• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



18.09.2024

«Тренды современной музыкальной культуры. Развитие и сохранение ценностей».

В рамках Х Санкт-Петербургского международного форума объединенных культур состоялся круглый стол «Тренды современной музыкальной культуры. Развитие и сохранение ценностей». Мероприятие прошло 13 сентября в Государственной академической капелле Санкт-Петербурга. Модератором дискуссии выступил генеральный директор Российского национального музея музыки, президент Ассоциации музыкальных музеев и коллекционеров, заслуженный деятель искусств РФ Михаил Брызгалов.

Во вступительном слове Михаил Аркадьевич отметил, что тема встречи актуальна для российской музыкальной культуры. «О ней много говорится с различных трибун, в разных залах. И здорово, что эта тема поднимается на Форуме объединенных культур. Те посылы, которые происходят здесь и сейчас, из Петербурга, слышит вся страна», – отметил Михаил Брызгалов.

Со своими докладами выступили директор Белгородской государственной филармонии Светлана Боруха; генеральный директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Петербург-концерт» Екатерина Артюшкина; художественный руководитель и музыкальный директор филармонического оркестра Лейпцига (Германия) Михаэль Келер; представитель Китайского национального общества содействия развития искусств и культуры (Китай), композитор Гуан Ша; директор ГАУК РК «Крымское концертное объединение» Олеся Костенко; директор Санкт-Петербургского государственного музыкального театра им. Ф. И. Шаляпина Юлия Стрижак; директор программы «Территория культуры Росатома» Оксана Конышева; сопрезидент ассоциации «Франко-Российский диалог» Сергей Катасонов; директор Государственной филармонии Республики Саха (Якутия) Туйаара Пестрякова; ректор Казанского государственного института культуры, профессор, заслуженный деятель культуры науки Республики Татарстан Роза Ахмадиева.

В своём выступлении Светлана Боруха подчеркнула, что для Белгорода содержание концертных программ сейчас имеет очень большое значение.  В пример Светлана Юрьевна привела два проекта – Международный славянский органный фестиваль и опера «Белгородский полк. Засечная черта», написанная белгородскими композиторами Еленой Латыш-Бирюковой и Николаем Бирюковым для Оркестра русских народных инструментов Белгородской государственной филармонии.

«Органист Белгородской филармонии Тимур Халлиулин по происхождению татарин, имеет образование Санкт-Петербургской консерватории, и он правоверный мусульманин. Почему делаю на это такой упор? Потому что именно он придумал Международный славянский органный фестиваль, говорит Светлана Боруха. – Специфика нашей жизни заключается в том, что наша страна многонациональная, многоконфессиональная, многокультурная. И мы можем объединять культуры под одним флагом российской культуры».

Светлана Боруха также рассказала о показах оперы «Белгородский полк. Засечная черта», которые прошли в малых населенных пунктах в 2024 году.

«Бирюч, Новый Оскол и, тем более, Прохоровка, это малые населенные пункты. И мы специально поехали туда, потому что это героические земли, и люди, которые пришли к нам, были удивлены. Потому что вживую большинство из них оперу, конечно, не видели никогда», – говорит Светлана Боруха.

Сейчас Белгородская государственная филармония в процессе реализации проекта 70 концертов к 70-летию Белгородской области. Из них только 7 пройдут в залах Филармонии.

Туйаара Пестрякова рассказала о развитии музыкальной культуры в Республике Саха (Якутия). «Филармония Якутии и самый крупный её коллектив, симфонический оркестр Symphonica ARTica, были созданы в 2011 году, и сейчас у нас идёт 14 сезон, – говорит Туйаара Пестрякова. – Создание этого оркестра стало возможным благодаря грамотной подготовке кадров. Тридцать лет назад главой нашей республики Николаевым Михаилом Ефимовичем была создана Высшая школа музыки. Закономерно, что

реальная возможность получить профессиональных музыкантов возникла только через 15 лет. Первым коллективом был духовой оркестр, следующим стал уже симфонический оркестр. В 2025 году планируется завершение строительства здания филармонии, где также будут размещены Театр «Олонхо» и Институт геокультурного развития».

Юлия Стрижак, в своем докладе затронула тему реконструкции Музыкального театра имени Фёдора Шаляпина в Санкт-Петербурге:

«Мы будем использовать там все разные доступные современным людям средства продвижение классического музыкального искусства».

Художественный руководитель и музыкальный директор филармонического оркестра Лейпцига Михаэль Келер отметил, что рад находиться в Санкт-Петербурге в «это особое время». «Музыка для меня отражает человечность и наше общество. Сегодня мы работаем над укреплением наших связей в музыкальном мире», – говорит Михаэль Келер.

Директор программы «Территория культуры Росатома» Оксана Конышева в своем выступлении рассказала, как проходит работа в сфере культуры и сохранения культуры в "атомных" городах России.

