Новости


Подписаться на новости



«Арабеск» - конкурс не совсем обычный

Церемония награждения. Фото Никиты Чунтомова.

Прописанный в Перми Открытый российский конкурс артистов балета имени Екатерины Максимовой в нынешнем году был юбилейным – пятнадцатым по счёту. К тому же исполнилось 30 лет со времени проведения самого первого «Арабеска»-88, который так и остался без порядкового номера: отсчёт соревнований начался с 1990 года.

«Арабеск» - конкурс не совсем обычный. Своим рождением он обязан группе энтузиастов – молодых людей разных профессий, которые были не только поклонниками балетного искусства, но и подлинными патриотами Перми. Они стали инициаторами возрождения культурных традиций города, связанных прежде всего с именем выдающегося деятеля русского искусства Сергея Дягилева, юность которого прошла в Перми. Имя Дягилева стало тем аккумулирующим центром, вокруг которого в Перми сформировалось общество любителей балета «Арабеск», ставшее вскоре мощным генератором идей и начинаний, всколыхнувшим культурную жизнь города. Здесь начались работы по созданию мемориального музея Дягилева, в течение нескольких лет издавалась газета «Русские сезоны», был проведён первый в стране фестиваль хореографических училищ, из которых одно из лучших живёт и здравствует именно в этом городе.

Проведённые в Перми во второй половине 1980-х годов по инициативе общества «Арабеск» конкурсы артистов балета Урала и Сибири совсем скоро из региональных однодневных блиц-состязаний  превратились в конкурс республиканского масштаба. В 1990 году он прошел под официальным титулом первого Открытого российского конкурса артистов балета «Арабеск» с участием не только отечественных, но и зарубежных артистов.

Данила Хамзин (Россия, Пермь, первая премия). Фото Эдварда Тихонова.Кирилл Макурин (Россия, Пермь, первая премия). Фото Эдварда Тихонова.

Данила Хамзин (первая премия), Кирилл Макурин (первая премия). Фото Эдварда Тихонова.

С 1990 года художественным руководителем и председателем жюри конкурса «Арабеск», который проводится без единого сбоя с интервалом в два года, является легендарный танцовщик XX века, народный артист СССР Владимир Васильев. С 1996 по 2008 год во главе жюри была народная артистка СССР Екатерина Максимова, после ухода которой конкурсу «Арабеск» в 2012 году присвоено её имя.

Членами жюри конкурса, находящегося с 1996 года под патронатом ЮНЕСКО, были многие выдающиеся представители мирового балетного искусства. На конкурсе работает также жюри прессы. За три десятилетия в «Арабеске» приняли участие сотни молодых российских и зарубежных танцовщиков, многим из которых он дал путёвку в жизнь. В разные годы лауреатами конкурса стали завоевавшие впоследствии широкую известность танцовщики, в числе которых Эгле Шпокайте из Литвы, Иван Васильев из Беларуси, Андрей Писарев из Украины, москвичи Дмитрий Гуданов, Константин Иванов и Артём Овчаренко, санкт-петербуржцы Андрей Баталов, Андрей Меркурьев и Эрнест Латыпов.

Гран-при конкурса, носивший вначале имя Сергея Дягилева, был впервые вручен на «Арабеске»-92. Его получил обладавший феерической виртуозностью, драматическим талантом и редкостным артистическим обаянием японский танцовщик Морихиро Ивата. За всю историю конкурса счастливых обладателей Гран-при было всего трое: на балетном небосводе такие звезды вспыхивают нечасто. В 2010 году его получил танцовщик из Южной Кореи Чжун Йон Дже. С 2012 года Гран-при «Арабеска» носит имя Екатерины Максимовой. В том году его получил ещё один участник из Южной Кореи - Кимин Ким.

С течением времени «Арабеск» обретает новые грани. Начиная с 2010 года, в его программу включён конкурс хореографов и исполнителей современной хореографии, а с 2016 года соревнование проводится в двух группах: младшей – с 13 до 17 и старшей –  с 18 до 26 лет.

