Новости |
Музыканты, идущие «против течения»
17 декабря в «Доме на Знаменке» выступили лауреаты международных конкурсов Юрий Жислин (скрипка, альт) и Яков Кацнельсон (фортепиано). Подробности – в материале Полины Полянской.
Двое выпускников Гнесинской школы выделяются не только своим талантом, великолепной техникой игры, но и особым упорством, стремлением совершать задуманное, несмотря на мнение большинства.
Юрий Жислин влюблен в классику, джаз и рок. Его пример показывает, что освоение противоположных «полюсов», академической и популярной музыки, не вредит, а помогает привнести в творчество лучшее из того, что есть в разных стилях – глубину, свободу и артистизм.
Яков Кацнельсон вдохновляет уверенностью в себе. Его желание стать пианистом не получало поддержки со стороны окружающих, но он не сдавался и, несмотря на все трудности, шел к цели. Оставаться флейтистом было бы проще, но вместо простого пути он выбрал тот, который считал правильным.
На концерте в альма-матер дуэт приветствовали с большой радостью. Юрий Жислин не выходил на сцену Гнесинки уже 25 лет, но давно об этом мечтал. Нельзя было не заметить воодушевление исполнителей – весь вечер оно «звучало» в музыке Моцарта, Чайковского, Бартока и Брамса.
Сегодня оба музыканта с успехом выступают в России и за границей, преподают в престижных музыкальных учебных заведениях (Ю. Жислин – профессор Королевского музыкального колледжа в Лондоне, Я. Кацнельсон – доцент Московской консерватории и преподаватель МССМШ имени Гнесиных).
Для гнесинцев их советы и мнения могут оказаться действительно ценными:
Что, на ваш взгляд, необходимо юному музыканту для наиболее полного раскрытия своего потенциала?
Яков Кацнельсон: Сегодня многие хотят попробовать и одно, и другое, и третье, и четвертое – мне кажется, что это проблема. Не стоит пробовать все, нужно прислушаться к себе.
Юрий Жислин: Я всегда говорю своим студентам, чтобы они старались видеть какую-то конечную цель и стремиться к ней. Нужно не просто «пилить» на инструменте несколько часов, потому что так сказал учитель, а попытаться чего-то добиться за эти 2-3 часа.
Я поощряю их черпать впечатления извне, то есть ходить на концерты, в театр, на художественные выставки. Необходимо как можно больше слушать музыку и не бояться подражать. Все равно скопировать точно не получится – это будет ваш собственный голос, но мастер может повести вас в верном направлении.
Расскажите о ваших любимых исполнителях.
Яков: Мне нравятся очень разные исполнители – пианисты, певцы, скрипачи, дирижеры. Например, музыканты по фамилии Фишер: пианисты Эдвин Фишер, Анни Фишер и баритон Дитрих Фишер-Дискау.
Юрий: Мне ближе по духу пианисты Гилельс и Клиберн, а из скрипачей – Грюмьо, Шеринг, Крейслер, Менухин. Но я еще и поклонник джаза, поп, рок музыки - сам играю, импровизирую, попытался даже написать некий кроссовер между классикой, поп и рок-музыкой. В этих жанрах у меня тоже есть свои кумиры – «Queen» и Фредди Меркьюри мы слушали с ребятами еще со школьной скамьи. Я живу в Лондоне и каждый год, 24 ноября, стараюсь подъехать к дому Фредди Меркьюри, выразить свое почтение. У него очень многому можно поучиться – например, бешеной энергетике, которой он делится на концертах со своими слушателями.
Юрий, Вы сказали, что музыканту необходимо всегда видеть какую-то конечную цель и стремиться к ней. Всегда ли у Вас была цель в годы учебы?
Юрий: Нет, и в этом нет ничего хорошего. Я знал, что меня окружают потрясающие профессионалы – мои родители, замечательный педагог. Мне казалось, что они додумают, доделают все за меня – нужно только взять инструмент и водить смычком по струнам.
К сожалению, видение цели появилось тогда, когда я сам начал идти по довольно сложному жизненному пути, чего-то добиваться, искать.
Яков: А у меня как раз была цель – играть на рояле, потому что в школе из меня делали флейтиста. В пространстве флейты мне было узко.
Наш фортепианный отдел не хотел меня принимать, а духовой отдел ревновал. Мне приходилось пробивать дорогу, но я своего добился.
Яков, почему Ваше творчество сосредоточено исключительно на классической музыке?
Яков: В ней есть все, что есть во всей остальной музыке, мне абсолютно не нужно что-то другое.
Юрий: В какой-то степени не соглашусь. Я обожаю классическую музыку, но мне всегда не доставало импровизационной, джазовой стороны творчества. Кроме того, я бы очень хотел проявить себя и в рок-музыке.
Недавно в беседе с Юрием Башметом Михаил Сергевич Хохлов задал интересный вопрос: «Зачем музыкант выходит на сцену?» А как вы думаете, зачем?
Яков: Главное, чтобы ему было, что сказать. Если есть, что сказать, то вообще не возникает такого вопроса.
Юрий: Если бы у нас не было возможности периодически выходить на сцену и делиться своими эмоциональными впечатлениями с публикой, без этого мы не смогли бы жить. Мы выросли для того, чтобы делиться своим внутренним прочтением музыки с публикой.
Полина Полянская
Фотографии Ирины Шымчак
Анонсы |
-17.12.24-
-04.02.25-
-07.06.25-
-14.06.25-