«Мы, конечно же, существуем в поле Российской Федерации, в нашем культурном коде. Но в то же время нам кажется, что к этому общему коду, который присущ всей нашей многонациональной и многоконфессиональной стране, у нас есть еще и свой код, свой промышленный код, свой код сохранения страны, обеспечения безопасности страны, создание ядерного щита. А сегодня, если мы говорим о будущем, то и создание невероятных технологических, инновационных, прорывных проектов, которые будут двигать и двигают нашу страну вперед, – говорит Оксана Конышева. – У нас есть Детская музыкальная академия Атомных городов, у нас есть различные отраслевые фестивали и конкурсы. Но, помимо этого, мы опять же возвращаемся к своему традиционному коду. И нам кажется, что важно не только выращивать профессионала именно музыканта, но важно максимально давать возможности в различных творческих проектах всем ребятам, и наши будущие физики, прошедшие музыкальное образование, в этом смысле гораздо более успешны и прогрессивны».

Представитель Китайского национального общества содействия развитию искусств и культуры (Китай), композитор Гуан Ша говорил о музыке, как об особом языке, который отражает особенности каждой национальной культуры и ценности: «В Китае мы призываем родителей приучать детей к музыке. Чтобы они изучали музыку, слушали, ходили на концерты. Таким образом, у них проявляются правильные взгляды на жизнь, здоровые взгляды. Это наше будущее».

Генеральный директор Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры «Петербург-концерт» Екатерина Артюшкина отметила, что не отказывается от всех современных возможностей, которые необходимы для составления репертуарной политики и для новых проектов. «Безусловно, современная музыкальная культура – это сложная многофункциональная система, включающая в себя различные культурные слои и сферы музыкальной деятельности. Главным качеством современной музыкальной культуры является её способность и готовность к адаптации различным влияниям извне, – говорит Екатерина Артюшкина. – На нашем опыте сегодня мы очень хорошо и умело начали пользоваться цифровыми технологиями. В своей работе, я знаю, также и в вашей, это огромное подспорье, с помощью которого наш репертуар становится разнообразным. Но в этом есть и плюсы, и минусы. Стирать границы между академическим искусством и современными технологиями – это тонкая грань, по которой нужно идти очень аккуратно».

Директор Крымского концертного объединения Олеся Костенко сказала, что так же, как и практически все филармонии и концертные организации, объединение столкнулось с оттоком зрителей, который является естественным следствием отсутствия в 90-е и 2000-е годы основательной планомерной работы со всеми возрастными категориями слушателей.

«Концерты симфонического оркестра преимущественно посещали люди старшего поколения. Поэтому приоритетной для нас стала задача привлечь молодых слушателей, – говорит Олеся Костенко. –  И первым шагом на пути к её решению стал целый ряд концертных проектов, отвечающих модным веяниям и тенденциям современной музыкальной культуры. Одним из наиболее ярких трендов в концертной деятельности является стремление зрителей посещать мероприятия, впечатлениями от которых можно делиться в социальных сетях. Чтобы концерт соответствовал данному запросу публики, необходимо определённое визуальное оформление концертной площадки. Крым богат как рукотворными памятниками истории архитектуры, так и природными. Данная особенность подтолкнула нас к созданию творческих проектов вне концертных залов, которые стали интересны как местным жителям, так и гостям Крыма».

Специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой расширил круг спикеров и выступил на площадке в качестве гостя. «Тема, которая обсуждается, очень важна, потому что филармонический репертуар имеет тенденцию к сужению, - говорит Михаил Швыдкой. – Люди хотят слушать знакомое. Они хотят, чтобы их удивляли знакомым. И ничего с этим сделать мы не сможем всё равно. Это серьёзнейшая проблема. Как расширить чуть-чуть репертуар и исполнять современную музыку? Нужно искать какие-то ходы к слушателям, потому что сегодня слушатель, воспитанный на средствах современных коммуникаций, хочет адаптированную классику».

Михаил Ефимович отметил, что традиция все равно живет в такой «биологической памяти» композиторов: «Никуда от этого не уйти. Все равно, когда человек начинает писать современную музыку, он помнит, что он знает все симфонии оперы Чайковского. И здесь состоит опасность в том, что композитор начнёт работать как искусственный интеллект. И это опасность главная. Я говорил об этом. Проблема не в том, что искусственный интеллект начнет работать как человек, а в том, что человек начнет писать как искусственный интеллект».

Ректор Казанского государственного института культуры, профессор, заслуженный деятель культуры науки Республики Татарстан Роза Ахмадиева отметила работу образовательных учреждений в рамках национального проекта «Культура».

Сергей Катасонов рассказал, что ассоциация «Франко-Российский диалог» проводит около 50 мероприятий в год. «За 20 лет работы наши взаимодействия и контакты с Францией изменились, по понятным причинам, и сегодня язык общения стал другим. Сегодня язык общения - это культура, язык, который не требует перевода, – говорит Сергей Катасонов. Россия сегодня страна,-  которая сумела сохранить этнос и культуру многих народов. И мы просто обязаны эти традиции сегодня передавать, гордиться ими».

Александра САЙДОВА

18.09.2024



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Анонсы

Анонсы

Все анонсы


Подписка RSS    Лента RSS






 

 
Рассылка новостей