Новости |
16.10.2023
Театр как центр притяжения
«Музыкальный Клондайк» неоднократно писал о спектаклях Алтайского государственного музыкального театра, которые были представлены в Москве на фестивале «Видеть музыку», ведь этот коллектив - постоянный участник фестиваля. Тем интереснее было увидеть работы театра на его собственной сцене. В Барнауле на спектаклях в качестве эксперта СТД РФ побывала член редакционного совета нашего издания Надежда Кузякова.
Впечатления, полученные во время поездки в Барнаул, остались в числе наиболее ярких и сильных впечатлений прошедшего сезона. В афише театра представлены все жанры, которые присутствуют в репертуаре региональных музыкальных театров - классическая оперетта, мюзикл, музыкальная комедия и даже драматический спектакль с музыкой. Но также реализуются интересные специальные проекты. А последней в сезоне премьерой театра стал оригинальный, с большим вкусом и фантазией созданный пластический спектакль.
Я думаю, что показателем успешной работы театра является наличие двух очень важных факторов: заполнен ли зал и является ли то, что происходит на сцене, именно спектаклем, то есть полноценным театральным продуктом (прошу простить за это слово), в котором материал, режиссерский замысел, его воплощение, оформление, исполнительский уровень представляют единое целое.
Спектакли разных жанров показали очень важную вещь – зал неизменно или заполнен до отказа или почти полон, при том, что среди просмотренных спектаклей были как премьеры нынешнего сезона, так и те, которые идут уже не один год. Особо следует отметить продуманную работу театра со зрителем, направленную на привлечение и вовлечение аудитории, хорошо выстроенный билетный сервис, содержательный сайт с актуальной информацией, интересное содержание в группах театра в социальных сетях, практически ежедневно обновляющееся в разных форматах – текстовом, видео, фото. Регулярно создаются актуальные видеоролики. Важно отметить, что к вопросу видеофиксации спектаклей в театре относятся очень внимательно, профессиональная съёмка осуществляется с нескольких камер, звук записан качественно и так же качественно делается монтаж, в результате чего запись спектакля имеет формат полноценного аудиовизуального продукта. Работает клуб зрителей для молодежи. Продуманы маркетинговая политика и формы продвижения театрального бренда, вплоть до организации оригинальных фотозон как в здании театра, так и в пространстве перед ним. Аудитория планомерно и грамотно «разогревается» перед каждой премьерой и открытием сезона. Все это приносит свои результаты - разновозрастная публика принимает спектакли очень тепло и заинтересованно. Театр, несомненно, является в городе и регионе настоящим центром притяжения.
Конечно, здесь большую роль играет репертуарная политика, когда в афише присутствует разумное сочетание бесспорно «кассовых» популярных названий и интересных экспериментов. При бесспорной яркой зрелищности спектаклей соблюдается древний принцип «развлекая, поучать», в данном случае имеется в виду просвещать и утверждать вечные истины и ценности.
Алтайский музыкальный театр существует в тех же условиях, что и большинство его коллег в регионах, - относительно небольшая труппа и интенсивный график работы, когда солисты выходят на сцену практически ежедневно, а в выходные дни и детские каникулы - по два раза в день. И романтичный граф Данило из «Весёлой вдовы» выходит на следующий день почтальоном Печкиным в детском спектакле про Простоквашино, а сумрачный мститель Эдмон Дантес, он же граф Монтекристо, - забавным псом Шариком. Особенно важна в такой ситуации организация регулярных занятий по вокалу, устраняющих возможные недостатки звуковедения, которые могут возникать прежде всего вследствие интенсивной нагрузки. Поэтому очень важно, что руководством театра были организованы занятия с коучем по вокалу, и эта практика будет продолжаться на регулярной основе.
За насыщенные дни в Барнауле удалось познакомиться со всеми жанрами, представленными в афише.
***
Спектакль «Как бы нам пришить старушку»
Памела – Лариса Владимирова,
Сол – Дмитрий Иванов
Первым увиденным на сцене театра спектаклем был анонсированный как музыкальная комедия спектакль с забавным названием «Как бы нам пришить старушку». (Постановка Татьяны Столбовской, музыкальный руководитель Елена Иващенко, художник Алена Муравьева, балетмейстер Оксана Малышева, художник по свету Надежда Зуева). Строго говоря, жанр этого спектакля я бы назвала не «музыкальной комедией», а комедией с музыкой. Музыка Марка Самойлова воспринимается вставными номерами, хотя они вполне уместны и «работают» на образы персонажей. Однако, драматургический материал ( в основе известная пьеса «Дорогая Памела» Д.Патрика, которая идёт во многих театрах и запечатлена в записи в исполнении многих замечательных актрис) настолько самодостаточен, что ощущение вторичности музыкальной составляющей не покидает. Это трогательная история одинокой старой женщины, невероятная доброта и светлая душа которой способны преобразить самых закоренелых циников и даже негодяев.
Спектакль «Как бы нам пришить старушку»
Глория – Мария Евтеева,
Брэд – Михаил Лямин
Персонажи вначале воспринимаются, скорее, как своеобразные маски, им задана некая одноплановость, может быть, даже относительный наигрыш присутствует. И тем ощутимее будет воспринято преображение основных героев по ходу действия, когда так понятны зрителям становятся их внутренние состояния, подтекст реплик… Таким образом, это хорошая возможность для артистов музыкального театра показать одну из важных составляющих своей профессии - мастерство актера. Чувствуется серьезная работа режиссера именно в проработке образов. Спектакль, конечно, бенефисный для исполнительницы главной роли – и Лариса Владимирова (Памела) его безусловный центр. Однако, все без исключения исполнители составляют гармоничный ансамбль – от троицы авантюристов - неожиданно тонко чувствующей Глории (Мария Евтеева), эксцентричного Сола (з.а. РФ Дмитрий Иванов), мятущегося Брэда (Михаил Лямин) до прямолинейного полицейского Джо (Михаил Басов). Особое место занимает Человек театра (Леонид Титов) – из человека «вне» действия становящийся его участником. И – абсолютно фееричный Врач (Сергей Автоманов) – его номер с главной героиней хоть и абсолютно вставной, но без него спектакль, я считаю, немало потерял бы.
Спектакль «Веселая вдова»
Валентина – Мария Евтеева,
Камил де Росильон – Насими Нариманов
Если этот спектакль продемонстрировал хороший чисто актерский потенциал труппы, то «Веселая вдова» поставила перед коллективом задачи иного порядка. Недостаточно назвать произведение Легара классической опереттой – это настоящая гранд-оперетта, требующая для своего воплощения вокалистов серьезного академического уровня. И очень важно, что можно с полным правом сказать: сложный материал в целом оказался озвученным достойно. Прозвучали не только арии и дуэты главных персонажей, но и ансамбли, хорошо показался хор. Оркестр, при том, что в театре он неполного состава, успешно справился с партитурой. Спектакль органичный, цельный и красивый (режиссер-постановщик Татьяна Столбовская, дирижер-постановщик Мария Моисеенко, художник Елена Турчанинова, балетмейстер Оксана Малышева, художник-постановщик по свету Елена Алексеева, хормейстер Наталья Шабалина). Татьяна Столбовская следует привычной фабуле и тексту оперетты, не прибегая к актуализации, сосредоточившись опять же на проработке действенных линий и характеров персонажей, грамотном выстраивании мизансцен. Интересно воспринимается, в отличие от многих традиционных прочтений этой истории, подчеркнутая несомненная молодость пары главных героев, Ганны Главари (з.а. РФ Виктория Гальцева) и графа Данило (Михаил Лямин). И снова надо сказать, что в спектакле присутствует настоящий ансамбль исполнителей, из которого довольно сложно кого-либо выделить. Но нельзя не сказать о Камилле де Росильоне (Насими Нариманов и прозвучал отлично, и в образе незадачливого, но романтичного героя-любовника был органичен и убедителен).
Спектакль «Веселая вдова»
Ганна Главари – Виктория Гальцева
***
Спектакль «Монте-Кристо. Я – Эдмон Дантес»
Эдмон Дантес – Сергей Автоманов
Конечно, основу афиши Алтайского музыкального театра составляют, как и в большинстве театров этого статуса, спектакли в жанре мюзикла. «Монте-Кристо. Я – Эдмон Дантес» Л.Квинт – Н. Денисова идет на российской сцене довольно широко. Это легко объяснимо - хорошо знакомый всем сюжет приключенческого романа Александра Дюма (если кто не читал, то уж хотя бы одну из экранизаций точно смотрел), композитор, снискавший большую популярность как автор песен для самых ярких звезд отечественной эстрады. Словом, такой «кассовый» вариант. Хотя, на мой взгляд, авторы попробовали втиснуть в свое произведение практически все сюжетные линии двухтомного романа, и драматургия от этого сильно пострадала, сюжетные линии намечены словно пунктиром, характеры схематичны. Нет развития и в музыкальной драматургии, хотя «номерная» структура для произведений такого жанра тоже возможна. При таких исходных данных Алтайский театр представил версию, которая показалось мне наиболее удачной из ранее виденных (разумеется, удалось видеть не все прочтения, но тем не менее). Спектакль поставлен Константином Яковлевым, музыкальный руководитель Елена Иващенко, художник-постановщик Алена Муравьева, художник по костюмам Елена Турчанинова, художник по свету Надежда Зуева, хормейстер Наталья Шабалина, режиссер по пластике Татьяна Безменова). Несмотря на рыхлость драматургии, создателям спектакля удалось сообщить ему динамику и удержать внимание зрителя. Конечно, немалую роль в этом сыграла харизма Сергея Автоманова в роли титульного героя.
Сцена из спектакля «Доходное место»
Василий Досужев – Сергей Автоманов (в центре)
Второй спектакль в этом жанре – совсем иного рода. Это не тиражирование репертуарного бестселлера, а произведение, созданное специально для театра композитором Андреем Кротовым (либретто Нонны Кротовой) по одноименной пьесе Островского – «Доходное место». (постановка Татьяны Столбовской, хореограф Оксана Малышева, дирижер-постановщик Денис Немирович-Данченко, художник Николай Чернышев, художник по свету Николай Ужва). Комедия классика, знаменитого описаниями быта и нравов своего времени, в музыкальном воплощении обрела черты фантасмагории с элементами мистики. В самом деле, что за персонаж Василий Досужев (все тот же Сергей Автоманов), который в перечне действующих лиц скромно обозначен как «юрист»? Уж не Мефистофель ли? (или Воланд, как кому больше нравится). Дьявольское начало несомненно, он словно пружина, приводящая в действие бездушный бюрократический механизм, систему, в которой человеческим чувствам, честности, благородству места нет и быть не может. И в эти сети так легко улавливаются люди, трансформируясь и становясь винтиками системы, за что на них проливаются всевозможные материальные блага. Поэтому так значим в спектакле образ Белогубова (Виталий Селюков) – молодого человека, который так легко принимает «правила игры». Режиссер в содружестве с художником и балетмейстером создает захватывающую и зрелищную феерию, в которой, тем не менее, остро звучит тема «маленького человека», так привлекавшая классиков русской литературы, и заставляющая вспомнить не только Островского, но и Гоголя с Достоевским. Молодому артисту Андрею Булгакову (Жадов) выпала сложная задача, с которой он успешно справился – воплотить положительного персонажа на фоне феерически-ярко решенных отрицательных.
Спектакль «Доходное место»
Полина – Алина Лепнухова,
Жадов – Андрей Булгаков
***
Спектакль «Невеста из Имеретии»
Бекина – Юрий Голубев
Еще один спектакль – снова бестселлер для афиши музыкальных театров, «Невеста из Имеретии» Г. Канчели - В. Константинова и Б. Рацера. Спектакль-игра, спектакль-праздник, спектакль-фантазия на такие «псевдо-грузинские» темы, эксцентричный и увлекающий. И - ненавязчиво говорящий об очень важном для человека – семейных связях, понимании, любви. Создана атмосфера фейерверка забавных ситуаций, шуток, музыкальных номеров. Чувствуется, что всем исполнителям в этой атмосфере комфортно, они получают удовольствие, которое передается зрителям, иногда явно - и удачно –импровизируют. Спектакль создавала уже хорошо знакомая команда - Татьяна Столбовская (режиссер), Николай Чернышев (художник), Оксана Малышева (балетмейстер), Надежда Шабалина (хормейстер), Надежда Зуева (художник по свету). И снова, при отличном ансамбле всех исполнителей, явный и удачный бенефис з.а.Алтайского края Юрия Голубева (Бекина).
Сцена из спектакля «Новые приключения в Простоквашино».
Дядя Федор – Антон Попов (в центре)
Конечно, в афише присутствуют спектакли для детей. Тот, который довелось увидеть – «Новые приключения в Простоквашино» (В.Баскина – И.Губина, Н.Макарова, по мотивам произведений Э.Успенского), подтвердил старую истину, что для детей надо ставить, как для взрослых, только лучше (режиссер Татьяна Столбовская, балетмейстер Оксана Малышева, художник Надежда Осипова, музыкальный руководитель Мария Евтеева, хормейстер Наталья Шабалина). Веселый, динамичный, яркий, он дарит большую радость, думается, не только детям, но их родителям. И снова нельзя не сказать о ярком «бенефисе» - на сей раз з.а. РФ Зинаиды Черных в роли энергичной Тамары Семеновны Ломовой, призванной помочь жителям Простоквашино защититься от таинственных злодеев.
***
Участники проекта «Миф об Орфее».
В центре –Илья Зуев
В целом, говоря об этих, таких разных спектаклях, нельзя не сказать о том, что их объединяет, а значит, и определяет современное лицо Алтайского музыкального театра. Режиссерские трактовки убедительны и последовательны, образы героев проработаны. Нельзя не отметить постановочную культуру – грамотные решения пространства (практически во всех спектаклях оно единое, но с возможностью трансформаций), внимание к костюмам, к деталям. И, конечно, прежде всего – ансамбль индивидуальностей, который составляет труппу театра. Представители разных актерских поколений щедро обмениваются как опытом, так и творческой энергией. Этот позитивный энергообмен на сцене реально ощущается зрительным залом. Та загруженность артистов, о которой говорилось выше, имеет и свои положительные аспекты – при том, что каждый из солистов может тяготеть к тому или иному амплуа, все они способны равноценно воплощать самый разноплановый репертуар.
Замечательное направление в работе театра – это развитие культурно-просветительского направления. На малой сцене реализуются программы, которые даже не хочется назвать привычным термином «лекция-концерт». Это увлекательные мини-спектакли, в которых интересный рассказ о композиторах и музыкальных стилях соединен с исполнением фрагментов из опер (автор проекта и ведущий – солист театра Илья Зуев). В этих программах звучат произведения, которые вряд ли когда-либо будут включены в репертуар театра, но дают возможность зрителям прикоснуться к мировой оперной классике - музыке Глюка, Генделя, Баха, Моцарта… Впрочем, не только зрителям – артисты, обращаясь к этой музыке, бесспорно, получают возможность творческого совершенствования. Увиденная программа «Миф об Орфее» произвела очень хорошее впечатление драматургической цельностью, увлекательной подачей рассказа о музыке, и вполне достойным воплощением непростого музыкального материала. Несомненна значимость этого проекта для театра и города.
Ждем новых встреч с театром из Барнаула на фестивале «Видеть музыку»!
Надежда КУЗЯКОВА
Фотографии из архива
Алтайского государственного музыкального театра
предоставлены пресс-службой театра.
16.10.2023
Анонсы |
-05.04.25-
-06.04.25-
-12.04.25-
-07.06.25-
-14.06.25-