актерскую работу. Особо стоит отметить Олега Брылева в роли Лонгрена – драматичный и в то же время невероятно трогательный в сценах с маленькой Ассоль образ отца буквально захватывает и заставляет сопереживать (даже не верится, что накануне артист был Троекуровым в «Дубровском»). В спектакле нет «проходящих» работ. И те персонажи, которые движут действие, и те, у которых только эпизоды, «держат» зал и запоминаются – волшебник Эгль (Сергей Гнедь), мать Ассоль Мэри (Любовь Ефимова), капитан Гоп (Валентин Разуков), Пантен (Антон Грошев), Летика (Алексей Маслов), угольщик Филипп (Борис Каширский), старший и младший Меннерсы (Александр Хвостенко и Евгений Лихманов). Ярким вставным номером, буквально взрывающим общую ткань спектакля воспринимается эксцентричная сцена с торговцем тканями (Владимир Жуков). И, конечно, особой симпатией публики пользуются юные артисты София Жукова (Ассоль в детстве) и Всеволод Калинин (Грей в детстве). Фантастическим (конечно, не запланированным постановщиками) эффектом стал момент, когда корабль Грея встречали не только участники спектакля – зрители салютовали ему фонариками своих мобильных телефонов.   

СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Из монооперы Микаэла Таривердиева «Ожидание» и так любимых всеми песен композитора режиссер-постановщик Михаил Сабелев создал удивительное по степени воздействия, атмосферное  и очень интересное по формату оригинальное музыкально-сценическое действо. «Ожидание» Таривердиева на текст одноименной поэмы Роберта Рождественского звучит сейчас не так уж редко, но именно в жанре монооперы. Михаил Сабелев представляет не одну героиню, а четырех. И это оправдано – образ современной женщины настолько многогранен и вмещает столько ипостасей, а у прописанной Таривердиевым и Рождественским героини настолько разные настроения, состояния и реакция на происходящее, да и возраст, пожалуй, может быть разным, что появление четырех женских персонажей вполне логично. Итак, четыре женщины, четыре характера, четыре образа, давшие замечательный материал для настоящего бенефиса четырех солисток театра. Немного наивная, лиричная – ее воплощает Наталья Артюхова; уже уставшая в повседневных хлопотах – Любовь Ефимова; внешне независимая и сильная, деловая женщина – Татьяна Павлова; совсем молодая, но надломленная непониманием и безразличием любимого – Светлана Мухтарума.

Сцена из спектакля "Ожидание".
Татьяна Павлова, Любовь Ефимова,
Наталья Артюхова, Светлана Мухтарума.

И исполнители, и зрители располагаются на сцене, действие происходит буквально на расстоянии вытянутой руки, все очень близко. И любая фальшь на таком расстоянии сразу была бы видна. Но все предельно естественно, мы погрузились в мир этих героинь, страдающих от одиночества  и надеющихся на счастье.  Режиссером проработаны мельчайшие детали – вплоть до взглядов. И все детали – «говорящие», мы понимаем, что кроется за сомнением героини Натальи Артюховой, то ли подкрасить губы, то ли нет; за якобы сосредоточенностью в своем ноутбуке Татьяны Павловой, за выбором продуктов в магазине у Любови Ефимовой, за изломанной в начале пластикой Светланы Мухтарума. Музыка Таривердиева звучит настоящим личным высказыванием этих женщин.

Достаточно лаконичными средствами создано единое пространство, в котором также буквально несколькими деталями, но очень узнаваемо  представлены квартира, улица, кафе, магазин, где мы встречаемся с героинями (художник Георгий Пашин). Таривердиев и Рождественский оставляют открытым вопрос, пришел ли к героине, тот, кого она ждала. Михаил Сабелев уверен, что пришел, то есть, в данной версии, пришли. И тот, который должен был прийти на встречу под часами – (Константин Круглов), и тот, кто своим появлением преобразил уставшую женщину в магазине (Сергей Гнедь), и возлюбленный юной женщины, чудесным образом изменивший свое к ней отношение, и официант в баре, которого столько раз встречала деловая женщина, вдруг оказался тем самым человеком, которого она так долго ждала…(роли этих двух безмолвных героев исполняют артисты балета Роман Лунин-Царев и Максим Кутьин). Может быть, прозвучит наивно, но момент, когда круг сцены начинает двигаться, и в тех пространствах, где эти чудесные женщины так ждали своего счастья, мы видим их счастливыми, трогает буквально до слез.

На этом оптимистичном и вселяющем надежду (а она так всем нам нужна) финале оперы спектакль не заканчивается. Его первая часть – собственно, опера «Ожидание», которая исполняется в сопровождении оркестра (музыкальный руководитель и дирижер Татьяна Терещенко), плавно переходит в композицию из песен Таривердиева. Песни звучат уже в сопровождении фортепиано ( концертмейстер Валерия Грибачева) и гитары (Сергей Гнедь). Это продолжение истории, продолжение личных высказываний теперь уже всех героев, передача настроений, состояний, тонких душевных движений в особо доверительных и очень точно найденных интонациях. Солисты, так хорошо освоившие драйвовую энергетику мюзикла, оказались способными к утонченной камерности. Конечно же, эта работа, помимо того, что производит сильное эстетическое впечатление, вне всякого сомнения, оказалась очень полезной для артистов в плане профессионального развития, открытия новых возможностей в своем творческом арсенале.

РАЗМЫШЛЕНИЯ. СОВРЕМЕННЫЙ МЮЗИКЛ
И КУЛЬТУРНЫЙ КОД.

В Музыкальном театре Кузбасса прошел круглый стол, на котором состоялся интересный разговор о жанре мюзикла и современных тенденциях в фестивальном движении музыкальных театров. Спикерами выступили руководитель кабинета музыкальных театров Союза театральных деятелей РФ Ольга Кораблина, основатель и генеральный директор многопрофильной компании «Арт-Центр Плюс» и информационного агентства «Музыкальный Клондайк» Елена Лащенко, музыкальный руководитель и главный дирижёр Музыкального театра Кузбасса Татьяна Терещенко, доктор искусствоведения, профессор кафедры музыкознания и музыкально-прикладного искусства Кемеровского государственного института культуры, секретарь Кемеровского регионального отделения Союза композиторов России Ирина Умнова. Онлайн к разговору присоединились композитор и продюсер Ким Брейтбург и художественный руководитель театра «Территория мюзикла» (город Минск, Республика Беларусь) Анастасия Гриненко

Круглый стол.
Спикеры: Ольга Кораблина, Елена Лащенко,
Надежда Кузякова, Татьяна Терещенко, Ирина Умнова

Ольга Кораблина считает, что современные фестивали очень важны, так как открывают новые направления в развитии отечественного музыкального театра, и в этом развитии все бОльшую роль играет жанр мюзикла. «Готовясь к нашей встрече, я стала думать о том, что все же произошло в последние годы в музыкальном театре, сколько появилось новых произведений в репертуаре, новых композиторских работ, - сказала Ольга Владимировна. - И вдруг выясняется, что у нас оперный театр практически не пополняется ни новыми произведениями, ни новыми авторами. А театр музыкальный не забывает о недавнем наследии – сочинениях Тихона Хренникова,Оскара Фельцмана, Евгения Птичкина, Юрия Милютина, о том, что называется советской музыкальной комедией, но имеет в основе афиши произведения новые, нередко специально для театра созданные. Плеяда Алексей Рыбников, Максим Дунаевский, Эдуард Артемьев, Александр Журбин… и  затем Владимир Баскин, Ким Брейтбург, Роман Игнатьев, Андрей Семенов, Егор Шашин, Александр Пантыкин, Евгений Загот, Андрей Кротов… И выясняется, что как раз именно мюзиклы российских композиторов зрителями более чем востребованы! Потому что, в основе, как правило, лежит очень высокая мировая литература и русская литература, произведения, которые пишут об очень важном, о светлом, о борьбе добра со злом, о благородстве…а ведь это то, что закладывает культурный код».  

«Музыкальный театр для меня – это синтетический процесс, в котором присутствуют музыка, пение, танец, драматическое искусство, - сказал Ким Брейтбург. - Говоря о мюзикле, можно оценивать музыку, можно оценивать взаимосвязь музыки и стихов, можно оценивать саму постановку. Единственное, что, как я убежден, нельзя – подходить к оценке этого жанра, руководствуясь критериями оценок оперы или балета. Чтобы правильно оценивать мюзикл, нужно интегрироваться в вопросы жанра, понимать, в чем его ценность. Мюзикл –категория «легкого» искусства, хотя мы знаем, что к нему обращались большие композиторы, например, Бернстайн. Этот театр - очень условный, и в нем есть свои особенности, которые надо учитывать. Жанр во всех компонентах утрирован: персонажи, сценография, подача, яркие декорации. Мюзикл – это полный синтез и интеграция всех составляющих. Все компоненты сочетаются, служат развитию нарратива, все работает на то, чтобы рассказывать историю. Моё пожелание ко всем - обращать больше внимания на этот вид музыкального театра. Подавляющее большинство музыкальных постановок в России, в процентном соотношении, - это мюзикл. Нужен новый взгляд на жанр, нужно понимать, что нужно сегодня музыкальному театру». 

Ирина Умнова отметила, что, безусловно, жанр мюзикла нашел в Кузбассе своего зрителя: «Жанр этот захватывает сегодня публику не только молодежную. Мюзикл действительно оживил в городе ситуацию, и эта ситуация оказалась живой не только для зрителей, но и для артистов. Мне кажется, та конкурентность, которая была создана между артистами при постановке этих спектаклей, потребовала от них умения двигаться, умения пользоваться микрофоном. Публика замечает, что действительно наши артисты становятся артистами синтетического жанра. Это важно, потому что настоящий театр для того и создан, чтобы все спектакли были подлинными, настоящими».

Татьяна Терещенко особо остановилась на том, что зритель ждет от музыкального театра: «Человек идет к нам, чтобы получить положительные эмоции, ведь музыка – это прежде всего эмоции. И, конечно, для того, чтобы возвыситься над обыденностью и задуматься о глобальных проблемах человеческого бытия. О музыке - я конечно, всегда за то, чтобы звучал оркестр, чтобы был живой звук. Но мы используем технологии, которые объединяют живой звук с компьютерными эффектами. Сейчас это необходимо. Поэтому нужно пробовать, нужно экспериментировать».

Елена Лащенко затронула важные темы присутствия музыкального театра в информационном поле, форматах сотрудничества, сложившихся за годы работы информационного агентства и газеты «Музыкальный Клондайк». Анастасия Гриненко рассказала об опыте работы негосударственного музыкального театра в Республике Беларусь. В ходе круглого стола эксперты задали темы для дальнейшего размышления и осмысления представленного опыта работы. Надеемся на продолжение разговора в разных форматах!

Надежда КУЗЯКОВА

Фото Александры Бондаренко предоставлены
пресс-службой Музыкального театра Кузбасса им. А.К.Боброва

04.12.2022



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей