• ВКонтакте
  • Одноклассники
  • YouTube
  • Telegram


Новости


Подписаться на новости



11.03.2019

«Три маски короля»

Так называется балет, мировая премьера которого прошла на сцене Самарского академического театра оперы и балета. Автор музыки – санкт-петербургский композитор Михаил Крылов, соавтор либретто и балетмейстер-постановщик - солист Мариинского театра Юрий Смекалов, дирижёр-постановщик – главный дирижер Самарского оперного театра Евгений Хохлов, художник-постановщик Вячеслав Окунев (Санкт-Петербург).

Интригующее словосочетание «мировая премьера», которое стремительно обрело популярность в последние годы, определяет особый «статус» того, что впервые предлагается вниманию зрителей. Самарский спектакль, у которого не совсем обычная история,  полностью оправдал их ожидания.

Идея спектакля принадлежит петербургскому бизнесмену и меценату, доктору наук Вячеславу Заренкову. Будучи человеком разносторонних интересов, Заренков заявил о себе не только на научном, но и на культурном поприщах. Основанные им социально-культурный проект «Созидающий мир», одноименный благотворительный фонд и театр «Килизэ» оказывают поддержку масштабных культурных проектов.

Заренков является также автором литературных произведений и балетных либретто, одно из которых легло в основу «Трех масок короля». При этом полная свобода творчества была предоставлена Юрию Смекалову - известному танцовщику, успешно заявившему о себе и на хореографическом поприще. Исходному сказочному либретто Смекалов придал философскую глубину, сделав упор на том, что люди вынуждены одевать на себя различные «маски» в соответствии с конкретными жизненными обстоятельствами. По существу это данность, то, что сопутствует каждому из нас на протяжении всей жизни и без чего невозможно представить себе существование человека в обществе. Так сформировался жанр будущего спектакля – балета-притчи, не имеющего конкретной временной и географической привязки.

Спектакль преподносит зрителям немало сюрпризов. Доминантой его оформления стала огромная маска. По ходу действия  она постоянно трансформируется, меняя свою конфигурацию, распадаясь на части и по существу формируя среду обитания персонажей, которые по гриму и костюмам напоминают то ли обитателей древнего Египта, то ли инопланетян.

Благодаря гармоничному сочетанию световой партитуры, (художник по свету Ирина Вторникова), и тщательно проработанного видеоконтента спектакля – 3Д-проекций (художник Виктория Злотникова), сценическое действие получилось ярким и зрелищным.

Необычно и звучание оркестра, на игру которого налагается пласт компьютерной музыки (саунд-продюсер Влад Жуков). Оркестровку осуществил молодой композитор, аспирант Гаагской консерватории Даниил Пильчен. При этом маэстро Евгению Хохлову удалось добиться исключительно сбалансированного и синхронного сочетания живого оркестрового звучания и компьютерного саунд-трека. В мелодичной музыке «вневременных» «Трех масок» нет-нет, да и проступает российский колорит – то в напоминающей о  глазуновской «Раймонде» лирической теме, то в танцевальных ритмах советских времен.

Юрий Смекалов сочинил оригинальную хореографическую партитуру балета, в которой современная танцевальная лексика сочетается с канонами классического танца. С точки зрения разнообразия пластики и психологической глубины происходящего на сцене более убедительными показались сольные и камерные эпизоды спектакля, массовые же сцены с их «рубленой» пластикой выглядят подчас несколько однообразно.

Уследить за калейдоскопом  масочных метаморфоз, расшифровать их психофизиологические подтексты, честно говоря, сложновато. Впрочем, в этом нет особой необходимости. Увлекает, побуждая к осмыслению происходящего на сцене, сама по себе танцевальная стихия спектакля.

Первые премьерные представления нового балета показали, что самарская труппа сумела успешно адаптироваться к совершенно новой, непривычной для нее пластической лексике. Точно и слаженно, с большой эмоциональной отдачей танцует кордебалет, убедительны и солисты труппы. Для них подлинным образцом мастерства стал премьер Мариинского театра, звезда мирового балета Владимир Шкляров, который принял участие в подготовке спектакля и исполнил в его первом премьерном показе главную партию короля Юлия. Артист буквально выплескивал в зал сгустки энергии, побуждая зрителей сопереживать его персонажу.

Партию Юлия исполнили также ведущие самарские солисты Сергей Гаген и Кирилл Софронов, каждый из которых сделал свои акценты в обрисовке характера этого мятущегося персонажа. Если в исполнении Софронова Юлий показался несколько брутальным и замкнутым, то в исполнении Гагена, которому несомненно близка современная танцевальная стилистика, - он выглядел более мягким и беззащитным. В партии лирической героини Эммы – девушки, влюбленной в короля, выступили Ксения Овчинникова, Вероника Землякова и Марина Накадзима. Большой творческой удачей стало исполнение Анастасией Тетченко партии Сары - существующего, может быть, только в воображении Юлия персонажа-оборотня, который по ходу действия предстает в облике зловещего главного советника Конора. Тетченко продемонстрировала отличную танцевальную технику, недюжинные актерские способности и талант перевоплощения.

Мировую премьеру балета «Три маски короля» можно считать знаковой не только для Самары, но и для российской театральной провинции в целом. Она свидетельствует о расширении творческих горизонтов коллективов, квартирующих вдали от столичных пределов, что особенно символично в объявленный в нашей стране Год театра.

Несколько коротких интервью создателей балета «Три маски короля».

Вячеслав Заренков: «Испытываю большое удовлетворение в связи с тем, что моя идея создать этот балетный спектакль воплотилась в жизнь. Если не получать удовольствие от проектов, которым оказываешь поддержку, то зачем этим заниматься. Впечатление от самарского спектакля - самое замечательное».

Юрий Смекалов: «Поработав с балетными труппами Большого и Мариинского театров, с артистами Германии и Мексики, убедился, что труппа Самарского театра ничем не уступает им по своей мотивации. «Три маски короля» представляют ее в новом репертуаре, свидетельствуя о том, что самарские артисты умеют по-настоящему работать и что хореографы могут без опаски приезжать сюда для реализации интересных проектов».

Евгений Хохлов: «Спектакли Юрия Смекалова - всегда спектакли-шифры, спектакли-символы, то, что не лежит на поверхности и требует нескольких «подходов». Рад, что мне удалось убедить авторов проекта в том, что для его реализации нужен именно наш театр, у которого для этого есть технические возможности и желание экспериментировать. Это довольно серьезная история, которая требует от зрителей особого настроя и внутренних исканий».

Вячеслав Окунев: «Мне очень нравится работать с современным материалом, который волнует зрителя и находится на стыке разных жанров. Я за эксперимент, за то, чтобы балетмейстеры пробовали что-то новое. «Три маски короля» – это легенда, в которой много от античности и от современной субкультуры, и соединение таких мифологем, на мой взгляд, чрезвычайно интересно. Наше искусство – на нюансах. Сейчас в театре огромные возможности создавать различные эффекты, на которые зрителю интересно смотреть».

Валерий ИВАНОВ

Фото Виктории Назаровой предоставлены Самарским оперным театром

11.03.2019



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей