Новости


Подписаться на новости



10.12.2021

Три черно-белые карты.

В афишу этого спектакля «Пиковая дама», несмотря на то, что в основе оперы – повесть Пушкина, вполне можно было поставить подзаголовок «К 200-летию со дня рождения Ф.М.Достоевского».

Герман – Николай Ерохин,  Чекалинский – Борис Калашников,
Томский – Никита Одалин, Сурин – Максим Палий

Над новой постановкой «Пиковой дамы» Чайковского в Государственном театре оперы и балета Республики Коми работали режиссер Илья Можайский, дирижер Роман Денисов, художник Мария Смолко, хореограф-постановщик Андрей Меркурьев, художник по свету Нелли Сватова, хормейстеры Ольга Рогачева, Алла Швецова, художник видеоконтента Михаил Смолко. В спектакле занят весь коллектив театра – не только оперная, но и балетная труппы, он по-настоящему масштабен и эффектен.

Существуют произведения, интерпретации которых практически невозможно оценивать в стандартном наборе критериев оценки оперного спектакля. Материал, при условии серьезной попытки его постижения, «тянет» за собой серьезные ассоциации, поднимает пласты, ведущие к осмыслению сложных культурологических и даже мировоззренческих аллюзий. Создатели спектакля изначально анонсировали свою работу как «мистический триллер», но в итоге «копнули» гораздо глубже. 

В спектакле главенствует не мистика, а та извечная тема борьбы Света и Тьмы (в данном контексте эти слова следует писать с заглавной буквы), поле битвы которых, как сказал Достоевский, сердца людей. Изначально светлого Германа (Николай Ерохин) увлекают в пучины тьмы самые настоящие темные силы. У них есть вполне конкретный представитель – граф Томский (Никита Одалин), который в этом спектакле кто-то типа Мефистофеля-Воланда (ассоциации с Булгаковым возникнут потом и в сцене мистического бала, от которого повеет чем-то потусторонним). Запустив пружину действия рассказом о трех картах, он и останется его двигателем почти до самого финала, когда крутанув барабан пистолета, он подсунет его Герману – игра так игра, в «русскую рулетку» играть тоже можно, не только в карты.

Графиня – Галина Петрова

В раскрытии этой темы постановщики не просто оказались последовательными, но придали ей по-настоящему зрелищное воплощение. Оформление лаконично – некое пустое пространство, которое могут трансформировать ширмы и зеркала (ими «управляют» также артисты, представая некими потусторонними тенями, подчеркивающими мистическую атмосферу). В центре задника – двери, и мы практически сразу поймем, что это некий портал входа в иное пространство (опять же аллюзии с Булгаковым), оттуда появляется призрак, там исчезает решившая покончить с собой Лиза, туда в финале пара светлых детей (надо понимать, что это детские образы Германа и Лизы) увлечет наконец-то обретающую покой мятежную душу главного героя… Главный визуальный образ – проецируемое на задник изображение головы статуи Венеры (ведь «Венерою московской» называли в Париже Графиню), из абсолютного символа красоты в своем изначально белоснежном варианте превращающейся в страшного монстра – а всего-то цвет сменился с белого на черный, точнее, фотопозитив превратился в негатив (насколько сильна здесь игра слов и смыслов!). 

Черно-белая графика спектакля очень выразительна. Совершенно непостижимым образом, без узнаваемых силуэтов зданий, чувствуется образ Петербурга – мистического города, и здесь возникают ассоциации не только с «Невским проспектом» еще одного великого мистика Гоголя, но и со многими стихами Александра Блока. 

Лиза – Ольга Георгиева, Полина – Яна Пикулева

Действие спектакля непрерывно, одна картина «перетекает» в другую, черно-белая графика дает понять, и кто есть кто из персонажей – в белом до конца останется только благородный князь Елецкий (Андрей Ковалев – надо сразу сказать, вокально и актерски одна из самых совершенных работ в спектакле). Даже Лиза, ближе к финалу, набросит на свое белое платье черный плащ… Силы тьмы слишком мощны… В партии Лизы – Ольга Георгиева из петербургского театра «Зазеркалье» (гостьей на этой сцене ее можно назвать только относительно – уроженка Коми, она работала в театре и продолжает в нем появляться). Замечательно передан характер, опять-таки «достоевский» надлом и в чем-то черты героинь более позднего времени – трагичных героинь поэзии Серебряного века, которых не могло устроить просто спокойное счастье с достойным избранником. При этом Лиза у Ольги Георгиевой - героиня лирическая, голос светлый, красивого мягкого тембра, однако, ей удались и отчаянные взрывы эмоций, при этом не пострадала вокальная линия. Галина Петрова невероятно преобразилась в старую Графиню – браво художникам-гримерам, но, конечно, не только им. Певица сумела не просто передать характер, а подняться до тех самых обобщений, которые требовали постановщики – передать загадочное, мистическое дыхание смерти.

Лиза – Ольга Георгиева, Елецкий – Андрей Ковалев

Партия Германа – извечный «камень преткновения» при постановках «Пиковой». Театр удалось пригласить одного из лучших современных Германов – Николая Ерохина из МАМТа им. Станиславского и Немировича-Данченко. С подлинным блеском и свободой исполнив партию, певец органично вписался в концепцию спектакля, стал его смысловым центром, при этом не нарушив своей бесспорной «звездностью» того ровного и убедительного ансамбля, который в этом спектакле есть  - Яна Пикулева (обворожительная Полина), Борис Калашников (Чекалинский), Максим Палий (Сурин), Михаил Ярмольский (Чаплицкий), Юрий Баянбаев (Нарумов), Николай Калашников (Распорядитель), Ольга Сосновская (Гувернантка), Анастасия Морараш (Маша). Чувствуется, что дирижер и режиссер прорабатывали нюансы и между собой, и с исполнителями. Мизансцены органичны, вытекают из музыки. Оркестр с честью справился с задачей «поднять» эту партитуру, звуковой поток, ведомый энергией дирижера, буквально захватывает, вместе с тем бережно донесены нюансы. Думается, что, конечно же, в возможности достойного музыкального воплощения музыки «Пиковой» большую роль те интересные (и непростые) симфонические программы, которые благодаря Роману Денисову прочно вошли в практику театра.

Наличие в афише такого спектакля, как «Пиковая дама»  многое говорит об уровне коллектива. О том, что труппа с честью справилась с задачей исполнения одной из самых сложных опер не только русского, но и мирового репертуара, свидетельствовали не умолкающие в течение как минимум десяти минут зрительские аплодисменты. 

Надежда КУЗЯКОВА

Фото Юрия Ефимца предоставлены пресс-службой
Государственного театра оперы и балета Республики Коми

10.12.2021



← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей