Новости |
06.10.2023
Трагедия в восьми ширмах
На VIII фестивале музыкальных театров России «Видеть музыку» дебютировала Оперная студия Уральской консерватории имени М. П. Мусоргского
В программе фестиваля уже не в первый раз наличествует обширное представительство учебных театров – оперных и музыкальных студий, которые дают возможность высказаться совсем молодым, только начинающим свой путь в искусстве. Поддержка Минкульта России и Президентского фонда культурных инициатив, которую имеет фестиваль, позволяет тем самым существенно расширить палитру музыкально-театральной презентации – пригласить в Москву не только профессиональные музыкальные театры из регионов, но также и учебные коллективы. Студенческая программа проводится в сотрудничестве с Ассоциацией музыкальных образовательных учреждений. И в рамках этой программы на фестивале представлены студенческие работы крупнейших российских Консерваторий и ВУЗов. Для фестиваля такая программа – это прямое осуществление его миссии: развития и объединения профессионального сообщества, знакомство с теми, кто уже завтра будет определять вектор развития музыкальной сцены, и предоставление им возможности заявить о себе на главном смотре-панораме музыкального театра всей России.
Мадам Баттерфляй — Мария Анчугова
В прошлые годы в столицу приезжали, например, оперные студии Казанской и Новосибирской консерваторий, также в фестивальную афишу были включены спектакли московских студий (Гнесинки, ГИТИСа и др.). В этом году список студийных участников особенно обширен – Центр оперного пения Галины Вишневской, оперные студии Института им. Ипполитова-Иванова, Института им. Шнитке, Московской консерватории им. Чайковского, Саратовской консерватории им. Собинова, а также принимавшие ранее участие оперные студии Казанской консерватории им. Жиганова и Академии им. Гнесиных. Поистине эксклюзивным обещает быть приезд на фестиваль Луганской академии культуры и искусств им. Матусовского, которая покажет свою совместную с Гнесинкой и Петербургской консерваторией им. Римского-Корсакова работу – наряду с выступлениями на фестивале в самом его начале Донецкого театра оперы и балета им. Соловьяненко этот визит поистине дорогого стоит: почему – понятно всем, комментарии не нужны. Таким образом, бесспорно, что «Студенческая программа» фестиваля этого года исключительно разнообразна и уникальна.
Среди столь представительного списка студийных работ одна из первых, показанных на фестивале, - это работа Оперной студии Уральской государственной консерватории им. Мусоргского из Екатеринбурга. На малой сцене Детского музыкального театра им. Наталии Сац была представлена «классика из классики», сложнейший опус мирового репертуара – «Мадам Баттерфляй» Джакомо Пуччини. Опера – обязывающая во всех отношениях: не во всяком профессиональном оперном театре ее удается провести безупречно, поэтому амбициозность уральцев несколько настораживала. Настораживал и формат представления – музыкальный язык Пуччини, его средства выразительности едва ли пригодны для камерного зала.
Сцена из спектакля
Издержки формата, конечно, присутствовали на данном показе. Опера шла под фортепиано, что априори обедняло звучание: героическая Наталия Леонтьева делала все возможное, чтобы через рояль передать все богатство пуччиниевской оркестровой фактуры, и многое ей действительно удалось, однако требовать «чудес» в такой ситуации, конечно, невозможно. Голоса в таком соотношении с инструментальным началом неизменно оказывались на первом плане – порой чрезмерно, а если учесть, что вокалисты пели в полноценной оперной манере, особенно не считаясь ни с масштабами зала, ни с инструментальным форматом (и требовать от них другого – неправильно, ведь они поют оперу, а не камерный концерт!), то правомерно говорить о явном дисбалансе между вокалом и фортепианном сопровождением.
Тем не менее, вокал в целом был весьма высокого, не студийного качества, что не могло не радовать. Ряд солистов, что приехали в Москву, уже выступают в профессиональных оперных театрах, например – Карлен Манукян (Пинкертон – поет в Пермской опере), Максим Шлыков (Шарплес) и Павел Межов (Горо – оба солисты Екатеринбургского оперного театра). Яркие, красивые и сильные голоса, выразительная фразировка, владение техническими средствами позволяли им свободно лепить вокально-драматические образы, полноценно существовать в своих ролях и дарить ощущение настоящего искусства пришедшим в театр слушателям-зрителям. Уровень совершенно не студенческий – что, конечно, примиряло с иными издержками исполнения. На уровне с уже состоявшимися солистами театров прозвучала и Мария Анчугова в титульной партии: роль Чио-Чио-сан очень сложна, это – крепкий орешек и для опытных певиц, поэтому без преувеличения молодую солистку стоит поздравить со столь смелым и успешным в целом выступлением. Ее мощный и выразительный голос прозвучал почти без потерь и сумел нарисовать образ и трогательный, и самоотверженный – именно такой, какой должна быть гейша из Нагасаки. Меньше мастерства пока у Кристины Белоусовой (Сузуки), голос звучит сыровато, от чего не всегда филигранно с точки зрения интонационной вышли дуэты сопрано и меццо. Но актерски и она была убедительна, что в известной мере искупало вокальные несовершенства. Без исключения все солисты, включая исполнителей небольших партий-ролей, радовали музыкальностью, чуткостью существования на сцене, высокой степенью отзывчивости на руку дирижера Александра Аранбицкого.
Мадам Баттерфляй — Мария Анчугова
Постановка Павла Коблика отличается простотой и сердечностью, искренностью и логичностью. На сцене восемь ширм, расписанных в японском стиле – в начале и в конце они выстраиваются в импровизированный занавес, а по ходу спектакля их перемещение (за которое отвечают одетые в тотально черное восемь артистов миманса) оживляет действие и формирует нужным образом сценическое пространство. На заднике – видеопроекция залива Нагасаки, безмятежного и поэтичного: на этом прекрасном, благословенном фоне разворачивается душевная драма героини с кровавым финалом – визуальный контраст таким образом обостряет трагедию. Замечательные костюмы (работа Нины Рогозиной) в японском стиле добавляют экзотических красок в палитру спектакля. Постановка традиционной эстетики, без излишней зауми и постмодернистских самокопаний, оставляет приятное и отнюдь не поверхностное впечатление своей логичностью и цельностью, живыми эмоциями.
Александр МАТУСЕВИЧ
фотографии Натальи Пушкаревой
предоставлены пресс-службой
фестиваля «Видеть музыку»
06.10.2023
Анонсы |
-13.09.24-
-13.09.24-