Новости |
Театр – это искусство памяти
Музыка эпохи Возрождения, встречающая прямо на входе, концептуальная экспозиция из яблок, яркие обложки с пейзажами Тициана и непередаваемый запах новых, только что выпущенных из тиража книг – торжественное открытие первого фестиваля театральной книги «Театральный роман», которое состоялось 28 сентября в Государственном центральном театральном музее им. А.А. Бахрушина.
Книжный ассортимент издательства
«Новое литературное обозрение»
В мероприятии приняли участие более 38 издательств, публикующих профессиональную и популярную литературу о театре и театральном искусстве. Главные вдохновители фестиваля – музей им. А.А. Бахрушина и издательство «Навона», вот уже пятый год организующее проведение премии в области литературы о театре «Театральный роман». Литературная выставка стала своего рода идейным продолжением одноименной премии, её цель − привлечь общественный интерес к литературе о театре, поощрить авторов, пишущих на данную тематику, а также в целом повысить престиж издательской деятельности именно в этом непростом и специфичном поле. В рамках фестиваля организовано множество презентаций, лекций, мастер-классов и творческих встреч, и, как подчеркнул в своём приветствии фестивалю министр культуры Владимир Ростиславович Мединский, всё это даёт основание считать, что фестиваль «призван стать одним из наиболее ярких и значимых событий театрального сезона».
Историей о том, как пришла идея создания подобной выставки, поделилась директор фестиваля «Биеннале театрального искусства» Эльмира Щербакова: «Идея выставки пришла в прошлом году, когда мы делали презентацию двух книг, которые выпустили в рамках Биеннале. Мы увидели, что у людей есть интерес к специализированной литературе о театре, и, поговорив с издательством «Навона», решили организовать такую маленькую выставку. Честно говоря, когда откликнулись 38 издательств, мы поразились такому масштабу и желанию! Мне кажется, сейчас книжный мир уходит от молодёжи из-за обилия электронных книг, и то, что есть издательства, выпускающие красивые книги, которые хочется потрогать – это просто потрясающе. И это надо развивать!».
Приветственная речь директора фестиваля «Биеннале театрального искусства» Эльмиры Щербаковой
Фестиваль действительно поражает, во-первых, количеством заинтересованных издательств, которые решили поучаствовать в мероприятии, а во-вторых, множеством самых разнообразных книг – от дневниковых записей М.И. Глинки до театральной утопии Л. Додина и словаря театральной антропологии, от истории чёрного цвета до образа Федры в пьесах Ж. Расина.
Многие из выступающих на открытии подчёркивали, что литература – это основа театра, ведь если не будет гениальных либретто, то не будет гениальных опер. А если не будет спектаклей, то не будет и театральной литературы. Это круг, где всё взаимосвязано, синтез искусств, где одно невозможно без другого. «Лучшие книги, которые выходят, интересны всем – не только театральным зрителям, но вообще людям, которые думают, − заметила заведующая кафедрой искусствоведения театрального института им. Б. Щукина, член экспертного совета премии в области литературе о театре «Театральный роман» Елена Дунаева. − Знаете, у меня даже глаза разбежались от такого количества книг, которые я не прочитала! Оказывается, они все время были, эти книги о театре, и пять лет тому назад издательство «Навона» и Бахрушинский музей инициировали создание премии «Театральный роман». Это было тогда очень своевременно, потому что вот уже на протяжении пяти лет я читаю книги о театре, которые выходят в текущем году, и складывается впечатление, что мы попали на репетицию выставки «Нон- фикшн»… Я очень рада и надеюсь, что это чудесное начинание продолжится!».
Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина
С призывом стать театральными зрителями и посмотреть, как театр воплощает то, что написано в книгах, а книги отражают то, что показано на сцене, обратилась к участникам фестиваля Арт-директор «Биеннале театрального искусства» Ольга Игошина. По её словам, театр – это искусство памяти, которое повествует со сцены о былом, даже если былое – это несколько прошедших месяцев. В этом смысле, кому ещё дружить с театром, как не книге?
В таком фестивале очень удачно выбран ракурс, при котором совершенно разные издательства собрали вместе свои произведения о театре. В настоящее время зачастую даже люди театра, историки не знают о том, какие именно издания выходят в свет, и до этого времени ещё не было места, куда можно прийти и сразу увидеть все театральные книги. Поэтому «Театральный роман» - поистине беспрецедентная акция, которую ждёт долгая и интересная история.
Выступление главного редактора издательства «Навона»
Владислава Марковича Старчевского
Не менее красивая метафора о театре прозвучала в речи главного редактора издательства «Навона» Владислава Марковича Старчевского: «Когда наше издательство волею судеб сосредоточилось именно на выпуске книг театральных – это вызвало некое удивление, и нас спрашивали, неужели это может стать смыслом и наполнением целого издательства? Оказалось, да, сможет. С каждым годом чувствуется растущий интерес к книгам о театре, и это заслуга не только нашего издательства и театра, как такового. Смысл в том, что книги о театре – это книги об истории и времени, о том, чем жил театр и его люди. Настоящая книга о театре – это всегда портрет времени, даже если она посвящена эпохе Возрождения или древнегреческому театру. Мы ощущаем жизнь этой эпохи. Чем больше появляется книг о театре, тем полнее портреты эпох, самых разных и интересных. И то количество книг о театре, которое мы видим сегодня, это только малая часть того, что существует… Главное в том, что это дело − издательство книг о театре − живёт и развивается. Мы ещё будем встречаться, будем читать друг друга, радоваться книгам, которые выпускают наши коллеги, их качеству, их тиражам… и, конечно, будем радоваться нашим читателям!».
Несомненно сейчас чувствуется растущий интерес у читателя к теме театра. А так как растёт интерес к театру, то растёт и интерес к театральной литературе, именно поэтому, если раньше и были какие-то сомнения по поводу развития издания театральных книг, то сейчас их нет. В дальнейшем возможно расширение книжного «репертуара», связанного с музыкой, так как музыка и театр не существуют друг без друга, и во всех книгах о театре так или иначе отражается тема музыки, музыкального сопровождения спектаклей и т.п.
На открытии также присутствовал дирижёр Московского академического Музыкального театра им. Станиславского и Немировича-Данченко Феликс Коробов, который сравнил фестиваль с настоящим «пиршеством» искусства и литературы. Президент Российского книжного союза Сергей Вадимович Степашин передал участникам фестиваля пожелание выдающихся результатов работы и успехов во всех начинаниях.
Изюминкой торжественного открытия первого фестиваля театральной книги стало выступление учащихся Детской музыкальной школы им. В.А. Моцарта, которые продемонстрировали гостям своё умение игры на саксофоне, трубе и гитаре.
На выставке также прошли презентация книги «Тайны сценического языка испанского классического театра» Видаса Силюнаса и представление новейшего издания дневников, писем и воспоминаний Матильды и Иосифа Кшесинских Мариной Радиной и Николаем Цискаридзе.
Открытие фестиваля
Елизавета ПАНКОВА
Анонсы
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-