Виктория Дедюлькина (Россия, Челябинск, вторая премия) и Валерий Целищев (Россия, Челябинск, лучший партнер). Па-де-де из балета «Дон Кихот».  Фото Никиты Чунтомова.

Виктория Дедюлькина (Россия, Челябинск, вторая премия) и Валерий Целищев (Россия, Челябинск, лучший партнер). Па-де-де из балета «Дон Кихот».  Фото Никиты Чунтомова.

Конкурсные выступления проходят на сцене Пермского оперного театра и состоят из трех туров. Участники могут выступать либо соло, либо в дуэте. Конкурсная программа включает вариации и па де де хореографов XIX – XXI веков, а один из номеров второго тура – современный, длящийся не более четырёх минут и поставленный не ранее, чем за шесть, а для участия в конкурсе современной хореографии – не ранее, чем за два года до конкурса.

В жюри нынешнего юбилейного конкурса под председательством Владимира Васильева работали Дитмар Зайфферт (Германия, Берлин), Морихиро Ивата (Япония, Иокогама), Сон Хи Джан (Республика Корея, Сеул), Педро Карнейро (Португалия, Лиссабон), Андре Луис (Канада, Виннипег), Раду Поклитару (Украина, Киев) и россияне Леонора Куватова (Уфа), Татьяна Предеина (Челябинск), Алексей Мирошниченко и Владимир Толстухин (Пермь).

Программа торжественного открытия конкурса стала визитной карточкой «Арабеска». В первом отделении, посвящённом 200-летию со дня рождения Мариуса Петипа, зрители увидели фрагменты из балетов великого хореографа в исполнении лауреатов «Арабеска» прошлых лет, в числе которых - премьер Мариинского театра Кимин Ким с партнёршей по телевизионному проекту «Большой балет» солисткой Мариинского театра Ренатой Шакировой, солист Михайловского театра Эрнест Латыпов и ведущие солисты пермской труппы Инна Билаш и Никита Четвериков.

Во втором отделении были показаны работы шести молодых хореографов из Перми, Москвы и Санкт-Петербурга, отмеченных на двух последних «Арабесках». Все они - участники творческой мастерской Владимира Васильева, целью которой является создание хореографических миниатюр, построенных на сюжетах произведений классиков русской литературы. По замыслу мастера, это должно способствовать серьёзному осмыслению хореографами своей работы, пониманию, во имя чего они сочиняют те или иные пластические этюды, эскизы и комбинации. Программа, показанная на открытии «Арабеска»-2016, была посвящена Николаю Гоголю, нынешняя – Льву Толстому. Представляя работы своих воспитанников, Васильев не случайно провёл параллель между Толстым и Петипа – великими современниками, жившими в России во второй половине XIX века и одинаково понимавшими высокое предназначение своего творчества.

Наибольшее впечатление произвели миниатюры «После бала» пермяка Алексея Расторгуева, композиционная стройность которой сочетается с достоверной передачей переживаний  главного персонажа, и «Молох» по «Севастопольским рассказам» москвича Павла Глухова, вызвавший искреннее сопереживание драматической судьбе молодых солдат.

Павел Глухов (Россия, Москва). Номер современной хореографии «Молох». Фото Никиты Чунтомова.

Павел Глухов (Россия, Москва). Номер современной хореографии «Молох». Фото Никиты Чунтомова. 

В этом году в оргкомитет конкурса поступило более 250 заявок из 19 городов России и из 16 стран Европы, Латинской Америки, Центральной и Восточной Азии и Закавказья. Наряду с бывшими республиками СССР это Германия, Ирландия, Израиль, Монголия, Бразилия, Корея и Япония.

В первом туре выступили 111 конкурсантов. Среди зарубежных участников больше всего было корейцев - 24 человека, и японцев - 20 человек. Из 67 россиян численное преимущество было за пермяками – 18 человек, большинство из которых - студенты Пермского хореографического училища. На второй тур прошли 77, а на заключительный, третий – 34 участника. Это 15 россиян: шесть пермяков, из которых пять - студенты училища, по три участника из Москвы и Уфы, по одному из Краснодара, Челябинска и Новосибирска, а также шесть участников из Кореи, по четыре из Японии и Бразилии, два - из Казахстана и по одному из Киргизии, Монголии и Германии. Финалистов женщин и мужчин оказалось поровну – по 17 человек, зато участников старшей группы было вдвое больше, чем младшей: соответственно 23 и 11 человек. Таким образом, значительную часть конкурсантов составили представители стран азиатского и южноамериканского континентов, в которых популярность балетного искусства растёт в геометрической прогрессии.

По окончании первого тура стало очевидно: большая часть участников неплохо владеет танцевальной техникой, уверенно выполняет достаточно сложные виртуозные комбинации. Однако это - лишь необходимый фундамент танцевального ремесла, которое при наличии таланта, хорошей выучки и трудолюбия с течением времени может обрести черты подлинного искусства. До этого многим конкурсантам пока ещё далеко. Бесконечный, перемежаемый нечастыми па де де поток вариаций на первых двух турах порой попросту усыплял, настолько неотличимыми одна от другой они были. А ведь каждая - из балета, имеющего свою стилистику, в каждой – индивидуальность сочинившего её хореографа.

Состав конкурсантов, прошедших на второй тур, оказался достаточно ровным и сильным. Кое-кого выручали номера современной хореографии, в которых они чувствовали себя более свободно и раскованно, раскрепощались.

Создалось впечатление, что конкурсанты, особенно мужчины, в классике предпочитают бравурные, броские номера, в которых можно проявить юношеский темперамент и задор. Лирические, рафинированные па-де-де и вариации выбирали немногие – на них легче споткнуться, заметнее проступают исполнительские изъяны. Многие конкурсантки предпочитали мягкие, не обременённые драматическим подтекстом вариации из «Тщетной предосторожности», «Коппелии», «Пахиты». Только по одному разу довелось увидеть женскую вариацию из «Большого классического па» Д. Обера в хореографии Гзовского, да и то в исполнении конкурсантки из младшей группы, и мужскую вариацию Джеймса из «Сильфиды» в хореографии Бурнонвиля.  

На втором и третьем турах своеобразный рекорд установила выигрышная виртуозная вариация Вайю – Бога ветра из балета «Талисман», которую соло и в па-де-де станцевали около десяти раз. Мужчины с удовольствием танцевали также вариации Базиля из «Дон Кихота», Актеона из «Эсмеральды», Раба из «Корсара», Филиппа из «Пламени Парижа». Запомнился pas d”esclave - бравурный игровой дуэт из «Корсара», в котором мужскую партию блестяще исполнили новосибирец Никита Ксенофонтов и пермяк Кирилл Макурин, получившие первые премии в старшей группе. Никита стал также обладателем приза зрительских симпатий, а Кирилл - второй премии за исполнение современной хореографии.

Перечислить имена всех призёров – лауреатов и дипломантов конкурса невозможно: их вместе с награждёнными разнообразными специальными призами около пятидесяти человек. Стоит отметить, что первые премии у женщин в обеих возрастных группах достались кореянкам. Это техничные и не допустившие помарок Ким Ю Чин и Сон Чон Ын.

Среди особо запомнившихся конкурсантов – учащиеся Пермского хореографического училища братья Данила и Алексей Хамзины, ставшие лауреатами соответственно первой и второй премий в младшей группе. У обоих прекрасные данные для исполнения в будущем ведущих партий лирического репертуара. Незаурядную танцевальную технику и прекрасные партнёрские качества продемонстрировали получившие третьи премии в старшей группе Софья Гаврюшина и Рустам Исхаков

Софья Гаврюшина и Рустам Исхаков (Россия, Уфа, третья премия). Фото Эдварда Тихонова.

Софья Гаврюшина и Рустам Исхаков (Россия, Уфа, третья премия). Фото Эдварда Тихонова.

Сочетание ярких природных данных, трепетности и артистизма продемонстрировали танцовщики из Бразилии Луанна Гондим и Маркос Яго, ставшие дипломантом и лауреатом третьей премии конкурса соответственно и получившие, кроме того, приз за лучшее исполнение номера на музыку Петра Чайковского и премии жюри прессы, а также их соотечественники - лауреат третьей премии Майтэ Нунэс и её партнёр Габриэль Лопес, не принимавший участия в соревновании. Все они - выпускники находящейся в бразильском городке Жоинвиле балетной школы Большого театра. В поездке на конкурс их сопровождали генеральный директор школы Павел Казарян, музыкант, в прошлом артист оркестра Большого театра, и педагог-репетитор Айрат Хакимов, который получил диплом за подготовку участника конкурса Маркоса Яго.

В целом уровень юбилейного «Арабеска» был достаточно высоким. Тем не менее, подлинных исполнительских и артистических прорывов на нём не произошло, так что высшие награды – Гран при имени Екатерины Максимовой и приз Екатерины Максимовой и Владимира Васильева лучшему дуэту конкурса на сей раз оказались невостребованными.

Из почти шести десятков номеров, представленных на конкурсе современной хореографии, только три поставлены зарубежными участниками. Любопытно, что хореографов-мужчин оказалось в три раза меньше, чем женщин. Некоторые авторы выступили в качестве исполнителей своих сочинений.

Во многих современных номерах по-прежнему преобладают мрачные, лишённые позитива абстрактные пластические композиции. Это и некие медитации, и болезненные копания в собственной психике, передаваемые хаотичным набором изощрённых гимнастических упражнений. Чётких критериев оценки современной хореографии пока что нет, поэтому члены жюри руководствовались, похоже, исключительно личными предпочтениями. В номерах-фаворитах привлекает не столько новизна и оригинальность пластики, сколько попытки раскрыть внутренний духовный мир и взаимоотношения персонажей, а также внятная сюжетная канва.

Лауреатами стали Алексей Расторгуев за колоритный мужской дуэтный номер Vis-a-vis и шутливую сценку «Мой милый Сердан» под пение Эдит Пиаф и Мария Маркунина - за драматический номер «Иуда Искариот». В исполнении Юрия Выборнова исключительное впечатление произвел номер Константина Матулевского «Выйду ночью в поле с конём», подаривший ощущение беспредельной русской широты и простора. Интересно задуман представленный в авторском исполнении москвича Евгения Смирнова номер «Врубелевский демон: немая глубина», которому, впрочем, не хватило именно психологической углубленности исполнения.

Члены жюри и гости конкурса посетили легендарное Пермское хореографическое училище, где учащиеся разных классов специально для них подготовили концертную программу. В музейной экспозиции – как на ладони вся история училища, фотографии его знаменитых педагогов и выпускников.

Посещение музея Сергея Дягилева дало возможность увидеть любовно восстановленные мемориальные интерьеры родового гнезда этого знаменитого человека, ощутить ауру, в которой прошли его детство и юность.

На выставке Владимира Васильева «Танцующая кисть». Фото Марины Дмитриевой.

На выставке Владимира Васильева «Танцующая кисть». Фото Марины Дмитриевой.

В дни проведения «Арабеска» в Пермской художественной галерее экспонировалась выставка «Танцующая кисть Владимира Васильева», посвящённая 60-летию творческой деятельности мастера. Яркие, колоритные живописные полотна, сочные по цветовой гамме натюрморты, мягкие акварели с пейзажами, задушевными зарисовками и сюжетами из театральной жизни по-новому раскрывают духовный мир выдающегося деятеля отечественной культуры.

Нельзя не отметить отличную организацию конкурса дирекцией, возглавляемой Еленой Завершинской, и исключительный интерес к соревнованию жителей Перми, которые неизменно горячо и доброжелательно поддерживали его участников.

Следующий, 16-й конкурс артистов балета «Арабеск» состоится в Перми в апреле 2020 года.

Валерий ИВАНОВ

Фото Никиты Чунтомова, Эдварда Тихонова и Марины Дмитриевой

предоставлены пресс-службой Пермского оперного театра


← события

Выбери фестиваль на art-center.ru

 

Нажимая "Подписаться", я соглашаюсь с Политикой конфиденциальности

Рассылка новостей