• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



30.09.2024

Тень Грозного над Ярославлем

5 сентября в Ярославле прозвучала опера Римского-Корсакова «Псковитянка», и значение этого события вышло далеко за рамки просто культурного проекта, пусть даже очень яркого и масштабного. Исполнение «Псковитянки», «большой» русской оперы, в городе, где нет оперного театра и концертные версии опер появляются нечасто, – проект, осуществленный в рамках XV Международного Славянского музыкального форума «Золотой Витязь». Автор идеи и музыкальный руководитель проекта – дирижер Антон Жуков (Калининград), участники – Ярославский академический губернаторский оркестр, филармоническая капелла «Ярославия» (художественный руководитель Владимир Контарев), солисты оперных театров России. Организатор – АНО МКФ «Золотой Витязь» при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Общероссийской общественной организации Культурный Фронт России, Правительства и Министерства культуры Ярославской области, Культурного центра Елены Образцовой (Санкт-Петербург). Проект посвящен 180-летию со дня рождения Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Благодаря своему статусу проект привлёк большое внимание,  почти полуторатысячный зал «Миллениум», крупнейшая сценическая площадка Ярославля, был заполнен до отказа. Собственно, как можно понять, и выбран был этот зал, изначально все же не ориентированный на академические жанры,  именно потому, что может вместить значительно бОльшее число слушателей, нежели привычный для любителей классической музыки зал Ярославской филармонии с его хорошей естественной акустикой.  Ответственная роль в таком случае (кстати, как и набирающих все большую популярность оперных опен-эйрах) принадлежит звукорежиссерам, и с непростой задачей специалисты справились достойно, самое главное, что можно сказать – не возникало ощущения «искусственного» звука, нюансы оркестрового, хорового, ансамблевого и сольного звучания, а, значит, и содержания этой непростой по сюжету и по смыслам оперы были донесены до слушателей.

«Псковитянка» первая опера Римского-Корсакова, ее сюжет взят из одноименной пьесы драматурга Льва Мея (кстати, одна из самых знаменитых опер композитора, «Царская невеста», тоже имеет в основе драму этого автора). Романтическая (так как «градус» ее значительно выше мелодрамы) история о том, как царь Иван Грозный обнаруживает в юной псковитянке Ольге свою дочь, плод давней мимолетной юношеской любви, развивается на фоне важнейших исторических событий – создания царем Иваном единого мощного государства, подчинения Москве феодальных республик Новгорода и Пскова, противопоставления сильной власти и сепаратизма «вольницы». Сцены вече, диалогов псковского наместника и царя Ивана, масштабные хоры – романтическая опера обретает у Римского-Корсакова черты народной музыкальной драмы, жанра, который в русском оперном театре прочно ассоциируется прежде всего с Мусоргским. Кстати, в любом разговоре о «Псковитянке» обязательно будет упомянуто, что в период ее создания два гения русской музыки – Римский-Корсаков и Мусоргский, жили в одной квартире и делили один рояль. Избежать взаимного влияния, наверное, было невозможно. Музыковеды отмечают некоторое сходство «Псковитянки» в отдельных моментах с «Борисом Годуновым» Мусоргского, но важнее другое. В «Псковитянке» словно заложено многое из того, что потом было воплощено в последующих операх Римского-Корсакова, и не только в плане музыкальных тем, прозвучавших затем и в «Царской», и в «Китеже», и в других операх. Пожалуй, главное то, что в «Псковитянке» впервые был явлен тот женский образ, который будет появляться у композитора снова и снова – светлый образ, словно воплощающий само понятие хрустальной чистоты и высокой любви, любви в истинно христианском смысле слова, любви, способной тронуть даже самое жестокое сердце – увы, нередко ценой гибели героини.

В партии Ольги выступила Ирина Окнина, ведущая солистка Московского театра «Геликон», певица, сделавшая серьезную карьеру на мировой оперной сцене, где с блеском выступала в партиях итальянского и немецкого репертуара. Ольга – ее первое обращение к Римскому-Корсакову, хотя предположить это, слушая ее исполнение, довольно сложно, настолько оно совершенно. Красота и осмысленность фразировки, безусловное пропевание речитативов, которых в этой опере много, и особое сочетание светлой и возвышенной лирики с насыщенным драматизмом, а в мольбе, обращённой к грозному царю, уже чувствуется некая отстранённость, она взывает словно уже из другого мира, в котором ей суждено оказаться уже совсем скоро…

Партию Грозного Владимир Байков спел впервые, но можно с уверенностью говорить, что она, конечно, войдет, точнее, уже вошла в число наивысших вершин его творчества. Представляется, что все достижения артиста – а он, бесспорно, относится к наиболее интеллектуальным и ярким певцам своего поколения, - словно сконцентрировались в воплощении этого сложнейшего образа, с огромным диапазоном испытываемых им чувств, с невероятным «маятником» эмоций и состояний, которые были выражены прежде всего в богатстве интонаций и красок голоса. Но и скупые внешние детали поведения, жесты и мимика «работали» на образ не меньше.

Солист «Геликона» Виталий Серебряков блестяще справился со сложной, «плотной» партией Михайлы Тучи, вожака псковской вольницы и возлюбленного Ольги, продемонстировав объемное яркое звучание и несомненную вокальную харизму, которые также были подчинены задаче создания образа.

Очень интересно показался в «Псковитянке» солист новой Оперы Дмитрий Орлов (князь Токмаков, псковский наместник и приемный отец Ольги). Красивый тембр, идеальная выровненность регистров, отличная подача слова, благородная сдержанность, поистине беспредельные фразы – и, опять-таки, мы увидели характер мужественного и мудрого человека.

Достойно выступили в небольших партиях молодые солисты тенор Кирилл Попов – боярин Матута (молодежная программа «Геликона») и особенно контральто Валерия Горбунова – мамка Власьевна (Нижегородский театр оперы и балета). Конечно, мы о них еще услышим.

Автор идеи и музыкальный руководитель проекта Антон Жуков с Ярославским оркестром работает не впервые, у него с музыкантами отличный контакт, так же, как и с артистами хора. Грандиозная партитура Римского-Корсакова прозвучала во все великолепии своих красок, масштабность музыкального воплощения не исключила внимания к деталям. Чувствовалась серьезная работа дирижера с солистами, его внимание к осмысленной и содержательной интонации, образности звучания. И даже совсем небольшие партии «работали» на суть произведения, ни одна не была «проходящей». (Анна Лазоркина – Перфильевна, Дарья Башарова – Степанида Матута). Успешно справился с тремя эпизодическими партиями срочно вошедший в состав, заменив ранее запланированного исполнителя Иван Багимов, прозвучав достойно и заставив запомнить единственную фразу одного из них «Господь единый воскрешает мертвых», прозвучавшую преамбулой к трагическому, но непостижимо светлому хоровому финалу.

Концертное исполнение лишь с элементами сценического действия неожиданно представило на сцене зала, предназначенного больше для шоу-программ, явление, которое называется русским психологическим театром и ярчайшим представителем которого на оперной сцене был Федор Иванович Шаляпин, прославивший «Псковитянку» своим Иваном Грозным.

P.S. После исполнения «Псковитянки» в социальных сетях было огромное количество отзывов. Во многих из них слушатели писали, что были на опере первый раз в жизни и им очень понравилось. Также звучали вопросы, а будет ли повторение, а будут ли другие названия. Наверное, это можно считать самым главным результатом проекта.

Надежда КУЗЯКОВА
Фото из архива участников проекта

На фото: 1. Ирина Окнина (Ольга) и Владимир Байков (Иван Грозный)
2. Ирина Окнина (Ольга) и Виталий Серебряков (Михайло Туча)
3. Дмитрий Орлов (Юрий Токмаков), Кирилл Попов (Матута)
4. Валерия Горбунова (Власьевна), дирижер Антон Жуков, Кирилл Попов (Матута)

30.09.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей